СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ЛИЧНОСТЬ |
Ринат ДАСАЕВ
"И ЧАЙНИК СО СВИСТКОМ..."
Кажется, он совсем не изменился. Стать. Элегантность. Степенность. Все при нем - вратаре мира номер один 1988 года. Помните сакраментальное: "От Москвы до Гималаев - лучше всех Ринат Дасаев!" Его выдают только глаза. Большие и грустные.
ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ" |
Ринат Файзрахманович ДАСАЕВ |
Родился 13 июня 1957 года в Астрахани. Вратарь. 187 см, 77 кг. Воспитанник школы "Волгарь" (Астрахань). Выступал за команды "Волгарь" Астрахань (1975 - 77), "Спартак" Москва (1977 - 88), "Севилья" Испания (1988 - 91). В чемпионатах СССР провел 335 матчей. Двукратный чемпион СССР (1979, 1987). Пятикратный серебряный призер (1980 - 81, 1983 - 85). Двукратный бронзовый призер (1982, 1986). В списках 33-х лучших игроков чемпионата СССР 9 раз назывался под первым номером (1979 - 83, 1985 - 88). Лучший вратарь страны (1980, 1982 - 83, 1985). Лучший футболист СССР (1982). В еврокубках провел 50 матчей. В сборной СССР провел 91 матч. Второй призер чемпионата Европы-88 (5 матчей), третий призер Олимпийских игр-80 (6 матчей). Участник чемпионатов мира 1982, 1986, 1990 годов (9 матчей). Заслуженный мастер спорта.
КАК В НХЛ
- Слышал, вы за спартаковских ветеранов по 80 матчей в год проводите. Неужто правда?
- Да иногда и побольше набирается.
- Прямо как в НХЛ!
- Два-три раза в неделю стабильно играем. Либо турниры, либо товарищеские матчи. Постоянно в разъездах. География широчайшая - от Москвы до Сибири. Нередко и в бывшие союзные республики наведываемся. График действительно напряженный. Случается, прибываем в Москву поездом и прямо с вокзала, не заезжая домой, мчимся в аэропорт.
- Не тяжело?
- Конечно, годы берут свое. Старые болячки уже вылезают наружу. Многие с травмами играют. Меня колени, на которых три операции перенес, беспокоят. Артроз. Но пока наша ветеранская команда "Спартака" востребована и любима - надо ездить.
- Зарабатываете-то нормально?
- На мой взгляд, вполне. Впрочем, дело не только в деньгах. Футбол - наша жизнь. Помимо матчей, у нас еще проходят тренировки на "Алмазе". За их посещение, понятно, никто нам не платит, но побегать ребята всегда приезжают с удовольствием.
- Коран и запасные перчатки по-прежнему в ворота кладете?
- Нет. Приметы эти в прошлом. Хотя перед каждым выходом на поле, не поверите, волнуюсь! Как раньше... Зрителей, особенно в провинции, на игры собирается немало иной раз тысяч десять. Не хочется их разочаровывать. Пусть увидят: Дасаев постарел, поседел, но мячи ловить еще не разучился.
- Как встречает публика?
- Очень тепло. Сам порой удивляюсь. А первый после возвращения из Испании матч не забуду никогда. Играли в Оренбурге, стадион - битком. Когда прозвучал финальный свисток, толпа болельщиков, прорвав двойной кордон ОМОНа, выскочила на поле. Меня подхватили на руки и начали качать. Я только успел крикнуть: "Главное - не уроните!" Тронут был до глубины души. А то, грешным делом, думал, что в России меня уже все забыли.
СВОЯ ШКОЛА
- Кроме ветеранского футбола, еще на что-то время остается?
- Естественно. Я же президент ассоциации "Формула-автоспорт", в состав которой входит гоночная команда A.S.R. Она выступала в классе "Ф-1600", но скоро, по всей видимости, переберемся в "Ф-3".
- Дасаев и автоспорт... Звучит, честно говоря, странно.
- Это была идея моего друга, бывшего нападающего "Локомотива" и "Волгаря" Сергея Бадусова. Он много лет посвятил автоспорту и, когда я маялся без работы, предложил присоединиться к нему. Гонками я еще в Испании увлекся. И по телевизору смотрел, и вживую. Рядом с Севильей располагался автодром, на котором частенько бывал.
- А сами в болиде прокатиться, часом, не пробовали?
- Не рискнул. У меня и рост для этого неподходящий. Разок решил просто посидеть в кабине - еле ноги втиснул.
- Ходят слухи, вы и школу свою футбольную планируете открыть?
- Есть такая задумка. Друзья говорят: "Давно пора". И обещают финансовую поддержку. Сначала думал набрать человек 50 и готовить только вратарей. Но поразмыслив, понял, что это актуально лишь для 7 - 8-летних мальчишек. А с 14 им потребуется игровая практика. С кем же они будут играть, если в команде сплошные голкиперы? Поэтому организуем обычную футбольную школу, правда, с упором на обучение вратарскому мастерству.
ТРЕНЕР
- Скучаете по тренерской работе?
- Скучаю. Все-таки в Испании шесть лет ей посвятил. В "Севилье" был тренером вратарей. Кстати, поначалу мое появление они восприняли скептически. Нечему, дескать, нас учить, и так все умеем. Заставить их поверить в меня было непросто. В пятницу в клубе традиционно был выходной - игроки собирались лишь для того, чтобы попариться в бане. Однако вратарям в этот день я назначал тренировки. Они ворчали и жаловались Луису Арагонесу, возглавлявшему тогда "Севилью": "Даже наши негры в пятницу отдыхают, а мы пашем". Но Арагонес был на моей стороне. И потихоньку мои подопечные, среди которых игравший в сборной Испании Унсуэ, втянулись. Сами уже стали просить меня дополнительно с ними позаниматься. Что я и делал, специально оставляя их после каждой тренировки минут на сорок.
- Коли у вас в "Севилье" все было так замечательно, почему же расстались с ней?
- Увы, через два года Арагонес не пожелал продлить контракт с клубом. А со сменившим его португальцем отношения у меня быстро испортились. Он всем своим видом давал понять, что в моих услугах не нуждается. Дошло до того, что запретил мне работать с вратарями после тренировок. Мотивы такие: "Они устанут и будут плохо играть". Мне этот цирк надоел, и с "Севильей" я попрощался. Позже как-то встретил Унсуэ. "Жалко, - говорит, - что ты нас не тренируешь. Больше в клубе нам никто столько времени не уделяет..." В тот момент я был уже главным тренером одной из команд низшего испанского дивизиона. Привез туда шесть игроков из "Севильи", стали набирать очки. И вдруг руководство стало настаивать на том, чтобы я использовал исключительно местных футболистов. На этом наши пути разошлись.
- На родине ваша тренерская карьера оказалась куда менее продолжительной...
- В "Спартаке" около года занимался с вратарями дубля. А ушел потому, что клуб не выполнил определенных обязательств, о которых договаривались. Я написал заявление. Меня не удерживали... Тем более что в основном составе с голкиперами успешно трудился Юрий Дарвин.
- А с Олегом Романцевым какие у вас отношения?
- Хорошие. Когда играли вместе в "Спартаке", крепко дружили, сейчас видимся изредка.
- Какое-то время на матчах "Спартака" вы сидели рядом с ним на скамейке запасных.
- Романцев сам попросил меня об этом после ухода в "Динамо" Георгия Ярцева. Но функции мои в команде не изменились.
- Покидая "Спартак", не боялись, что останетесь у разбитого корыта?
- Нет. Знал, что игрой за ветеранов всегда смогу прокормить семью.
- Предложения поработать тренером поступали?
- Лишь однажды. В юношеской сборной помогал недолго Олегу Юзвинскому, пока его не уволили. С тех пор - тишина.
- Выходит, тренер Дасаев никому в России не нужен?
- Получается, так... Но я не отчаиваюсь. Надеюсь, мои знания и опыт еще кому-нибудь пригодятся. Дай Бог, чтобы это были воспитанники моей школы. Давно мечтаю создать что-то свое и ни от кого не зависеть.
ВОЗВРАЩЕНИЕ
- В Севилье у вас был магазин спортивной одежды. А в Москве мыслей заняться бизнесом не возникало?
- Э-э, нет, больше я в эти игры не играю. На примере своего испанского магазина успел убедиться, что коммерсант из меня никудышный.
- Возвращаясь в Москву в 98-м, наверное, не так представляли себе свою нынешнюю жизнь?
- Тогда я вообще понятия не имел, как она сложится дальше. Уезжал из одной страны, а вернулся в другую, где за десять лет изменилось практически все. И, не скрою, адаптация далась нелегко.
- А к чему, любопытно, было особенно трудно привыкнуть?
- Да ко всему! В том числе к денежным купюрам. Тут еще дефолт грянул, и я окончательно перестал понимать, что происходит. Цены скакали, а у меня голова шла кругом.
- Надо полагать, вашей испанской жене пришлось гораздо сложнее?
- Не то слово! Откровенно говоря, я преклоняюсь перед Марией. Она бросила в Испании все - дом, родителей, друзей - и рванула со мной в полную неизвестность. Это был подвиг. У нас двое детей. Мигелю - 12 (сын от первого брака Марии. - Прим. авт.) , а Беатрис - 6.
- Они уже освоились в России?
- Быстрее всех это удалось Мигелю. У него уже куча приятелей. В школе по русскому языку и литературе имеет твердую четверку. Я был на родительском собрании - учителя его хвалят. Мигель любит футбол и болеет за "Спартак".
- Супруга, наверное, не в восторге от ваших бесконечных путешествий?
- Разумеется. Но если играем недалеко от Москвы, жену и детей беру с собой на стадион.
- Что их в нашей стране огорчает больше всего?
- Беатрис с Мигелем довольны всем. А Марию раздражает грубость и хамство женщин в магазинах, общественном транспорте. Мужчины, по ее словам, в России интеллигентнее.
- Разве у вас нет машины?
- Жена предлагает купить, но я против. Побаиваюсь за нее на наших безумных дорогах. Русского толком не знает, не приведи Господь, попадет в аварию - объяснить ничего не сможет. А я в Москве садиться за руль ни малейшего желания не испытываю. Мне жутко действуют на нервы пробки. Поэтому езжу на метро или вызываю такси.
- Доводилось ли вам в час пик с боем пробиваться в вагон столичной подземки?
- Ну и что в этом особенного? Раньше такую картину, конечно, было трудно вообразить, а сейчас привык.
- Пассажиры из числа футбольных почитателей глазам своим, наверное, не верят?
- По-разному... Но узнают часто. Просят автограф.
- Чего вам не хватает в России после Испании?
- Солнца. Снег на Новый год - это, безусловно, здорово. Но пять месяцев морозов - пожалуй, перебор.
ПИТЬ ИЛИ НЕ ПИТЬ?
- А на футбол ходите?
- В последний раз на матче чемпионата России был года два назад. И не тянет. Знаю, что на трибуне спокойно посмотреть игру не дадут, начнут отвлекать расспросами. Так что предпочитаю довольствоваться телетрансляциями.
- Как вам в этом сезоне "Спартак"?
- Не впечатляет... Складывается ощущение, что внутри клуба существуют какие-то серьезные проблемы.
- Что думаете по поводу наплыва легионеров? Одобряете?
- К ним не было бы вопросов, показывай они приличную игру. Но уровень-то посредственный. Сомневаюсь, что наши футболисты выглядели бы хуже тех иностранцев, которые играют сейчас в основе "Спартака". Зачем менять шило на мыло? Уверен, что в России не перевелись таланты. Просто им надо давать шанс. Как это делал, скажем, Константин Иванович Бесков... По-моему, лучше всего ситуацию в "Спартаке" характеризуют слова Черчесова в одном интервью. Его спросили, есть ли что-то общее между тем "Спартаком", в котором он играл прежде, и нынешним? "Только форма", - ответил Стаc.
- К слову, сильно удивились его очередному возвращению в "Спартак"?
- Еще как! Не исключаю, что Черчесова взяли с прицелом на будущую работу тренером.
- А вы смогли бы играть до 39, как он?
- Думаю, да. Если бы не уехал за границу.
- Черчесов славится фанатичным соблюдением режима. Может, в этом секрет его футбольного долголетия?
- Тут все индивидуально. Лев Иванович Яшин и Дино Дзофф, закончившие играть в 41 год, были не ангелами. Не говоря уже о Юрии Гаврилове... Кому-то выпивка мешает, кому-то нет. Англичане легко перед игрой могут пропустить по стаканчику виски, испанцы - пару бокалов вина. Ну а после матча "махнуть", считаю, просто необходимо. У меня, к примеру, иначе заснуть не получалось. Лежишь всю ночь, ворочаешься, начинаешь курить одну за другой - к чему такие мучения? А пивка глотнешь - и крепкий сон гарантирован.
- Говорят, в "Спартаке" Бесков все прощал только двум игрокам - вам и Черенкову?
- Точно. Он нам доверял. А после сезона мог и сам с нами выпить. Помню, поехали как-то почти всей командой отдыхать в Кисловодск. Вечером Бесков позвал нас в ресторан на банкет. Поддали. Расходились уже за полночь, и на прощание он сказал: "Утром приглашаю вас на хаш". У него были друзья, которые отменно готовили это кавказское блюдо. А есть, как известно, его надо очень рано. И вот разбудил он нас в 6 утра - пошли. Хмурые, не выспавшиеся, с похмелья, молча сидели за столом, уставившись в тарелки с обжигающим, жирным хашем и понимая, что без водки ни за что его не осилим. Бескову хорошо - тяпнул рюмку и спокойно ест. Наконец, поинтересовался: "А вы почему не кушаете?" - "Горячо", - бросил кто-то. Константин Иванович скосил взгляд на меня: "Ну, что, выпить-то, поди, хотите?" - "Конечно", - честно ответил я. Пауза. "Даешь слово, что в следующем сезоне удачно выступите?" - "Чемпионство не гарантирую, но в "тройке" будем наверняка". "Ладно, тогда давай", - махнул рукой Бесков - и протянул бутылку. Очень душевно мы тогда посидели... Но сейчас я пить бросил. Уже три месяца - ни-ни.
- Почему?
- Хватит. Как говорится, свою цистерну уже выпил... Еще бы от сигарет избавиться, но пока не могу. Курю много больше пачки в день.
ОШИБКИ
- У вас есть коллекция видеозаписей своих матчей?
- Нет, и ужасно жалею, что не записывал их. Приехав из Испании, отправился на телевидение, но ни на одном канале не нашел архивов игр с участием "Спартака" или сборной 80-х годов. Все куда-то растащили... Надежда только на спартаковского оператора Александра Святкина, у которого вроде бы сохранились кассеты с записью тех встреч. Может, перепишет.
- А какую игру вам в первую очередь хотелось бы посмотреть?
- Все! И удачные, и провальные. Интересно вспомнить молодость. И жене с сыном показать, как играл. Они-то меня на поле застать не успели.
- Что бы вы изменили, если бы колесо истории можно было вернуть, скажем, лет на 15 назад?
- Без ошибок, конечно, не обошлось. И футбольных, и житейских... Наше первое поколение легионеров ничего не знало о том, как заключаются контракты с зарубежными клубами, и здорово на этом погорело... В Испании распался мой первый брак. Наверное, мы оба были виноваты. Потом хотели все наладить, но... Разбитую чашку склеить-то можно, однако швы все равно останутся.
- Чем теперь занимается ваша бывшая супруга Нелли?
- Работает в Сарагосе в гимнастической школе. Старшей дочке Эльмире - 16. Пошла по стопам мамы и даже выиграла чемпионат Испании по художественной гимнастике. А младшей, Кристине, - 12.
- В июне вам исполнилось 45. Чувствуете себя на свой возраст?
- Разве что когда к зеркалу подхожу... Все же стараюсь держать себя в тонусе. Игры, тренировки... Из Испании вернулся - 96 килограммов весил, а сейчас на десять меньше.
- Ринат, есть ли что-то, мешающее вам назвать себя счастливым?
- Помните, как у Визбора:
"Ах, лучше нет огня, который не потухнет, |
И лучше дома нет, чем собственный твой дом, |
Где ходики стучат старательно на кухне, |
Где милая моя, и чайник со свистком..." |
А что еще для счастья надо? |
Александр КРУЖКОВ