Газета Спорт-Экспресс № 272 (3064) от 29 ноября 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 ноября 2002 | Теннис

ТЕННИС

КУБОК ДЭВИСА.
Сегодня финал: ФРАНЦИЯ - РОССИЯ

В жизни ничего не бывает напрасным. По идее запасные игроки в Кубке Дэвиса должны часто вспоминать это правило. Да, их труд далеко не всегда бывает востребован. Однако ни от Михаила Южного, ни от Андрея Столярова мы ни разу не слышали жалоб по этому поводу.

БОРИС СОБКИН: "ВОЗМОЖНО, ХОЗЯЕВА НЕ ЗРЯ ВЫБРАЛИ ГРУНТ"

C Борисом Собкиным, тренером Михаила Южного, мы в последний раз беседовали совсем недавно - перед тем как его подопечный вышел в финал St. Petersburg Open, где уступил Себастьяну Грожану. Говорили в основном об итогах уходящего года. А на днях у нас состоялся новый разговор.

- Перед вылетом в Париж Михаил помимо ежедневных тренировок лечил травму спины. Как долго ему придется бороться с этой проблемой?

- К сожалению, видимо, всю свою спортивную карьеру. А может, и после ее окончания. Корень его бед в том, что он и слева, и справа бьет одной рукой. В итоге у Михаила произошла асимметрия тела - правая сторона стала значительно сильнее, чем левая. Это, в свою очередь, повлекло изменение структуры позвоночника. Таблетками такую болезнь вылечить невозможно. Единственный способ - наращивание мышечного каркаса, чтобы он снижал давление на диски. И этим надо заниматься постоянно.

- Вы готовились к этому финалу так же, как и к другим матчам Кубка Дэвиса?

- Нет, ведь это для нас первый финал в такие сроки. Поэтому свои обычные планы нам пришлось изменить. У Миши в этом году практически не было отпуска - он отдыхал всего пять дней, после чего мы снова начали тренироваться. Структура же подготовки осталась традиционной: сначала набирали силу и выносливость, а потом вышли на корт. Плюс к тому, мы сочетали занятия с упражнениями в центре Валентина Дикуля и мощным курсом физиотерапии. Болевых ощущений у Миши сейчас нет, он в неплохой форме.

- В Питере вы сказали, что психологически он готов сыграть в финале Кубка Дэвиса.

- И не отказываюсь от своих слов. Доводилось читать, что у Южного недостаточно опыта и он выступал за сборную только в ничего не значащих матчах. Но я с этим не согласен. Он был вторым номером в четвертьфинале прошлого года против шведов, когда у Марата была травма, и неплохо провел встречу с Магнусом Норманом. Конечно, в то время Норман и Южный были игроками разного класса. Но опыт тем не менее у Миши есть. Не забывайте, что он профессионал с 1999 года и уже два сезона провел в АТР.

- Чем займетесь после финала?

- Как обычно, поедем на сбор в Таиланд готовиться к Открытому чемпионату Австралии. Но сочетание нагрузок и восстановительных мероприятий нужно будет пересмотреть. Ведь в прошлом году у нас вся подготовка к сезону заняла четыре недели. Сейчас, если вести отчет от начала тренировок перед финалом, - восемь недель. Это обязательно надо будет учесть. Скорее всего, после возвращения из Австралии сделаем 10-дневную паузу, чтобы Михаил отдохнул.

- Насколько Южный, который заканчивает год 32-м в мировом рейтинге, готов войти в двадцатку сильнейших?

- Наша задача - выйти на уровень, который Миша показал в финальном матче турнира в Штутгарте против Гильермо Каньяса, когда, проигрывая в пятом сете - 1:4, взял пять геймов подряд. А это был уровень выше мировой двадцатки. Когда мы достигнем этой цели и достигнем ли вообще, другой вопрос. В то же время Миша знает, что способен так играть, а это очень важно.

- Южному не обидно из-за того, что, будучи здесь, шансов сыграть в финале у него не так много?

- А на кого обижаться? Да, при своем нынешнем рейтинге Миша был бы в сборной Франции вторым номером. Но надо только радоваться тому, что кроме него в нашей сборной есть два игрока экстра-класса.

- Ну все-таки из-за Кубка Дэвиса вам пришлось изменить процесс подготовки, сократить отпуск...

- Я считаю так: если ты согласился играть за свою страну, то должен сделать все зависящее от тебя, чтобы подойти к главному старту в соответствующем состоянии. Вне зависимости от того, потребуется это твоей команде или нет, ты обязан добросовестно выполнить свою работу. А иначе лучше просто отказаться, сославшись на то, что тебя, скажем, не устраивают сроки матча. Те же Сампрас и Агасси, Беккер и Штих нередко поступали так. Теннис - эгоистичный вид спорта. И разные игроки в разные периоды времени ставят перед собой разные задачи.

- Не так давно в Мадриде и Санкт-Петербурге Михаил встречался с Грожаном и не смог выиграть ни одной партии. В чем сильные стороны француза кроме быстроты и цепкости?

- Быстрых игроков в АТР хватает и в сотне, и за ее пределами. Сила Грожана в сочетании нескольких качеств: быстроты, резкости и стабильности. Многие, кстати, понятие быстроты понимают упрощенно, подразумевая исключительно бег. А у Грожана к тому же отменная реакции, он блестяще читает действия противника и успевает даже в непростой ситуации ударить по восходящему мячу. То есть у его соперника резко сокращается время для того, чтобы достойно ответить. Кроме того, Себастьян практически не делает ошибок. Но когда он в плохой форме, может развалиться моментально - я сам был тому свидетелем. Наконец, у Грожана очень хороший удар справа, особенно с левой половины корта, под который он часто забегает. Поэтому с ним бывает очень непросто.

- А Клеман от Грожана чем отличается?

- Они очень похожи по манере игры. А в прошлом году, когда в полуфинале Открытого чемпионата Австралии Клеман победил Грожана, были близки и по ее уровню. Но сейчас Грожан все делает чуть быстрее, чуть стабильнее, чуть резче.

- А что скажете о Фабрисе Санторо, которого Южный трижды обыграл?

- Это очень специфичный игрок. Таких в АТР больше нет. Недавно я видел пару его матчей - со швейцарцем Федерером и аргентинцем Налбандяном. И у меня сложилось впечатление, что оппоненты Фабриса специально делали все для того, чтобы уступить ему. С Санторо надо обязательно выдерживать игровую дисциплину. Не хочу раскрывать всех своих секретов, но если действовать против француза правильно, то теннис его можно разрушить моментально. Кстати, я замечал, что Фабрис болезненно воспринимает, когда соперник бьет его, что называется, по больным местам. Как это регулярно делает Миша.

- Сейчас много разговоров о том, правильно ли поступили хозяева, выбрав грунт. Что вы думаете по этому поводу?

- Точно смогу сказать об этом в воскресенье вечером. Но, на мой взгляд, они сделали все правильно. Во-первых, их теннисисты играют на земле стабильно. Во-вторых, они физически готовы к пятисетовым матчам на грунте, что не раз доказывали на Открытом чемпионате Франции. Согласен, Кафельников выиграл Roland Garros, но было это в 96-м. Для Сафина же принципиально не важно, на каком покрытии играть, хотя земля несколько уменьшает мощь его подачи. Но не считайте меня пессимистом. Я верю в победный для нас исход матча.