СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ВТОРОЙ ДИВИЗИОН |
РУССКОЕ ПОЛЕ - ПАХАТЬ И ПАХАТЬ
КРАСНОЗНАМЕНСК. От игрока итальянской серии А до тренера российского второго дивизиона - пионером этого сверхкрутого маршрута стал один из самых известных и удачливых наших легионеров - Игорь Шалимов.
ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ" |
Игорь ШАЛИМОВ
Родился 2 февраля 1969 года в Москве. Полузащитник. 182 см, 72 кг. Мастер спорта международного класса. Воспитанник школ московских "Локомотива" и "Спартака". Выступал за команды "Спартак" Москва (1986-1991), "Фоджа" Италия (1991/1992), "Интер" Италия (1992-1994), "Дуйсбург" Германия (1994/1995), "Лугано" Швейцария (1995/1996), "Удинезе" Италия (1995/1996), "Болонья" Италия (1996-1998), "Наполи" Италия (1998/1999). В чемпионатах СССР провел 95 матчей, забил 20 голов. Чемпион СССР 1989 года, серебряный призер чемпионата СССР 1991 года. Вице-чемпион Италии-93. Победитель молодежного чемпионата Европы-90. За сборную СССР/СНГ сыграл 24 матча, забил 2 гола, за сборную России - 23 матча, 3 гола. Участник ЧМ-90, ЧЕ-92 и ЧЕ-96. С ноября 2001 года - главный тренер ФК "Краснознаменск".
Первопроходцем Шалимов стал сознательно, одержимый навязчивой идеей испечь свой первый тренерский блин непременно на российской сковородке. Блюдо это он был готов густо начинить европейскими ингредиентами, пришедшимися ему по вкусу за годы странствий по Италии, Германии и Швейцарии. Но у нашего футбола, как, видимо, и у экономики, свой путь: никто из "великих" на заграничную кухню не клюнул. Испробовать шалимовские "учености плоды" рискнул лишь подмосковный "Краснознаменск", клуб зоны "Запад" второго дивизиона.
Ничего не поделаешь - академик Капица в годы ссылки проводил свои опыты по физике... в сарае, добиваясь потрясающих результатов. Но то было индивидуальное творчество. С коллективным сложнее. Сейчас сезон близится к концу, и у Шалимова уже появились какие-то результаты работы, наблюдений, сравнений отечественных реалий, например, с итальянскими. Самое время поделиться с читателями "СЭФ".
ГЛАВНЫЙ ПРОБЕЛ
- Я уже как-то обнародовал принцип своей тренерской работы: важно не где, важно как. Главное для меня - сам процесс, - напоминает тренер-дебютант. - Хотя окружающие условия, конечно же, накладывают отпечаток на его ход и качество: где твоя команда играет и тренируется, какими мячами, во что одета, как организованы сборы, насколько сильна поддержка трибун и т.д. Но для меня весь этот набор вторичен, а первично то, что происходит на поле.
- А что может происходить на поле, если нормальных сборов нет, если футболисты третий год выходят на игры в одной и той же форме и при пустых трибунах? Да и само поле сомнительного качества.
- Организационные вопросы, безусловно, важны. Но давайте разделим проблему на две части: собственно работа с командой и обеспечение условий. Для меня важнее первое - удается ли воплотить в жизнь свои уже достаточно устоявшиеся принципы и идеи?
- Вопрос интересный, особенно если вспомнить, что речь идет об игроках второго дивизиона, чьи технические, а то и физические возможности обычно ограниченны.
- На эти факторы тоже можно повлиять, но мне кажется, что самый большой пробел у наших команд - кстати, в отличие от тех же итальянских, - организация игры. У своей команды я хочу видеть четкий рисунок, поэтому мы и уделяем много внимания тактике. Есть целый набор командных элементов и в обороне, и в атаке, которые мы отрабатываем на тренировках. Рисунок игры как раз из этих "домашних заготовок" и складывается. Много репетируем "игру на третьего или четвертого". Это когда три-четыре футболиста, синхронно двигаясь по полю, понимают, четко представляют себе маневр каждого, знают, что будет происходить, когда мяч попадет к первому, второму, третьему... Когда это получается в игре, испытываю наибольшее удовольствие.
ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОЙ ПРОБЛЕМЫ
- А многие тренеры наибольшее удовольствие получают от результата на табло.
- Согласен, самое красивое в футболе - результат. Если его нет даже при хорошей игре, полного удовлетворения тоже нет. Но тренера способно радовать и качество игры.
- Вас радует?
- Не очень. Раздражают позиционные ошибки, особенно те, что совершает оборона в "разжеванных" ситуациях. Такие, которые многократно повторялись на тренировках, разбирались на макете.
- Но и качество, и результат, в том числе и во втором дивизионе, обеспечивают игроки, их подбор.
- Да, уровень игроков в российском втором дивизионе низок, у многих даже простейшие вещи не укладываются в голове. Включать мозги, полностью концентрироваться на пульсе 180 большинство не в состоянии.
- Тогда уместен вопрос: как комплектовался "Краснознаменск"?
- Тут соседствуют две темы. Для меня важен результат. Для руководства же смысл существования команды - обкатывать молодых ребят, способствовать их техническому, тактическому и физическому росту, чтобы они двигались дальше - в первый дивизион, а может, даже в премьер-лигу Для достижения результата требуются опытные игроки, и они у нас есть - вратарь Алексеев, защитник Лифоренко, полузащитники Панферов, Мишаткин, теперь еще и нападающий Джишкариани. Это костяк, вокруг которого строится игра. Молодежь лучше набирать зимой, хотя в манеже, после отпусков и при явном отсутствии формы разглядеть перспективу игрока не так-то просто. Естественно, наделали ошибок, и со многими футболистами, пришедшими в команду в начале года, уже расстались.
- Но с кем-то, наверное, и в точку попали?
- Мне кажется, большие перспективы у двух наших 20-летних защитников, двух Маратов - Цаллагова и Козиева. Но не думаю, что и наши ветераны уже сказали свое последнее слово. Панферов, например, при определенной подготовке не затерялся бы и в команде первого дивизиона. Джишкариани пришел к нам на два месяца - восстановиться после травмы. После чего намерен попробовать еще поиграть на хорошем уровне.
БЕЗ КРЫШИ НАД ГОЛОВОЙ
- Наверное, время перейти ко второй части - организационной. И начать с того, что команда, представляющая подмосковный Краснознаменск, соперников в нынешнем сезоне принимает в Москве.
- Так удобнее - все наши игроки живут в Москве. Хотя поначалу тренироваться замысливалось на стадионе "Торпедо", а играть, как и раньше, в Селятине. В самом Краснознаменске, закрытом, кстати, городе, стадион требованиям ПФЛ не отвечал. Но неожиданно с арендой селятинского стадиона "Строитель" нас опередил "Мострансгаз", вот и пришлось вновь искать подходящую арену. Нашли московский стадион "Октябрь".
- То есть со старта в первенстве вы дали определенную фору другим клубам - они-то половину игр проводят в домашней обстановке, при поддержке трибун.
- Полтора-два десятка фанатов всегда с нами и в Москве, и зачастую на выезде. Но это, конечно, капля в море по сравнению с заполненными трибунами, которыми встречали нас Псков или Калининград. Не говоря уже об играх итальянской серии С, в которой, как правило, тоже представлены небольшие города. В часы матчей на трибунах там собирается чуть ли не все местное население. Особенно на юге страны, где что ни матч, то какое-то традиционное, с незапамятных времен, дерби.
- Вы так глубоко проникли в недра итальянского футбола?
- Итальянский чемпионат - один из сильнейших в Европе, и его корни интересны не меньше, чем верхушка. Итальянские клубы от мала до велика отличает, например, солидная финансовая основа. В серии С, равнозначной нашему второму дивизиону, она солидна не по объему выплачиваемых игрокам сумм (получают они, с учетом тамошнего уровня жизни, не больше наших), а по обязательности выплат в обозначенные контрактами сроки.
- У нас не так?
- К сожалению, далеко не всегда и не везде. У настоящего профессионала на первом плане всегда футбол, спортивный интерес. Но только в том случае, когда он получает сколько положено и в срок. Тогда для него существует только командная цель, задача на сезон, работа с перспективой дальнейшего роста. Но как только начинаются перебои с финансированием - все. К каким бы уговорам и обещаниям ни прибегало руководство, на передний план сразу выходят деньги. Мысли о них, о собственном благосостоянии отвлекают игроков от основного дела, а это напрямую влияет на результат.
- В "Краснознаменске" официально нет президента...
- Зато есть генеральный директор клуба Эдуард Шубин, начальник команды Роман Черешнев. А вообще "Краснознаменск", можно сказать, частный клуб, у которого несколько учредителей. Они взяли клуб лишь в прошлом году, и его внутренняя организационная структура, возможно, еще до конца не созрела.
- Поскольку и тренировочной базы в общепринятом понимании "Краснознаменск" не имеет, вероятно, нет и предматчевых сборов?
- Итальянские клубы нашего уровня тоже собираются вместе в день игры или за день до выезда в другие города. И наши футболисты в день матча подъезжают к "Торпедо", откуда автобус их везет на стадион. А некоторые добираются личным транспортом.
- Но даже в нашей премьер-лиге двухдневный, а то и больше, сбор перед матчем считается обязательным.
- Сборы за день до игры нужны, чтобы игроки правильно питались, отвлекались от всего постороннего, сосредоточившись исключительно на игре. И то, что дома мы вынуждены обходиться без сборов, считаю, тоже негативно влияет на результат. Не только мы, многие во втором дивизионе экономят на сборах. Даже тульский "Арсенал" приезжал в Москву в день игры.
СЫТЫЙ ГОЛОДНОГО НЕ РАЗУМЕЕТ
- Волей-неволей внедряете, значит, итальянские принципы непосредственной подготовки к матчам?
- В Италии, возможно, в долгих сборах действительно нет нужды, поскольку эта страна несколько иной футбольной культуры. Там в клубах серий С-1 и С-2 выступают в подавляющем большинстве молодые футболисты, одержимые желанием стать профессионалами высокого уровня и прикладывающие к этому все силы. Опытные игроки привлекаются исключительно под турнирную задачу - пробиться, скажем, в серию В. В таких клубах игроки тоже сами стирают свою форму и трясутся по восемь часов в автобусе на матчи. Но при этом знают, ради чего: они уже решили для себя раз и навсегда, что зарабатывать на жизнь будут только футболом.
- Хотите сказать, что у их российских одногодков иная психология?
- По крайней мере половина наших ребят сыта уже тем, что поиграла на нынешнем уровне. Они считают, что прыгнуть выше им не по силам. Хотя не исключаю, что в "Краснознаменске" просто ситуация так сложилась: по ходу прошлого сезона набрали 11 человек практически без выбора. Им и этот уровень, и эти деньги уже кажутся достижением, их все устраивает, и новой цели они перед собой не видят. А значит, нет и стремления двигаться вперед.
- Откуда возьмется такое стремление, если футболисты уже несколько раз отсортированы, некоторые - даже клубами второго дивизиона?
- Но характер-то мужской должен проявляться! Откуда им знать, на какой высоте их футбольная планка? А они и узнать этого не хотят. То ли характер такой, то ли воспитание, то ли в школе им не прививают настоящего профессионализма... Разница в менталитете наших и итальянцев весьма ощутима. Из итальянской футбольной школы парень выходит с одной мыслью - играть на уровне, получить известность, стать богатым. И изо всех сил цепляется за эту мечту. Если нет достаточного мастерства, - за счет огромного желания, настроя, агрессии, режима, физической готовности.
- Мечты сбываются?
- Достаточно часто. Торричелли, например, попал в "Ювентус" из дивизиона, равнозначного нашему первенству КФК. И не в 18 лет, а в 23, если не позже. И заиграл!
- В Италии, наверное, и тренерский контингент клубов низших дивизионов способствует росту игроков?
- Наверное. В российском же случае могу говорить, естественно, только о себе. Вроде бы все даешь игрокам - до мелочей. Идет работа, в которой можно многое почерпнуть, все объясняется индивидуально. И если есть стремление все это понять, как у Цаллагова или Козиева, прогресс непременно будет. У других же - в одно ухо влетает, в другое вылетает. Какой смысл с ними работать? Когда трое-четверо наряду с опытными игроками хотят чего-то добиться, а остальным все до лампочки и заставить их нет никакой возможности, игрового резонанса не получится. Лучше освободиться от таких и набрать голодных.
- Где?
- Резонный вопрос. Нужна своя школа. Три группы - 14, 15, 16 лет, - тренеры с достойной зарплатой (потому что на 100 долларов лучшие кадры не придут), владеющие программой подготовки. И через два года можно получать пацанов, нормально технически оснащенных. Сейчас же у тренера профессиональной команды нет возможности самому заниматься селекцией. Кому-то ее доверяешь, привозят тебе кого-то, но даже за две недели, когда у тебя на тренировке 25 человек, можно определиться только с тем, кто резко выделяется на общем фоне. Когда у клуба есть школа, ты за ребятами следишь, плотно общаясь с ее главным тренером, имеешь информацию о каждом пацане.
И еще одно сравнение. Когда итальянские мальчишки почти каждодневно видят на телеэкранах Дель Пьеро, Тотти, Мальдини, то хотят быть похожими на них, добиваться того же в жизни, тренироваться для этого, не щадя себя. А часто ли появляется футбол на российских телеэкранах?
- Уровень организации российского чемпионата во втором дивизионе сравним с итальянским?
- Сравним. О серьезных накладках не слышал. Правда, качество гостиниц, автобусов не итальянское, но это мелочи. Меня, например, пугали судейским беспределом. Не обнаружил его. Судят нас в основном молодые арбитры, наглого "сплава" с их стороны нет. Две-три игры отсудили "мэтры" из премьер-лиги. Отсудили неожиданно плохо, хотя, по моему разумению, матчи второго дивизиона должны как орехи щелкать. Но москвич Шавейко в Калининграде "не заметил" двух метров вне игры у нападающего соперников, а потом не удалил игрока за фол "последней надежды". Петербуржец Лапочкин в Череповце придумал пенальти, которого близко не было, как и Баскаков в недавнем матче с владимирским "Торпедо".
В РОССИИ - НАДОЛГО
- В 50-е годы на матчах команд класса "Б" трибуны ломились от зрителей. Сейчас аншлаг во втором дивизионе - редкость.
- Это идет от несерьезного отношения местных властей: на словах команда им вроде бы нужна, а на деле - нет. А ведь во Владимире, Вологде, Пскове футбол любят, он там поднимает настроение тысячам людей. Прекрасным примером для областных центров может служить небольшой поселок Спирово Тверской области. Уютный стадиончик, программки к каждой игре, брошюрки с историей клуба, свой гимн, весь поселок на стадионе уже минут за сорок до начала игры. И отдача на поле соответствующая, и результат: дебютант чемпионата - в верхней половине таблицы.
- Так применим ли зарубежный опыт к нашему второму дивизиону?
- Применим. Футбольные ситуации повторяются в игре команд любого уровня. И в матчах премьер-лиги замечаю вопиющие ошибки, природа которых ясна: на занятиях это не объясняется. Нужно ведь не только обратить внимание на ошибку при разборе. Есть пленка - указал, есть доска - объяснил, но есть еще и поле: идет двусторонняя игра - остановил, показал, направил... Если в премьер-лиге тренеру достаточно два-три раза указать игроку на его типичную ошибку, чтобы качественный сдвиг не заставил себя ждать, то во втором дивизионе иногда приходится 50, 60 раз терпеливо объяснять одно и то же. А результат у меня в "Краснознаменске", считаю, все-таки есть. Сдвиги к лучшему у некоторых игроков налицо, а в отдельных играх и просто великолепные моменты были. Реализация вот не та, а то бы и в таблице забрались гораздо выше.
- Не отбил у вас второй дивизион интереса к тренерской работе?
- Наоборот, она мне нравится все больше. Особенно, когда игроки выполняют тренерские указания и это дает результат. Теперь уже окончательно определился: ничем иным профессионально заниматься не буду.
- Назад в Италию не тянет?
- Как тренеру мне говорить об этом рано, хотя на перспективу можно и подумать. В любом случае, путь туда очень длинный. В общем, в России я надолго, хочется работать здесь, потому что русское поле для приложения сил и знаний - широкое.
- Но есть же еще и материальная сторона дела.
- За спасибо, конечно, не работаю, но деньги для меня не главное. За карьеру игрока заработал достаточно для того, чтобы в своей новой профессии не стать заложником материального фактора.
Павел АЛЕШИН