Газета Спорт-Экспресс № 215 (3007) от 21 сентября 2002 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 сентября 2002 | Футбол - Украина

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ УКРАИНЫ

Вячеслав ГРОЗНЫЙ

ВОЗВРАЩЕНИЕ

Его тренерская карьера напоминает американские горки. В 96-м возглавил днепропетровский "Днепр", получил титул тренера года на Украине, откуда вскоре был изгнан с "волчьим билетом". В 98-м, работая в софийском "Левски", стал лучшим футбольным наставником в Болгарии. После нескольким лет чемпионского благополучия в московском "Спартаке" рядом с Олегом Романцевым новый крутой поворот: киевский "Арсенал".

Возвращение Грозного на родину получилось завораживающе эффектным: вчерашняя команда-призрак вдруг стала одним из лидеров чемпионата, а ее наставник снова претендует на роль тренера-чудотворца.

Кроме очков и высокого места в турнирной таблице у обновленного во всех отношениях "Арсенала", официально получившего теперь статус муниципального футбольного клуба, пока "ни кола, ни двора". На время футболистов приютил симпатичный туристический комплекс "Пролюок", расположенный в сосновом бору на выезде из Киева по Житомирскому шоссе. Отсюда рукой подать до стадиона ЦСКА, где "Арсенал" тренируется.

... Сегодняшняя тренировка назначена на пять вечера, а я объявляюсь в "Пролюке", как накануне условились по телефону, в десять утра. Времени уйма, поэтому поглядывать на часы Грозному нет никакой нужды. Улыбчивый и внимательный ("Чай? Кофе?"), он всем своим видом дает понять, что готов к неспешному и обстоятельному разговору. Меня это устраивает: вопросов созрело великое множество.

ПОЧЕМУ УШЕЛ ИЗ "СПАРТАКА"

- Людская молва уже выстроила цепочку: Цымбаларь - Тихонов - Бушманов - Грозный - Ананко... О Сычеве не говорю тут случай из ряда вон. Есть что-то общее в этих уходах из "Спартака"?

- Абсолютно ничего, уверяю вас! Хотя бы потому, что звенья выдуманной "цепочки" не совпадают ни по времени, ни по мотивам. Каждый делал собственный выбор, шел своим путем. Если в общих словах об игроках, то кто-то из них не смог примириться с мыслью, что перестал быть лидером в "Спартаке", а кто-то просто решил сменить обстановку. Сам я еще прошлой осенью говорил Романцеву, что намерен вернуться к самостоятельной работе, и он это воспринимал с пониманием. Мы тогда вместе отдыхали с семьями в Закарпатье. Я сказал Романцеву: "Иваныч, не сомневайся - о моем уходе из "Спартака" ты будешь знать первым". Так и получилось.

- Это правда, что у вас были варианты трудоустройства в серьезных европейских клубах?

- В том числе и в таких, которые выступают сейчас в Лиге чемпионов. Но раз не сложилось по ряду причин, в том числе и от меня не зависящих, не вижу смысла развивать эту тему. Одно могу сказать определенно: из "Спартака" ушел бы в любом случае.

- Смена руководства в клубе на это решение никак не повлияла? "Новая метла" и все такое...

- У меня остались, как теперь модно выражаться, цивилизованные отношения и с новым президентом "Спартака", и со спортивным директором. Другое дело, что в мои планы был посвящен только Романцев. С ним мы не один пуд соли вместе съели.

ДУЭТ РОМАНЦЕВ - ГРОЗНЫЙ

- Кстати, а как возник тренерский дуэт Романцев - Грозный?

- О, это довольно давняя история. Познакомились мы совершенно случайно в 1988 году на спартаковской базе в Алуште. Я тогда работал вторым тренером в запорожском "Торпедо", Романцев только принял "Спартак" (Орджоникидзе). Много общались, бывали друг у друга на тренировках. Быстро поняли, что примерно одинаково чувствуем и понимаем футбол. На этой почве и подружились. Когда случай представлялся, встречались, а перезванивались постоянно. В 94-м Олег Иванович предложил мне поработать у него ассистентом, потому что Тарханов ушел в ЦСКА. Романцев был тогда и президентом клуба, и главным тренером. Плюс возложил на себя ношу рулевого сборной России, которую готовил к чемпионату Европы в Англии. В конце концов, как вы помните, он полностью сосредоточился на сборной, а главным в "Спартаке" назначили Ярцева. У него было собственное видение игры и собственный тренерский штаб.

- Настолько "собственное видение", что Грозному в новом штабе места не нашлось?

- Дело даже не в этом. Я сам посчитал этичным либо работать в "Спартаке" с Романцевым, либо не работать вообще.

- Ваше второе пришествие в "Спартак" получилось более продолжительным, и с этикой как будто все было в порядке: Романцев, дай Бог ему здоровья, по сей день руководит игрой красно-белых. Однако уже без Грозного...

- Повторяю: я решил вернуться к самостоятельной работе. Никакого второго дна не ищите.

ДВА ПИЛОТА В ОДНОЙ КАБИНЕ

- Но главный тренер и ассистент - как утверждают знающие люди, две разные профессии. Получается, что Грозный, с такой легкостью их меняющий, - многостаночник?

- (Улыбается.) Возможно. По признанию, услышанному от того же Романцева, он уже не уверен, что смог бы работать ассистентом у кого бы то ни было. Привычка - вторая натура. И все же общего в этих занятиях, как мне представляется, больше, чем различий. Одинаковое, я бы даже сказал, синхронное видение игры, абсолютно тождественные подходы к учебно-тренировочному процессу, организации быта команды. Это как два пилота в кабине самолета: в любой нештатной ситуации первый может смело доверить штурвал второму. А разница только в одном - мере ответственности, которая у главного тренера несравнимо выше. Он должен уметь очень быстро, по ходу матча, принимать самые важные решения и быть готовым за них отвечать.

- А может быть, водораздел между первым и вторым тренером - всего лишь разная степень амбициозности людей, жажды власти? Говорят же: "команда Романцева". А хочется слышать: "команда Грозного". Нормальное, на мой взгляд, желание.

- Вероятно, какое-то зерно истины здесь есть. Но - хотите верьте, хотите нет - лично меня это не касается. Я не амбициозен в плане должности. А вот в работе - да, жутко амбициозен! Хочу, например, чтобы в нашей команде были и лучший водитель, и лучший администратор, и лучший врач, и лучший массажист. Не говоря уже о футболистах. Хорошо запомнил слова из книги выдающегося хоккейного тренера Виктора Тихонова: "Дело, которому мы служим, выше нас, выше наших личных амбиций и обид". Он тысячу раз прав!

СЫЧЕВ = ШЕВЧЕНКО

- Пожалуй, меня вряд ли поймут, если ничего не спрошу у недавнего спартаковского тренера о "деле Сычева", до сих пор сотрясающем российский футбол...

- Да, Сычев появился в "Спартаке" при мне, прошлой зимой. Уже на первом сборе в Турции стало ясно: по одаренности - потрясающий мальчишка! На мой взгляд, сравнимый с Андреем Шевченко. Прогрессировать Дима стал в "Спартаке", до уровня сборной быстро дозрел в этом клубе. А что касается скандала, то его я воспринял болезненно, потому что такой футболист должен играть, а не судиться с клубом. Поначалу все это походило на дурной сон, на наваждение, которое вот-вот должно пройти. Увы, это был не сон... Я до последнего верил в возможность разумного компромисса между "Спартаком" и Сычевым.

- Больше не верите?

- После всего, что уже произошло, такая вера напоминала бы "ложь во спасение". Горшки побиты на такие мелкие осколки, что вряд ли их возможно собрать и склеить.

- Между прочим, кроме "Шахтера" и киевского "Динамо" молва одно время "отправляла" Сычева и к вам в "Арсенал"...

- Благодарю за комплимент. (Смеется.) Только вот незадача: нам трансфер Сычева не потянуть. Ну а если серьезно, то ни украинские, ни российские клубы к "дележу" футболиста не имеют никакого отношения. На мой взгляд, те, кто стоит за Сычевым, ведут целенаправленную работу по трудоустройству юноши в солидный западный клуб. Иначе вряд ли был бы затеян весь этот сыр-бор. При любом исходе больше всех, конечно, морально настрадается сам футболист: тяжело оказаться в центре такого скандала.

ИЗ ГЕРОЕВ - В ИЗГОИ

- Иногда скандалы вокруг футболиста весьма печально заканчиваются и для тренера. Ничего, если мы вместе с вами вспомним историю пятилетней давности? Я имею в виду случай, когда форварда "Днепра" и сборной Украины Нагорняка обвинили в употреблении допинга и дисквалифицировали на год, а тренеру Грозному и доктору команды запретили работать в украинском футболе?

- Не скажу, что эти воспоминания мне приятны, но время лучший судья, и оно все расставило по своим местам. Никаких официальных решений "по Грозному" тогда, кстати, не принималось - все было на эмоциональном уровне.

- По одной из известных мне версий, Нагорняк пострадал "за того парня", который был якобы более ценен для украинского футбола, чем ваш воспитанник.

- Какой смысл обсуждать бездоказательные версии? Сам я склоняюсь к тому, что это была ошибка при анализе. Тем более что за повторной пробой в Швейцарию никто не летал. Нагорняка вызвали в сборную за 10 дней до стыковых матчей с хорватами, поэтому мне, как и клубному доктору, сложно было отвечать за допингтест игрока. Но главное - по своим физическим данным Нагорняк относится к футболистам, которые в стимуляторах не нуждаются. Судите сами: сейчас Сергею уже за 30, а он - один из ведущих легионеров китайского чемпионата, где к функциональной подготовке игроков предъявляются жесточайшие требования.

- И тем не менее вам пришлось уехать с Украины, оставить лидировавший тогда в чемпионате страны "Днепр". Очень было обидно бросать начатое?

- Обидно было, что фамилию Грозный ни за что ни про что вываляли в грязи... В 96-м журналисты назвали меня лучшим тренером Украины. Вот уж не думал, что путь из героев в изгои бывает таким коротким.

КТО СТАРОЕ ПОМЯНЕТ...

- Побороться за справедливость не захотели?

- Не то чтобы не захотел серьезные люди посоветовали не конфликтовать, не лезть на рожон... Да и главной причиной моего расставания с "Днепром" был не скандал, а решение спонсоров изменить стратегию клуба. Команда высокого уровня, видимо, показалась им в тот период слишком обременительной. Они решили сосредоточиться на воспитании молодых игроков в собственной футбольной школе. Посчитали, что привлечение таких уже сформировавшихся мастеров, как Мороз, Гецко, Мизин, Паляница, Шаран, Ковалец, Полунин, Нагорняк, - не тот путь, которым должен следовать "Днепр". Как говорится, хозяин - барин. Но меня это не устраивало. Я хотел, чтобы двукратный чемпион СССР "Днепр" и в самостийной Украине как можно скорее поднялся на один уровень с киевским "Динамо" и "Шахтером". Но меня не захотели слушать. А если собранные тобой игроки никому не нужны - какой смысл работать? Поэтому и принял приглашение софийского "Левски", которое, кстати, само по себе означало, что в нашем профессиональном кругу во всю эту ерунду с допингом никто не поверил.

- Интересно, те, кто пять лет назад громче всех кричал "Ату его, ату!", как-то отреагировали на возвращение тренера Грозного на Украину?

- Никак этого не ощутил. Надеюсь, они руководствуются той же народной мудростью, что и я: кто старое помянет тому глаз вон.

ВЫБОР КИЕВСКОГО МЭРА

- Как на вашем горизонте появился "Арсенал"?

- Как снег в июне. Звонок из приемной киевского мэра Александра Омельченко застал меня в Москве. Через пару дней я уже был у него в кабинете. Там же находились президент "Арсенала" Алексей Боровиков и председатель наблюдательного совета Владлен Ковтун. Мэр объяснил: возникла идея создать муниципальный футбольный клуб высокого уровня. Как потом оказалось, на пост главного тренера рассматривалось не меньше десятка кандидатур, но Омельченко остановил свой выбор на мне.

- Не поинтересовались почему?

- Спрашивал. В ответ услышал, что решающим аргументом стал мой опыт работы с "Днепром".

- Как долго обдумывали предложение мэра?

- Честно говоря, мне не дали на это времени. Омельченко сказал: "Мы приняли решение, вот вам моя рука".

- А контракт?

- Он был подписан чуть позже, на три года. Но опять же процитирую мэра: "Уверяю вас, мое слово дороже любой бумаги".

- Вы получили карт-бланш на комплектование команды?

- Когда мы 20 июня, за две с половиной недели до старта чемпионата Украины, приступили к работе, в команде не было ни одного игрока на контракте. Безумное было время - я путал день с ночью! Трудность заключалась в том, что приходилось наигрывать хотя бы приблизительный состав и одновременно просматривать новых футболистов, которых везли и везли неутомимые агенты. По самым скромным прикидкам, просмотрели в итоге не менее сотни игроков! С одними расставались после первой же тренировки, с другими - через неделю... Как на фотобумаге, опущенной в проявитель, постепенно проступали контуры команды. Ряд игроков взяли у киевского "Динамо", других украинских клубов, некоторых пришлось выкупить у прежних хозяев "Арсенала". Мне еще никогда в жизни не приходилось в столь жестких временных рамках приобретать 25 футболистов!

ИГРАЮТ НЕ ДЕНЬГИ, А ЛЮДИ

- По каким критериям шел отбор?

- Они просты: квалификация и желание играть в новом клубе. Я рад, например, что угадал в опытном и искушенном Коновалове капитана команды. Он и ребят на поле объединил, и сам играет в хороший футбол. Доволен, что комфортно чувствует себя у нас другой бывалый футболист Полтавец. Что с огнем в глазах тренируются молодые - Гусев, Наконечный, Карабкин, Клименко, Окодува... Самое последнее пополнение - братья Стежко из "Жальгириса" и нигериец Омоко из киевского "Динамо", которых мы взяли на арендных условиях.

- Кто вошел в ваш тренерский штаб?

- Из России приехали Владимир Муханов и Николай Леонов. С вратарями работает Сергей Краковский. Селекционной и информационно-аналитической работой занимается Игорь Бабинчук. Начальник команды - Алексей Величко, медицинскую службу возглавляет Андрей Колосов. Все - люди, проверенные футболом, хорошо мне знакомые.

- Правда ли, что "Арсенал" израсходовал на комплектование какие-то немереные деньги?

- Сам не знаю, сколько хозяева клуба потратили. Да и ни к чему мне это.

- Ну можно хотя бы сказать, что, допустим, выступающий за "Шахтер" нигериец Агахова, за которого потенциальные покупатели готовы выложить огромные деньги, стоит пятерых игроков "Арсенала"?

- Почему пятерых? Возможно, и десятерых. Но в любом случае это лукавый счет: на поле выходят не деньги, а живые люди. И все зависит от их настроя, желания. "Арсенал", например, вряд ли способен сегодня предложить тому же Коновалову условия, которые он, возможно, имел в предыдущих клубах. Зато у нас он сполна ощущает свою востребованность как профи, а это подчас дороже денег.

"АРСЕНАЛ" - ВЫЗОВ "ДИНАМО"?

- Как вы относитесь к разговорам о том, что новый "Арсенал" появлением на свет во многом обязан амбициям киевского мэра, видевшего в нем противовес "Динамо"? Ведь на Украине принято считать Омельченко и отца-основателя современного "Динамо" Григория Суркиса политическими антагонистами...

- (Улыбается.) Так может, именно футболу суждено их в конце концов примирить? Во всяком случае, на матчах "Арсенала" и "Динамо" не я один замечал мэра Киева и президента ФФУ сидящими рядом. Не думаю, что все эти разговоры, связанные с политикой, следует принимать всерьез. "Динамо" - это "Динамо", суперклуб с европейской известностью. "Арсенал" делает только первые шаги, до динамовских возможностей нам еще ой как далеко. Но хочу сказать о другом: какими бы амбициями ни руководствовался влиятельный человек, взявший под опеку футбольный клуб, он уже совершил богоугодное дело. Тем паче что речь идет о Киеве, располагающем колоссальным потенциалом для развития футбола. Мне кажется, украинская столица при правильной постановке дела может иметь в высшей лиге не 2 - 3 команды, а 5 - 6.

АГАХОВА, ЧЕРНАТ И ДРУГИЕ

- Каким вы нашли украинский чемпионат после пятилетней разлуки?

- Поскольку я, работая в "Спартаке", продолжал внимательно следить затем, что происходит на родине, никаких особых открытий для себя по возвращении не сделал. Есть две команды европейского уровня - "Динамо" и "Шахтер". Есть серьезно укомплектованные, возглавляемые авторитетными тренерами "Днепр" и донецкий "Металлург"... Характер борьбы, накал матчей, уровень футболистов - в целом все стало выше. Чего, а точнее, кого не было пять лет назад в украинском чемпионате, так это легионеров высокого уровня, игроков национальных сборных. Таких, как Агахова, Чернат, Джамараули, Чутанг... Если они к нам едут, значит, играть им здесь интересно, значит, растет уровень чемпионата.

- А вот главный тренер сборной Украины Леонид Буряк рассуждает иначе: обилие легионеров уничтожает национальный футбол, некого в сборную приглашать...

- Но мы же с вами толкуем о легионерах высокого класса, а не о посредственностях, которых, как я понимаю, имеет в виду Буряк. Тут я с ним вполне солидарен. А знаете, почему это происходит? Внутренний футбольный рынок у нас пока, мягко говоря, не слишком цивилизован, цены на доморощенных игроков подчас безумно завышены. Это касается и Украины, и России. Поэтому хозяину клуба иногда проще купить трех-четырех африканских или латиноамериканских легионеров, к тому же умело разрекламированных людьми, которые называют себя агентами, чем заполучить одного стоящего футболиста из соседнего города.

ГРОЗНЫЙ, ДА НЕ ОЧЕНЬ

- Вячеслав Викторович, насколько фамилия Грозный соответствует вашему характеру?

- (Смеется.) Полагаю, ровно наполовину. Жена и дочери (они обе студентки, учатся в Киеве) шутят, что я напрасно ношу такую фамилию, потому что на самом деле "не очень Грозный". Но футболисты, насколько я знаю, придерживаются противоположного мнения... По-моему, любая работа с полной отдачей меняет (или по крайней мере должна менять) человека. Особенно тренерская. Я не могу быть мягким и покладистым с игроками, не могу не требовать от них того максимума, на который они способны. Иначе все теряет смысл. Но при этом они должны хорошо понимать: ты требуешь "невозможного" не потому, что тебе так хочется, а потому, что заинтересован в их росте. Когда такое понимание есть - все в порядке.

- Попробуйте сформулировать ваши основные требования к футболистам.

- Первое - индивидуальная скорость во всех ее проявлениях: передвижения по полю, работы с мячом, принятия решений. Второе - игрок обязан уметь принимать решения на уровне поведения всей команды в любой фазе игры. Образно говоря, быть встроенным в эту игру. Третье - футболист должен быть высокохарактерным, готовым к жесткой контактной игре с большим количеством единоборств. Если все это неукоснительно соблюдается, считайте, что вы выиграли матч.

Юрий ЮРИС

Киев