ФУТБОЛ |
ЧЕ-2004. Отборочный турнир. Группа 10 |
РОССИЯ - АЛБАНИЯ - 4:1 |
Матч со сборной Албании корреспондент "СЭ" смотрел по соседству с главным тренером российской команды, простояв полтора часа у скамейки запасных нашей сборной
90 МИНУТ РЯДОМ С ГАЗЗАЕВЫМ
Как же хорошо, что я не футболист! Как хорошо, что меня не вызывают в сборную страны, а ЦСКА не охотится за моей скромной персоной, предлагая контракт и прочие материальные блага. А знаете, почему?! Из-за Газзаева.
Не могу назвать себя ленивым человеком, но иногда диван, дача и прочие радости жизни оказываются сильнее... А у него ведь не разлежишься, не схалтуришь, потом отыскав для себя любимого объяснение. Нельзя ведь, согласитесь, уныло имитировать бег и изображать борьбу, на деле убирая ноги в жестких стыках, когда твой тренер у бровки поля танцует и при этом демонстрирует такие па, которые - убежден - в обычной жизни Валерий Георгиевич повторить не сможет.
Вы видели, что он сделал, когда Игнашевич ошибся и едва не организовал гол в свои ворота? Я - видел. Рядом благо стоял. Газзаев метров пять бежал, словно легкоатлет, стартовавший с колодок и набирающий ход. Распрямился только у самой границы технической зоны, яростно сжал кулаки. Не обронив ни одного неприятного слова в адрес "напоровшего", замер на мгновение, словно хороший актер...
У него многое получается красиво. Он весьма эффектно празднует забитый его командой гол - закладывает вираж, пробегая несколько метров и успевая хлопнуть ладонями по ладоням помощников. Он красиво идет к лавке и лучезарно улыбается резервному рефери, который иногда напоминает о необходимости держать себя в рамках очерченной технической зоны. Кстати, к судьям Газзаев в Волгограде ни разу не апеллировал. Странно даже. У нас ведь тренеры любят не только поговорить о судействе, но и попутно рассказать служителю футбольной Фемиды о том, как на деле надо работать. Газзаев же был сдержан и явно увлечен лишь игрой своих футболистов, а не работой судейской бригады. О рефери - ни слова, ни реплики.
Подглядывать и подслушивать, безусловно, нехорошо. Но иногда полезно. О Валерии Газзаеве в этот промозглый волгоградский вечер я узнал очень много нового и любопытного. Это при том, что мы знакомы 7 лет, а за эти годы общались не только на пресс-конференциях, но и в более располагающей к откровенности обстановке.
Мне почему-то казалось, что один из самых эмоциональных тренеров нашего футбола у кромки поля должен не просто кричать нечто ободряющее, но и прибегать к широте богатого на эпитеты русского языка. Мне казалось, что его выходы к бровке - это отчасти часть имиджа. А еще мне казалось, что Газзаева игроки должны бояться и втайне ненавидеть. За жесткость в работе, за строжайшую дисциплину, за сумасшедшие нагрузки на сборах, за неуемный максимализм, за неистовость, в конце концов. С ним вполнакала долго не поиграешь - рискуешь потерять место в составе. Если, конечно, он не уйдет сам, поняв, что команду не зажечь, не заставить работать в унисон с ним и его представлениями о футболе.
"Гусик устал. Все, меняем парня". "Витечка, куда ты?! Витюня, назад, назад!!". "Сэм! Скажи Денису, чтобы почаще открывался, пока свежий. Поиграйте на него, Сережа". "Керж, зоны, зоны не забывай". "Ты что творишь, Геночка?! Внимательнее и попроще!". "Алдонин готовится! Женя, выходишь сразу после перерыва. Ну, давай, мой хороший, беги - поработай немножечко".
Это только часть фраз, которыми Газзаев бросался по ходу волгоградского матча. Поразительно, но даже пропущенный гол не заставил его выразить свое разочарование и досаду как-то жестче, чем эти все "Димочка - Геночка". Тренер просто сел, закурил, сделал паузу. Слушать пришлось помощникам: "Мяч, видели, не смогли просто выбить подальше. И получили за это". Далее - взмах руки, удар кулаком по лавке и очередной бросок к бровке.
Есть ощущение, что игроки его слышат. А может, чувствуют. Чувствуют, что они для него Сережи, Димочки, Геночки. А еще знают, что, показав игру, за которую не стыдно, получат после замены у кромки поля не просто дежурный хлопок или рукопожатие. Я видел ласково-умиленный взгляд Газзаева, встречающего своих "ребяток" в технической зоне - ради этого взгляда самому хотелось побежать, отобрать, отдать.
У него словно есть батарейка, от которой вся команда заряжается. "Отстаете, давайте быстрее", - в этой фразе, брошенной им своему штабу, который медленно шел за своим главным тренером к скамейке запасных после перерыва, - весь Газзаев. Неуемный, но искренний и по-своему добрый со своими футболистами.
И еще. После увиденного в Волгограде я уверен, что в глубине души Газзаев считает своих подопечных детьми. Они, кажется, тоже в глубине души об этом догадываются. И пока играют на совесть и предельно искренне, эмоционально. А тренер вместе с ними незримо присутствует на поле. Отсюда и эти броски и походы к бровке и обратно. В футбол ведь сидя не играют. Правда, Валерий Георгиевич?
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
Волгоград |