СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
ПЕРВЫЙ ДИВИЗИОН |
ФУТБОЛЬНАЯ ГРАНИЦА
ХАБАРОВСК. Если считать, что большой футбол в России - это премьер-лига и первый дивизион, то именно через столицу федерального Дальневосточного округа проходит его восточная граница.
ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ" |
Хабаровский клуб - один из старейших прописанных за Уралом. В 1946 году инициатором создания команды стал начальник окружного Дома офицеров майор Алексей Хмельницкий. Начинание поддержал командующий ДальВО маршал Родион Малиновский, и дебютант с ходу был включен в третью группу чемпионата СССР. Затем команда несколько лет принимала участие только в турнирах Вооруженных Сил, Кубке и первенстве РСФСР. На всесоюзную арену вернулась в 1957 году. С тех пор - бессменный участник чемпионатов страны. В 1970, 1980-86 годах выступала в первой лиге СССР. В 1992 и 1993 годах - в восточной зоне первой лиги России. С 2002 года - в едином российском первом дивизионе. Высшее достижение в истории - 6-е место в первой союзной лиге (1980). Шесть раз (1946, 1957, 1961, 1979, 1987, 2001) хабаровчане побеждали в зональных турнирах третьего подразделения нашего футбола (класс "Б", вторая лига или дивизион), в 1969 году выиграли "зону" во 2-й группе класса "А" (на тот момент - второй по счету дивизион в иерархии клубного футбола страны).
В хабаровском аэропорту - тишина и покой. Местное время - 4 часа 37 минут утра. Час, когда сон особенно крепок и увлекателен. Сны в здании аэровокзала смотрят, кажется, все его служащие.
- Доброе утро, мальчики, - дама со сбитой набок прической и ключами от входной двери улыбчива и нетороплива. - А вы откуда к нам такие приехали? Рейс у вас какой-то интересный - вне расписания.
Хмурые и уставшие футболисты "Сокола", пролетевшие на чартере почти всю страну и проведшие в салоне "Як-42Д" полсуток, только и находятся, что раздраженно сообщить любопытствующей даме: "У кого утро, а у кого и вечер".
Семь часов разницы с европейской частью страны, семь с хвостиком часов беспосадочного полета до Москвы, почти семь тысяч рублей за билет в один конец - Хабаровск невольно поначалу заставляет говорить о себе с позиций географии. Лишь опомнившись от полета через часовые пояса и тысячи километров, обнаруживаешь симпатичный ухоженный город, в котором живут и работают 700 тысяч человек. Из них как минимум тысяч 15 активно переживают за свои команды по футболу, хоккею с мячом и с шайбой.
Три кита местного спорта до недавнего времени жили на территории одного громадного стадиона, но вот-вот разъедутся. К общему удовольствию и на радость болельщикам.
НА БОЛОТЕ
Правда, главная радость хабаровчан пока стоит в строительных лесах. Новый культурно-спортивный комплекс обещают сдать в эксплуатацию не раньше августа будущего года. Названия пока не придумали, но есть мнение, что дворец на 7500 посадочных мест надо назвать "Самородком". Строит ведь объект важнейшего социального назначения артель старателей золота и платины "Амур". Она же в одиночку и на зависть многим содержит здешний хоккейный клуб. Коллектив, который за последние пять лет стал завсегдатаем высшей лиги, командой с серьезной репутацией, но без подобающего статусу собственного дома. Ледовая арена стадиона имени Ленина унизительно мала и для команды, и для города.
В семидесяти шагах (подсчитано точно) от ледовой арены прописан футбольный клуб. Прежде в одной с ним чаше 22-тысячного стадиона играли и местные мастера хоккея с мячом. Но теперь команду, которая считается в современном отечественном бенди одним из законодателей мод, из старого дома "выселили". "СКА-Нефтянику" отдали в пользование иной стадион. И никто не посчитался с тем фактом, что в свое время реконструкция арены была проведена как раз "под шарик" - Хабаровск получил право принять малый чемпионат мира. Ныне это турнир на призы российского правительства, а в советские времена его проводили под патронатом газеты "Советская Россия". Впрочем, от расставания футбол и бенди только выиграли. Хоккеисты лелеют мечты о строительстве искусственного льда, что при условии "коммунального сосуществования" видов было нереально. Футболисты наконец-то смогли придать своему игровому полю вид ровного и зеленого прямоугольника. Прежде, когда будущий газон пять месяцев маялся подо льдом, его таковым можно было считать с большой натяжкой.
Выиграл и болельщик - футбол в Хабаровске больше не сводится главным образом к борьбе с неровностями грунта и соперниками, а уж потом - игре в мяч. К тому же футболисты, ставшие на стадионе де-факто хозяевами, собираются "одеть" трибуны в пластик. 15 тысяч пластиковых сидений уже заказаны в Подмосковье, на заводе у Елены Батуриной, жены столичного мэра и главной "портнихи" для российских стадионов.
Это будет началом второго этапа реконструкции стадиона имени Ленина, который, как и двадцать лет назад, остается армейским. Трудности это создает, и зачастую специфические, но не будь армии, не было бы и "Амурских Лужников". "Амурские" - потому что от центрального входа на стадион до берега реки метров сто, не больше. "Лужники" - из-за размаха строительства, которое в 60-е затеял маршал Родион Малиновский, страстно любивший футбол. Он и сейчас сурово смотрит из-под фуражки на Амур. Человеку, который осушил болота и топи для спорта, в двухстах метрах от стадиона воздвигли бюст.
АКЦИОНЕРЫ БЕЗ ПОГОН
При маршале Малиновском команда была сплошь при звездах и погонах. Старший тренер - подполковник, майор, капитан команды - лейтенант. Сегодня времена иные. У местного клуба девять учредителей. Ближе всех к армии, пожалуй, "Амурский судостроительный завод". У судостроителей, которые могут и пограничный катер изготовить, и судно для десантников на воздушной подушке, - шестой по величине пакет акций клуба.
В состав учредителей входят также министерство имущественных связей Хабаровского края, "Хабаровскэнерго", "Комсомольский нефтеперерабатывающий завод "Роснефти", Комсомольское авиапредприятие, Ванинский морской торговый порт, "Уралуголь", Хабаровский ликеро-водочный завод и "Дальлеспром". Годовой бюджет - полтора миллиона долларов. Немного, но на жизнь "СКА-Энергии" пока хватает. Деньги здесь тратят с умом и копейку берегут.
- Совет учредителей накануне сезона возглавил губернатор края Виктор Ишаев, - рассказывает генеральный директор дальневосточников Александр Чудин. - Президента клуба у нас нет, а все важнейшие решения принимает Совет, в который вошли 13 человек.
В их числе - первый заместитель губернатора и его зам в попечительском совете Владимир Попов - прежде глава "Хабаровскэнерго" и куратор клуба на протяжении последних пяти лет. Еще один зам - министр финансов края Александр Кацуба. Генерал-лейтенант Виктор Шеметов, начальник штаба ДальВО, просто член совета. Военные совладельцами клуба не считаются, акций у них нет. Однако делу это не помеха. На торжественный вечер по случаю завершения сезона начальника ДальВО пригласят в обязательном порядке и посадят на одно из самых почетных мест. Слишком многое сделала армия в прежние годы, чтобы местный клуб, даже став с юридической точки зрения акционерным обществом открытого типа со смешанным капиталом, отказался от родства с ней.
Армия, в конце концов, хозяйка стадиона. Есть в этом свои плюсы, но есть и минусы. Главный - всевозможные инструкции и циркуляры, в которых расписаны даже размеры табличек на дверях кабинетов. На стадионе ведь разместились и клубный офис, и кафе, и зал теоретической подготовки, и общежитие для дублеров, играющих в турнире КФК в дальневосточной зоне. Все под трибунами новое, едва перестроенное. Чудину, который устроил заезжему журналисту небольшую экскурсию, пришлось во время реконструкции не только "гонять" строителей, но и убеждать военных в том, что иногда лучше не обращать внимания ни на циркуляры, ни на некоторые вольности, допущенные футбольным клубом при ремонте. Таблички, например, повесили свои, а не предписанные уставом. А ведь не положено!
Возможно, из-за этого небольшого дискомфорта, а отчасти в силу размаха клубных планов хабаровчане намерены выстроить новый стадион. Чисто футбольный, на 15 тысяч зрителей. Строить его будут в пойме Амура через пару лет. К этому времени бюджет клуба, наверное, вырастет, и существенно. Пока же СКА напоминает стремительно растушую компанию, главная цель которой - не потерять взятого темпа, но и не надорваться из-за взятых на себя повышенных обязательств.
САМОЛЕТЫ, САМОЛЕТЫ
Каких-то глобальных турнирных задач перед командой пока не ставят. Говорят о месте в десятке лучших, но по большому счету самая важная цель уже достигнута. "СКА-Энергия" с ходу закрепилась в дивизионе, заставив считаться с собой его старожилов. В Хабаровске команда вообще в чемпионате пока не проиграла ни одного матча, да и на выезде многим потрепала нервы. И это при том, что футболисты и тренеры тратят на дорогу по четыре дня.
Схема поездок в европейскую часть страны выглядит так: за день до игры команда утренним рейсом компании "Дальавиа" вылетает в Москву. Пока лайнер летит через небо страны, он заодно догоняет время. В столице команда оказывается в полдень по московскому времени. Дальше в расписании - переезд в Новогорск, обед, отдых, вечерняя тренировка и сон. Утром в день тура из Быкова СКА чартерным рейсом отправляется к месту проведения календарного матча. Отыграв, возвращается в Москву, ночует на той же подмосковной олимпийской базе и вечером следующего дня летит в Хабаровск, возвращаясь домой спустя четверо суток.
Логичные при таких путешествиях вопросы - по какому времени живет команда в течение сезона, почему не летает чартером, насколько быстро адаптируется - вызывают, однако, у хабаровчан нечто вроде аллергии. Морщится главный тренер, скупо говорит о перелетах и специфике привыкания к ним генеральный директор, открыто негодуют местные журналисты. Общий настрой понятен: мол, больше и спросить не о чем? Неужели мы стране уже не интересны ничем, кроме своей географической удаленности от Европы?!
Интересны, отчего же. Интересен продливший недавно контракт еще на три года с клубом Олег Смолянинов: родился в Таганроге, почти всю футбольную жизнь провел на Украине, тренерское имя сделал себе в России. Вратарь Андрей Дикань, забивающий голы коллегам и отлично знающий при этом свое непосредственное дело, - персонаж прелюбопытнейший. Команда, где 12 выходцев с Украины, - чем не тема?! А ассистент главного тренера Игорь Гошкодеря - не забыли еще такого игрока донецкого "Шахтера" 80-х? А отставной подполковник, некогда президент клуба Виктор Озеров, в свое время пригрозивший увлекшимся "войной компроматов" Толстых и Колоскову импичментом через Совет Федерации, а ныне сенатор и житель Москвы? Тоже очень колоритный персонаж.
Есть темы, есть. Но главная - все-таки география. Хабаровск на карте большого спорта страны - наглядное подтверждение тому факту, что она у нас очень большая. А еще повод поговорить о том, что же важнее - спортивный принцип или экономия, которая ведет к географическому размежеванию.
Ведь нет-нет, да и соберется очередной диспут по поводу: а не надо ли играть по зонам и конференциям, да насколько это тяжело и дорого - летать за Урал. Хабаровчане эти разговоры не просто не любят. На дух не переносят. А зря - актуальная тема.
В русском хоккее хотят создавать суперлигу, упраздняя деление на две территориальные зоны. В женском баскетболе подобное слияние Востока и Запада уже произошло. Зато у хоккеистов второй эшелон все еще разделен, что вообще-то неправильно. Но в федерации, видимо, считают иначе, раз не пустили в высшую лигу хабаровский "Самородок". Победителю первой лиги этим летом просто отказали в повышении статуса, не потрудившись толком объяснить причин. Команды больше нет, а обида у дальневосточников осталась.
В футболе такой проблемы нет, зато есть команда "Томь", что стучится в двери премьер-лиги. Элита в легком шоке. А надо бы привыкать. Нетрудно предположить, что с ростом экономики страны будет расти и число сильных клубов на Востоке. И нет никаких гарантий, что вскоре тот же хабаровский клуб не замахнется на решение новой задачи - выйти в премьер-лигу. Возможности для создания хорошей команды в регионе есть, и немалые. Край ведь богатейший.
КАДРОВЫЙ ГОЛОД
Автор этих строк был в Хабаровске летом 2000 года и, вернувшись туда два года спустя, смог оценить, как развивается клуб. Процесс идет весьма бурно. Создали новую загородную базу, сдали в эксплуатацию искусственное поле, возродили профессиональную команду в Комсомольске-на-Амуре, включив ее в орбиту своих интересов. Хабаровчане, что весьма важно, быстро учатся. Их, на мой взгляд, заставляет делать это сама жизнь и опять-таки география. Ошибки тут дорого стоят. На Дальнем Востоке, похоже, есть только два пути развития: ты либо идешь в ногу со временем, либо безнадежно отстаешь и консервируешься в нем, отстающем от столичного на целых 7 часов.
Клуб научился и разумно тратить деньги, и многим другим полезным вещам. Олег Смолянинов учится выжимать максимум из собранных под его началом игроков. Чего греха таить - они далеко не звезды. Многие начали в Хабаровске вторую или даже третью свою жизнь в футболе. Любимец местных болельщиков Алексей Коробченко, например, перенес до переезда на Дальний Восток три сложные операции, был списан из "Уралана" и сидел в родном Луганске без дела. Сейчас купил в Хабаровске квартиру, перевез семью и в перспективе может осесть в городе навсегда.
Это важно. По признанию Чудина, он намерен в ближайшие три года наладить работу школы, провести подготовительные работы по созданию интерната, увеличить бюджет клуба и превратить "СКА-Энергию" во флагман футбола региона. Для этого нужны не только воля руководства края и определенные средства, но и кадры.
Пока с этим зачастую беда. Не едут футболисты в Хабаровск, и все тут.
- Мы часто находим с игроком общий язык по условиям контракта, договариваемся с клубом на предмет цены за трансфер, но потом все срывается, - делится проблемами Чудин. - Человек находит иную работу. Игроки честно предупреждают, что готовы приехать к нам только при одном условии: если не смогут трудоустроиться в клубах европейской части страны.
Но кадровый голод хабаровчане рано или поздно одолеют. Обзаведутся репутацией солидного клуба, постепенно поднимут гонорары, а футбольное "сарафанное радио" разнесет по стране сообщения о том, что город неплохой, клуб - серьезный, а футбол региону нужен. Но вот главную звезду нынешних дней команда, боюсь, этой осенью потеряет навсегда.
ХАБАРОВСКИЙ ЧИЛАВЕРТ
По паспорту он Андрей Дикань. Возраст - 25 лет. Воспитанник харьковского спортинтерната. Амплуа - вратарь. А еще вот уже второй год - пенальтист хабаровчан. Отсюда и прозвище - Хабаровский Чилаверт.
- Обижаетесь, когда так называют?
- Нет. Чилаверт - вратарь хороший.
- А сколько вы за карьеру пенальти смазали?
- Один, в Химках. В первом туре. Все ребята очень волновались.
Потом он дважды забил коллегам в привычном стиле - уверенно вколотив мяч под перекладину. Неудача в Подмосковье - пока единственная осечка Диканя, на счету которого уже восемь голов. Внешне худощавый и скромный парень больше смахивает на Нигматуллина, чем на Чилаверта. Его контракт с хабаровчанами заканчивается, и зимой Дикань станет предметом охоты многих клубов. Прошлой зимой его звали в ЦСКА, а "Локомотив" даже успел объявить о предварительном контракте, который якобы был подписан с Диканем. Потом железнодорожники дали "задний ход", но надолго ли? Сам Андрей о планах предпочитает отмалчиваться, но мнение о том, что сборы он начнет в одной из команд премьер-лиги, подтвердил. Сообщил даже, что уехать собирается в московский клуб. Вот только какой?
Не только Диканя может потерять Смолянинов. "Крылья Советов", по словам Чудина, в прошлом году звали к себе на сбор Коробченко. "Сокол" присматривается к Тюменцеву. Эти факты - тоже оценка труда тренера, который Диканя, к примеру, четыре года назад привез из клуба первой украинской лиги.
- Привыкли к Хабаровску? - вопрос Диканю.
- Привык. Поначалу было тяжеловато, а сейчас втянулся и перелеты переношу спокойно. Команда хорошая, атмосфера в ней рабочая, и поэтому футбол в радость. Да и люди на нас ходят. Меньше 15 тысяч мы, по-моему, в этом году дома не собирали.
- Не боязно было в свое время ехать на край земли, да еще и в команду второй лиги?
- Нет. Ехал ведь к тренеру, с которым успел до этого поработать. Да и Хабаровск - не Ровеньки, где я играл до переезда в Россию. Со временем только убедился, что тогдашнее решение было правильным. Я прогрессирую, команда растет. В этом году вообще интересно было играть. Мы, к счастью, быстро освоились в лиге, поняли, что можем соперничать на равных со всеми клубами первого дивизиона.
- А что самое сложное для футболиста, играющего в Хабаровске: перелеты, удаленность от европейской части страны, постоянная смена часовых поясов?
- Бесконечная адаптация к тому или иному часовому поясу. Особенно трудно играть дома после возвращения из Европы. Зачастую соперники выглядят свежее нас, номинальных хозяев. К смене ритма жизни организм привыкнуть не может. Приходится терпеть.
Они и терпят. Мечтают, чтобы словосочетание "хабаровский футбол" звучало в стране не как экзотика. Все это, будем считать, у клуба впереди. "Мы в первый дивизион пришли не на год и не на два. Нас не все хотели в нем видеть, но теперь надо привыкать. Хабаровск - это всерьез и надолго", - утверждает Александр Чудин.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
Хабаровск - Саратов |