ВЗГЛЯД Елены ВАЙЦЕХОВСКОЙ |
СКАЖИ МНЕ, КТО ТВОЙ СПОНСОР
Когда в российском спорте только начали появляться спонсоры, на людей, бескорыстно отдающих свои деньги, смотрели, как на неких малахольных чудаков. До сих пор помню, как недоумевал один из олимпийских чемпионов по не самому богатому виду спорта, которому почти случайный, но очень состоятельный знакомый оплатил годичную подготовку и выезды на соревнования: "Зачем ему это нужно? От налогов не освобождает, с меня навара никакого, так, пару раз в год встречаемся, в ресторане посидим, байки потравим - и мужик счастлив".
Сейчас времена изменились. Федерация или команда, не имеющая своих спонсоров, воспринимается как некий анахронизм. От налогов это не освобождает по-прежнему. Однако многие производители и представители крупных и не очень компаний поняли: самый лучший способ засветить торговую марку или засветиться самому - это спорт.
"Посудите сами, - сказал недавно знакомый президент футбольного клуба, - кто в Европе так хорошо знал бы компанию "Лукойл", если бы с ее эмблемой на груди не бегали футболисты московского "Спартака"? А когда марка на виду, это и новые связи, и новые контракты".
Помню почти анекдотичный случай, когда от контрактов с синхронным плаванием наотрез отказалась фирма Arena. "Как же так, - донимала я вопросами генерального представителя фирмы Джорджа Киля. - Наши спортсменки выигрывают абсолютно все соревнования, а вам, получается, чемпионы не нужны?". "Нужны, - ответил он. - Но у меня есть свое начальство, которое считает, что не стоит связываться с видом спорта, где звезды постоянно под водой, а в объективы камер попадают лишь ноги безо всяких опознавательных знаков".
Тот же Киль негодовал на чемпионате Европы по водным видам спорта, заметив, что одна из российских спортсменок разминается под трибунами в майке фирмы-конкурента: "Если существует хоть малейший шанс, что она попадет под чей-то объектив, должна быть одета в то, что предписывается контрактом".
Выполнять жесткие требования мы, увы, не приучены до сих пор. Сплошь и рядом случается, что вспотевший от нагрузки спортсмен снимает форменную майку с эмблемой, под которой оказывается рабочая одежда без логотипа. И возмущается, попадая под вполне законные санкции.
Впрочем, сейчас уже и в России спонсоры стали предельно требовательными к имиджу подопечных команд. Говорят, что после Игр в Солт-Лейк-Сити, где сразу три российские лыжницы попали под допинговую дисквалификацию, генеральный директор одной из нефтяных компаний-спонсоров распорядился: "Делайте что хотите, но чтобы имя спортсменки, с которой у нас контракт, и название фирмы не упоминалось в средствах массовой информации в одном контексте".
Другая компания - спонсор той же самой федерации - и вовсе не стала продлевать контракт. Официальная версия - не захотела делить поле рекламной деятельности с фирмой-конкурентом одного профиля. Но есть и другое мнение: после того как российский лыжный спорт в некотором роде дискредитировал себя в глазах общественности, он потерял значительную долю своей привлекательности и для спонсоров, которым совершенно небезразлично, какие ассоциации вызывает у болельщиков их торговая марка.
Аналогичная реакция, кстати, наблюдалась в Финляндии после чемпионата мира-2001, где на допинге была поймана большая группа лыжников финской сборной. После того как скандал стал достоянием масс, от поддержки главной сборной страны немедленно отказались все финские фирмы-спонсоры.
Можно, конечно, сказать, что западные взгляды для нас не указ - менталитет там другой. Да вот только из головы не идет картинка, увиденная на автозаправке после катастрофического поражения московского "Спартака" в Ливерпуле. Элегантно одетый, представительного вида мужчина долго рассматривал стеллаж с автомобильными маслами "Лукойла" и неожиданно выругался: "Черт бы этот футбол побрал! Вроде масло хорошее, а гляну на фирменный знак - с души воротит!"