ФУТБОЛ |
ЛИГА ЧЕМПИОНОВ. 2-й групповой турнир. 1-й тур |
Группа С |
Сегодня "ЛОКОМОТИВ" - "БОРУССИЯ" Д |
ДВА ДРУГА - "НЕУКЛЮЖИЙ" ГИГАНТ И ФУТБОЛЬНЫЙ МОЦАРТ
35 килограммов. 27 сантиметров. 7 с половиной лет. Это разница между гигантом Яном Коллером и хрупким Томашем Росицки. Можно сюда добавить еще размер ноги - 46-й против 41-го. Но разве одни только цифры могут отразить все своеобразие звезд чешского футбола, по счастливому стечению обстоятельств оказавшихся летом прошлого года в одном клубе - "Боруссии"?
ЛЮБОВЬ К МЯЧУ ПРИШЛА С ГЕНАМИ
Трудно представить, что же может, кроме национальности, объединить этих настолько не похожих друг на друга игроков, называющих себя близкими друзьями. И Коллер, и Росицки всемерно подчеркивают это, что легко понять: вместе в чужой стране всегда легче. Один - неуклюжий на первый взгляд гигант с внешностью громилы-рецидивиста, в свое время списанный из пражской "Спарты" за бесперспективность, поздно раскрывшийся и получивший признание лишь в 26 лет. Другой - тонкий и хрупкий "золотой мальчик" с лицом младенца, необычайно рано заставивший говорить о себе всю страну как о наследнике славы Йозефа Масопуста, единственного чеха, ставшего обладателем "Золотого мяча". Но если копнуть поглубже, параллели обнаруживаются.
Многое, конечно, идет от футбольных генов, переданных отцами. Петр Коллер - обычный пражский таксист, безумно влюбленный в футбол и в свободное от работы время тренировавший мальчишек, в том числе сыновей, в любительской команде "Сметанова Льгота". Иржи Росицки сам был известным футболистом, в 60-е годы играл за "Спарту" бок о бок со знаменитым Квашняком, выигрывал чемпионат Чехословакии.
У обеих нынешних звезд "Боруссии" были старшие братья-футболисты, названные в честь отцов. Правда, Петр Коллер-младший дальше полупрофессиональных клубов не пошел, а вот Иржи Росицки-младший стал профессиональным футболистом, играл в "Спарте", а сейчас выступает в австрийском "Брегенце". Именно старшие братья наряду с отцами оказали большое влияние на героев этого очерка, все детство возились с ними и с мячом. Семейное предание семьи Росицки гласит даже, что первым словом годовалого Томаша было "гол!".
РОСИЦКИ БОЛЬШЕ НЕ ПРЕДЛАГАЮТ ОТЪЕСТЬСЯ ШНИЦЕЛЯМИ
Немудрено, что Росицки обратил на себя внимание еще в детском возрасте, выступая за ЧКД "Компресоры" в чемпионате Праги. Школа "Спарты" рада была получить перспективного мальчика. Росицки не исполнилось и 15, когда он дебютировал в чешской сборной младших юношей. Правда, прихода во взрослый футбол ему пришлось ждать еще три года - в составе "Спарты" он впервые появился лишь осенью 98-го. Тренеры справедливо опасались выпускать на поле тонкого как тростиночка паренька, пока тот не наберет физических кондиций. Терпение было вознаграждено с лихвой: Росицки метеором ворвался в чешский футбол, в первый же сезон завоевав место в стартовом составе чемпионов страны, а через год обратил на себя внимание и за рубежом. Блистала тогда вся "Спарта", выигравшая групповой турнир Лиги чемпионов, а изящную технику молодого Росицки, должно быть, оценил Александр Филимонов: в дебюте пражской встречи со "Спартаком", закончившейся разгромом москвичей - 2:5, Томаш вышел один на один с вратарем и мягко перекинул через него мяч в сетку.
Через год, когда других ведущих игроков "Спарты" растащили богатые клубы, Росицки пришлось взвалить на себя бремя лидерства. В Лиге-2000/01 пражский клуб занял последнее место, но за Томашем к тому времени развернулась настоящая охота. Победила "Боруссия", выложившая за 20-летнего парня рекордную на тот момент в германском футболе сумму - 25 миллионов марок. В январе 2001-го игрок переехал в Дортмунд. Кое-кто встретил хрупкого легионера с иронией: игрок, за плечами которого были уже два турнира Лиги чемпионов и Евро-2000, удостоился от Bild издевательского призыва: "Эй, парень, поешь-ка шницелей!"
Но очень скоро Росицки игрой заставил всех забыть о своей фактуре. Публика убедилась в его уникальных способностях, a Stern написал: "Футболка не по размеру и длинные трусы, вид маленького ребенка, в шутку собравшегося поиграть в футбол с дядьками - это впечатление быстро рушится на поле. Росицки играет, как умудренный опытом ветеран, распределяя мяч по полю, как шахматист двигает фигуры по доске. При внешне неброской манере игры каждое его движение - образец элегантности, а техника и изящный дриблинг побуждают назвать его футбольным Моцартом...
И уже летом 2001-го "Боруссия" отвергла сверхзаманчивое предложение миланского "Интера" купить чешского полузащитника за 45 миллионов долларов, объявив, что собирается строить вокруг него новую команду.
ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ "БЕСПЕРСПЕКТИВНОГО" КОЛЛЕРА
Путь к признанию Коллера была куда более длинным и тернистым. В детские годы он ничем не обратил на себя внимание скаутов и о карьере профессионального игрока, казалось, мог забыть. Но неожиданно одного из селекционеров "Спарты" привлекли габариты нескладного гиганта, много забивавшего в низших дивизионах. И в 21 год Коллер был приглашен в столичный клуб.
С Росицки, тренировавшимся тогда в команде юношей, ему пересечься на поле не довелось: проведя за три сезона 30 матчей, он был продан в скромный бельгийский "Локерен" за смешную сумму в 200 тысяч марок. И за границей произошло чудесное превращение. Потратив сезон на адаптацию, на следующий год чешский гренадер неожиданно для многих преобразился в грозное оружие, став в сезоне-98/99 лучшим снайпером чемпионата Бельгии.
В феврале 99-го последовал вызов в сборную. Удачно дебютировав в ней (единственный гол в матче Бельгия - Чехия), Коллер быстро стал мини-фабрикой по штамповке голов: с июня 99-го по апрель 2000-го он забивал за национальную команду в десяти матчах подряд и закономерно был признан лучшим футболистом страны 1999 года.
С репутацией выросла и цена: летом 99-го "Андерлехт" выложил за снайпера рекордную по бельгийским меркам сумму в 3 миллиона евро. Коллер сполна отработал в Брюсселе затраченные на него деньги, забив за два сезона в клубе 43 гола в чемпионате и прекрасно сыграв в Лиге чемпионов-2000/01, когда "Андерлехт" занял первое место в группе, оставив позади сам "МЮ". А весной брюссельский клуб получил предложение из Дортмунда, от которого отказаться было невозможно - 21 миллион марок.
ВОССОЕДИНЕНИЕ ВО СЛАВУ ДОРТМУНДА
В "Боруссии" судьбы двух уникальных талантов наконец-то пересеклись. По единодушному мнению и болельщиков и специалистов, именно вкрапление чешского колорита в отлаженный германско-бразильский механизм сыграло решающую роль в вознесении клуба из Рура на вершину бундеслиги после 6-летнего перерыва.
В чемпионском сезоне "Боруссии" Росицки был двигателем команды, а Коллер играл роль наконечника, оттягивающего на себя внимание защитников, чтобы освободить оперативный простор для Аморозо. Первый отдал 11 голевых передач (больше всех в бундеслиге), второй забил 11 мячей и выиграл 55 процентов единоборств - абсолютно лучший показатель для форвардов.
В этом сезоне тандем Росицки - Коллер забил 5 из 8 мячей "Боруссии" в Лиге чемпионов. Особенно впечатляющим получился гол Росицки в выездном матче с ПСВ, когда он совершил затяжной рейд с центра поля по левой бровке. О том, насколько важен стартовый матч второго этапа для дортмундцев, свидетельствует тот факт, что по просьбе клуба тренеры сборной Чехии воздержались от вызова в национальную команду обоих игроков "Боруссии" на товарищеский матч со шведами, состоявшийся в минувшую среду.
Павел ДЕМЕЩИК