ШАХМАТЫ |
Как вчера сообщил "СЭ", чемпион мира Владимир Крамник проиграл 6-ю партию матча компьютерной программе "Дип Фритц". Счет перед заключительными двумя партиями сравнялся - 3:3.
БЕДНОСТЬ МЫСЛИ И ГЕРОЙСТВО
НА МАТЧЕ КРАМНИК - "ДИП ФРИТЦ" |
С Давидом БРОНШТЕЙНОМ |
Да, такого поворота событий не ожидал, думаю, никто! Тишь да гладь на горизонте "гуманистических шахмат" - и вдруг после вмешательства бригады компьютерной реанимации из команды "Фритца" покореженный киборг с приставкой "Дип" словно обрел новое оружие, которое ему имплантировали в его искусственный разум. В первой половине матча человек умело гасил чудовищную отрицательную энергетику своего соперника с помощью искусной "стратегии сдерживания", менял ферзей уже в начале партии и переигрывал "Дип Фритца" в "простых позициях". Но после того, как ребята из команды "Глубокого Фритца" порылись в его кремниевых мозгах, он стал обходить за версту варианты с ранними разменами ферзей, умело нагнетать напряжение, заиграл на удивление раскованно и свежо, а человек... Ничто человеческое не чуждо и чемпионам. Скорее всего, Владимир Крамник просто устал от сверхнапряжения, которое неизбежно, когда сталкиваешься с неживой материей, способной перебирать в одну секунду до четырех миллионов вариантов. Иначе чем объяснить чудовищный "зевок" в 5-й партии, в позиции трудной, но отнюдь не безнадежной.
Странная метаморфоза произошла в игре чемпиона мира по классическим шахматам и в 6-й партии. Он словно забыл свои же антикомпьютерные предматчевые манифесты в Бахрейне. А ведь не раз и не два Владимир говорил перед поединком: игра с машиной имеет совершенно иную специфику, нежели с человеком. Напряжение гораздо больше, так как ты никогда не знаешь, что знает Он и сколько видит Он!
Судя по тому, что произошло в 6-й партии, Он видит все.
Но, несмотря на хорошие знания природы "компьютерных шахмат", забыв опасения и страхи, Крамник в 6-й партии действовал в духе мастеров старой романтической школы: он жертвовал пешки, фигуру за сладкую мечту создать нечто грандиозное. Безумству храбрых поем мы песню! После этого Крамник сказал на пресс-конференции:
- Я чувствовал, что эта партия может стать лучшей в моей жизни. Я не разочарован. Сыграв такую красивую партию, ты не можешь быть разочарован. Все могло сложиться иначе. "Фритц" защищался блестяще! Тем не менее думаю, что все еще могу выиграть матч.
Как понимают любители шахмат, события в 6-й партии матча Человек против Машины произошли экстраординарные. И кому, как не гроссмейстеру Давиду Бронштейну, еще в середине прошлого века начертавшему на своем знамени девиз "Комбинация - душа партии!", говорить о позиции, возникшей после смелой жертвы Крамником коня на поле f7?!
- Давид Ионович! Что скажете? На доске - ваша стихия.
- Мне кажется, что кто-то в Бахрейне читал наши с вами беседы...
- Вы думаете, Крамник послушался ваших советов играть "на уровне мозговой системы", "ориентироваться в бурных водах комбинаций по звездам" (цитирую по памяти выбранные места из ваших примечаний)?
- Нет, думаю, что читали люди, связанные с командой "Фритца". Ведь компьютер заиграл совсем по-другому. Словно кто-то снял с него невидимые наручники. А что касается жертвы коня на f7... В своих книгах и лекциях я всегда говорил, что это поле самое незащищенное в позиции черных. Применю мои любимые сравнения из футбола: это как "девятка" в воротах. Вытащить мяч трудно даже хорошему вратарю. Это всегда опасно для защищающейся стороны. Я сам не раз приносил такие жертвы. И мне жертвовали неоднократно. Я помню, как на Московском международном турнире Михаил Таль пожертвовал коня на этом поле чехословацкому гроссмейстеру Мирославу Филипу - и красиво победил. Жертва была интуитивная. Просчитать все варианты было невозможно. А вот в матче с датским гроссмейстером Бентом Ларсеном, который специально провоцировал Таля пожертвовать коня на f7, Михаил Нехемьевич продумал 45 минут и жертву отклонил. Он опасался, что Ларсен "принес варианты из дома". Таль наступил на горло собственной песне и... проиграл.
Великий австрийский гроссмейстер Рудольф Шпильман в своей замечательной книге "Теория жертвы" писал: "Иной раз, особенно при избытке времени для обдумывания, можно рассчитать жертву до ясно выигранного положения. Однако, если бы я всегда стремился к математически точному расчету, я считал бы такой образ действий неправильным... Многие шахматисты, даже мастера, стыдятся впоследствии признаться, что они действовали интуитивно, и охотно демонстрируют исключительно далекие и точные варианты. В этом я усматриваю скорее бедность мысли, чем геройство!"
Крамник, несомненно, проявил "геройство", а не "бедность мысли". Да, компьютер защищался блестяще, но - еще раз повторюсь - он в отличие от человека не предвидит позицию, а видит. Крамник должен был, идя на жертву фигуры, рассчитать много вариантов. Это человеку не под силу. Но он верит в свою интуицию, верит, что "там, за горизонтом, что-то есть". Он рискует, творит, создает произведение шахматного искусства. За это мы ему аплодируем. Компьютер только считал и разрушал. Рассмотрел на своем мониторе миллиард позиций, нашел 5 точных ходов. И все. И никакой мысли. Даже бедной.
На сайте Worldchessrating появился анализ Каспарова, который утверждает, что Крамник поторопился со сдачей партии в заключительной позиции
35.Ла6 b2 36.Ла7+ Kpg6 37.Лd7 Лс138.Лd6+ Kf6 39.Лdd1 b1Ф 40.Лс1 Фf5 41.Лс6 b5 42.Лее6 b4 43.Лb6 Kpf7 44.Лf6+ Фf6 45.Лb4.
Даже если этот вариант и не имеет погрешностей, скорее всего, найден он не без помощи "кремниевого помощника". Конечно, открытие Каспарова может добавить горечи Крамнику. Но не меняет мысли автора "Теории жертвы" о "геройстве" и "бедности мысли".
Юрий ВАСИЛЬЕВ