Газета Спорт-Экспресс № 237 (3029) от 17 октября 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 октября 2002 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 14-й тур

Игорь ШАБДУРАСУЛОВ:
"ДО 1 НОЯБРЯ ПЕРЕСТАНОВОК В "СПАРТАКЕ" НЕ БУДЕТ"

В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ

С Максимом ЛЕБЕДЕВЫМ

Ровно год назад дебютант суперлиги московский "Спартак" пусть и ненадолго, но возглавил чемпионат - тогда это стало сенсацией. Позавчера, после седьмого поражения подряд, "Спартак" оказался на последней, 18-й, строчке турнирной таблицы. Это тоже оказалось сенсацией, но со знаком "минус".

Падение, начавшееся в конце второго круга сезона-2001/02, продолжается. И теперь, если команда собирается сохранить место в суперлиге, ей не обойтись без серьезных кадровых перемен. Делать подобные перестановки вправе один из соучредителей клуба - президент Фонда поддержки "Спартака" Игорь ШАБДУРАСУЛОВ. Сразу после очередной неудачи команды - на этот раз в поединке с "Крыльями" - с ним побеседовал корреспондент "СЭ".

- Говорить о сложившейся в команде ситуации мне и легко, и в то же время трудно, - начал Шабдурасулов. - С одной стороны, я - не профессиональный хоккейный специалист. Никогда не зарабатывал на жизнь клюшкой и не тренировал хоккейные команды. Так что в жизни "Спартака" есть нюансы, в которые я никогда не полезу - не дело сапожнику печь пирожные, а кондитеру тачать сапоги.

С другой стороны, я являюсь одним из соучредителей клуба. А значит, по должности обязан анализировать ситуацию, искать ответы на многие вопросы. При необходимости просить квалифицированной помощи, устанавливать диагноз и принимать конкретные меры. Корни нынешней ситуации кроются не в минувшем межсезонье и даже не в прошлом, по нынешним меркам, весьма удачном для нас чемпионате.

Спартаковский хоккей оказался в кризисе в конце 80-х - начале 90-х годов. Под кризисом я подразумеваю, во-первых, потерю самобытного уникального стиля красно-белых. Во-вторых, это потери ведущих игроков и тренеров, причем неоднократно - массовые. Почти все команды вынуждены были пройти через подобное, но позже, когда положение стало выправляться, у клубов - в основном региональных - нашлись учредители и спонсоры в лице крупных промышленных предприятий, отраслей, министерств. "Спартак" был командой профсоюзной - то есть ничьей. Таким и остался. Это и привело, наряду с другими причинами, к потере клубом лидирующих позиций.

Отчасти нам удалось выправить положение: команда вернулась в суперлигу, неплохо выступила в дебютном для себя сезоне. Но проблемы не исчезли. Вот их сейчас мы и вынуждены решать.

- А еще задолго до начала сезона "Спартак" проиграл практически самое главное - так называемую гонку финансовых вооружений. Это стало особенно заметным, когда команда не смогла сохранить у себя Зиновьева и в последний момент лишилась Дроздецкого - единственных на тот момент спартаковских кандидатов в сборную.

- Не хочу, чтобы это выглядело попыткой оправдаться. Действительно, нам никуда не деться от проблемы финансового неравенства хоккейных клубов. В суперлиге есть 8-10 команд, чьи возможности едва ли не безграничны. Но ведь остаются еще 8-10 клубов, чьи материальные возможности сопоставимы со спартаковскими, и даже меньше.

Самый свежий пример: последний матч "Спартака" с еще одним московским клубом - "Крыльями Советов". У этой команды было куда более сложное межсезонье, куда большие, я бы сказал, проблемы, ее буквально трясло перед началом чемпионата, дело чуть не дошло до забастовок и бунтов. Однако клуб играет - и как! "Крылья" прилетели из Омска в полночь в день матча, вышли на лед "Сокольников" и по делу взяли верх над "Спартаком", который нормально готовился, нормально спал и тренировался.

С другой стороны, я уже говорил, что мне легче судить о сложившейся ситуации. И вот почему. Можно обратиться к любому спартаковскому игроку, тренеру, работнику клуба с вопросом: "Были ли в межсезонье и есть ли теперь какие-либо проблемы финансового, организационного или технического характера?" С конца июня - когда начался подготовительный период - мы справились со всеми подобными проблемами, ни один вопрос не остался нерешенным.

- Но, пользуясь языком Жванецкого, "если в консерватории все в порядке", причины неурядиц следует искать в другом месте.

- Самым простым в данной ситуации было бы встретиться соучредителям клуба - грубо говоря, мне и вице-мэру Валерию Шанцеву - срубить, что называется, названные виноватыми руководящие головы и назначить другие. Конечно, такая встреча состоится - надеюсь, уже на этой неделе. И мы будем заслушивать руководство "Спартака", тренеров, будем анализировать ситуацию и принимать решение. Моя позиция по этому вопросу такова: если и предпринимать какие-либо кадровые меры, то они должны быть комплексными. Не стану их конкретизировать прежде всего по этическим причинам, поскольку такого рода решения должны принимать оба соучредителя. Скажу лишь, что в нынешней ситуации нет отдельно взятого виновника, есть целый набор ошибок, недочетов, объективных и субъективных причин.

Я не сторонник эмоциональных и резких решений. Ведь они чаще всего не продуманы. Тем не менее, я не удовлетворен работой руководства клуба, тренеров и хоккеистов. Но в любом случае до начала первого этапа дозаявок, до 1 ноября, скорее всего, нет ни смысла, ни возможностей что-то поменять - по крайней мере в сторону улучшения. Вариантов предлагается немало - от "всех разогнать" и продолжить чемпионат новой командой до "оставить все по-прежнему" - сами выкарабкаются.

- Но если все оставить по-прежнему, то и очков в спартаковской копилке вряд ли прибавится. В принципе, на поверхности лежат два выхода. Либо отыскать в первую дозаявочную кампанию 7-8 классных исполнителей - только где их взять по ходу сезона и сколько это будет стоить? Либо поставить крест на суперлиге и обратить особое внимание на тех, кому завтра вновь возвращать утраченные позиции, - на собственную молодежь. Дать ей хорошую школу суперлиги, "обтесать", наиграть.

- На мой взгляд, необходима комбинация из этих двух вариантов. Да, сейчас "Спартак" в кризисе, да - тяжело, да - драма, но все же не трагедия. Усилиться в ходе сезона очень трудно, практически невозможно - российский хоккейный рынок, можно сказать, выметен подчистую. Ну, пожалуй, за редкими исключениями.

- А если обратить свой взор за океан и поискать усиление среди российских легионеров, не попавших в основы клубов НХЛ?

- В межсезонье мы уже занимались такими поисками, обращались к целому ряду агентов, работающих с легионерами. Как правило, потенциальные кандидаты связаны с командами НХЛ такими контрактами, которые не позволяют им вернуться на родину, а заставляют выступать за фарм-клубы. Из оставшихся ничего путного и стоящего тех денег, которые они просят, подобрать не удалось. И все же мы продолжаем поиски. А кроме того, занимаемся тем, что в предыдущем вопросе было названо вторым выходом: перестраиваем работу детско-юношеской школы, перенацеливаем селекцию на поиск молодых талантов, тех, кто сможет заиграть за команду лишь через несколько лет. Но при этом приложим максимум усилий, чтобы в нынешнем сезоне сохранить место в суперлиге.

- Вы - не сторонник радикальных мер. И в то же время ситуация требует уже хирургического вмешательства. Что же делать?

- Фонд поддержки "Спартака" пришел в клуб не на один день, а рассчитывая на долгую перспективу. За два года удалось сделать немало, но последствия громадного провала на рубеже 80 - 90-х годов, к сожалению, еще не преодолены, да и не могут быть преодолены за столь короткий срок. Мы настраивались на многолетнюю работу и следуем своим планам.

Сегодня команде очень тяжело, но уж если мы перешли на медицинскую терминологию, то да, тяжелая болезнь присутствует, однако, на мой взгляд, до метастаз дело не дошло. Будем работать, будем лечить. Шесть оставшихся до начала дозаявочного периода матчей - достаточное количество для вынесения окончательного диагноза. И - назначения лечения.

P.S. Нам никуда не деться от сравнения "Спартака" сегодняшнего со "Спартаком" прошлогодним. Команды Канарейкина с командой Соловьева. Команды Болдина, Ткачука и Тюрикова с... А сравнивать-то не с кем - самый опытный в нынешней команде 27-летний нападающий Павел Агарков не попадает в основу.

С потерей Зиновьева и Дроздецкого красно-белые стали командой, в которой некому забивать, - это показали еще предсезонные турниры, особенно Кубок "Спартака". Но подопечные Канарейкина имели (и имеют до сих пор) характер, а ярославская школа главного тренера позволяла рассчитывать, что по крайней мере в обороне команда превзойдет своего предшественника.

Так и было - в самом начале сезона. "Спартак" пусть и уступал, пусть каждая заброшенная шайба давалась с большим душевным надрывом, так ведь и пропускал мало. Но залихорадили (сначала по очереди, а потом и вместе) оба голкипера - Плуфф и молодой Медведев. Вслед за ними надежная и отработанная оборона после пропущенных шайб принялась делать то, что делать не должна, - стала пытаться забивать. И оказалось, что в сегодняшнем "Спартаке" нет сильных звеньев. Усилений требуют все линии.

Говорят, год назад в "Спартаке" играли куда более сильные хоккеисты. Личности. Исполнители. Внесем маленькую поправку: личностями и исполнителями их сделали команда и ее тренеры, начав этот процесс еще в высшей лиге. А еще там были ветераны. "Некому взять игру на себя, повести партнеров за собой", - сокрушается на недавней послематчевой пресс-конференции Федор Канарейкин. Разрывы в поколениях - всегда трагедия. Для любой команды. Во все времена.

Президент Фонда поддержки "Спартака", а по сути один из хозяев команды Игорь Шабдурасулов стоит перед мучительным выбором. На одной чаше весов вылет из суперлиги - а если так, то, значит, двухлетние титанические труды по разгребанию авгиевых конюшен оказались напрасными. На другой - необходимость серьезных кадровых перемен. То есть увольнение тех, с кем работал, кого уважал, кому доверял и продолжаешь доверять.

И уж если в конце беседы с Шабдурасуловым мы перешли на медицинские термины, то остается ими и завершить. Амбулаторное лечение, которым пытается ограничиться руководство клуба, - вещь, конечно, полезная. Оно позволяет вылечить простуду и даже грипп. Но когда болезнь оказывается серьезнее, волей-неволей идешь к хирургу и ложишься на стол. Метастаз в "Спартаке" еще нет. Пока. Но если и дальше не обращать внимания на болезнь, то уже очень скоро красно-белым понадобится лишь один врач - патологоанатом. А он не лечит.