Газета Спорт-Экспресс № 273 (3065) от 30 ноября 2002 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 ноября 2002 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 27-й тур

ЩЕЛЧОК Дмитрия ФЕДОРОВА

КАПИТАНЫ РАЗГОВОРНОГО ЖАНРА

Жалобы специалистов и болельщиков на непрофессиональный комментарий по ТВ скоро станут неактуальными. В отечественном хоккее орудует клюшками целая плеяда артистов разговорного жанра из тех, кому за тридцать. Еще поиграют несколько лет, вложат заработанное в хороший бизнес, а затем для пользы общественной сядут к микрофону рассказывать о любимой игре. Вернее, не рассказывать, а учить! Да, впрочем, они уже этим вовсю занимаются.

Пока же процессу обучения подвержены только судьи. Вот эпизод из последнего тура. В конце второго периода матча ЦСКА - "Салават Юлаев" лайн-смен зафиксировал положение "вне игры" у Карамнова. Тот в ответ наговорил на 10 минут дисциплинарного штрафа. Капитан уфимцев долго не мог поверить в неотвратимость наказания - и по дороге в штрафной бокс подарил судье еще один словесный букет. Да и в перерыве Виталий не унимался: покуда ехал к раздевалке, присовокупил еще один монолог - целая трилогия получилась.

Рулевой "Салавата Юлаева" Сергей Николаев на послематчевой пресс-конференции сообщил, что в клубе штраф в 3000 долларов полагается за нарушение игровой дисциплины, повлиявшее на результат. В конкретном случае победный для уфимцев счет сохранился, поэтому, очевидно, Сергей Алексеевич и Виталий разберутся между собой на безденежной основе.

Видимые минусы словесной эскапады Карамнова таковы: тренер вынужден перекраивать ведущее звено, команда играет важный отрезок матча без одного из лучших форвардов, и главное - зритель лишается возможности посмотреть на игру классного хоккеиста с именем.

Все это я не к тому, чтобы изменить моральный облик строителя уфимского хоккейного счастья. Он человек системы, где подобное поведение - норма. В Омске половина команды - потенциальные комментаторы под руководством капитана Максима Сушинского. Или вот вам еще один пример: падение сборной России на "Кубке Карьяла" началось после удаления на десять минут опять-таки капитана - Андрея Коваленко, не справившегося с эмоциями в матче с финнами.

Более комичные последствия словоохотливой болезни проявились у Александра Семака. В матче с "Амуром" динамовец (в прошлом сезоне капитан "Салавата Юлаева") громко объяснял, как должен стоять соперник на вбрасывании. Лайнсмен не дослушал и ввел шайбу в игру. Семак, очевидно, не сконцентрировался в борьбе на точке, проиграл эту борьбу, и шайба оказалась у Кривокрасова, который сравнял счет.

Все упомянутые мной персонажи - люди опытные и заслуженные, поэтому обязаны уметь контролировать себя, подавая пример профессионального отношения к делу. Но их поведение, увы, формирует нездоровая среда. Тренеры почему-то считают естественным обсуждать и осуждать судейство. Они придумывают изощренные формулировки для того, чтобы объяснить журналистам и болельщикам: судьи продажны, судьи-киллеры - все беды от них. Тот же Николаев как-то сказал, что арбитров "прилично заряжают". Когда же пришлось ответ держать, он быстренько придумал дополнение: заряжают энергетически! Мол, про подкуп речи и не шло. В НХЛ в подобной ситуации не стали бы вдаваться в лингвистические подробности, а оштрафовали бы на 5000 долларов, как недавно Майка Кинэна.

Поведение тренеров и хоккеистов-комментаторов провоцирует болельщиков на хамство. Их любимец "лечит" судью, а тот ему - десять минут. Ну как тут не назвать арбитра извращенцем? Все это в совокупности создает на стадионе атмосферу ненависти, которой и в обыденной жизни хватает. Люди ведь должны на игре другие эмоции получать - положительные!

Проблема в том, что арбитры не публичные люди. Безропотность судей поражает: их бьют, как директор "Салавата Юлаева" Тагир Даукаев Сергея Карабанова, а они все равно безответны. Интервью судьи в СМИ - большая редкость. Мне вспоминается эпизод из фильма, шедшего в прокате под названием "Плутовство". Политтехнологу перед выборами нужно отвлечь внимание общественности от сексуального скандала вокруг президента страны, поэтому он придумывает виртуальную войну США против Албании. Все спрашивают, почему именно против Албании? Он со встречным вопросом: а что вы знаете об албанцах? Скрытные они какие-то, наверное, замышляют недоброе. Так и с судьями: складывается впечатление, что их молчание - знак вины. Мол, плавят, "полосатые", плавят...

Леонид Вайсфельд, уже закончивший карьеру, никогда не стеснялся дать интервью, объяснить свое решение, мог сказать о сомнениях - короче, представлялся простым человеком, который тоже ошибается. Это выгодно отличало его от других и повышало статус. Если ПХЛ пошла на то, чтобы обязать главных тренеров посещать пресс-конференции, то почему бы не отрядить туда и судей с инспекторами. Живое общение с ними поможет точнее оценить эпизоды игры представителям прессы и корректнее, объективнее описывать происходящее. Ведь правила досконально знают немногие. Так, Владимир Крутов, будучи главным в ЦСКА, был удивлен, что при отложенном штрафе команда, получившая большинство, забила в свои ворота и гол не засчитали.

Кстати, я пытаюсь достать новую редакцию правил на русском, и у меня пока не получается - дефицитная, как выясняется, брошюра. Видимо, придется консультироваться у будущих комментаторов. Они-то правила знают лучше всех!