ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Итоги сезона |
ДЕСЯТИЛЕТИЕ ПОТЕРЯННЫХ ШАНСОВ
Борис БОГДАНОВ
3 ноября 1999 года полузащитник пражской "Спарты" Томаш Росицки забил гол "Спартаку" в матче Лиги чемпионов, где москвичи были разгромлены - 5:2. Счет унизительный для российского чемпиона, не привыкшего терпеть такого даже от грандов европейского футбола, не то что от скромного чешского клуба. До 0:5 в Ливерпуле и шести осенних поражений 2002-го с общей разницей 1-18 оставалось три года.
Те же три года спустя, 25 ноября 2002 года, Томаш Росицки прилетел в Москву на матч Лиги чемпионов уже в качестве одного из ведущих игроков дортмундской "Боруссии". В бундеслигу он перебрался вскоре после яркого всплеска "Спарты" в Лиге чемпионов. Практичные чехи извлекли из ситуации максимум: расстались с засветившимся в Европе лидером (и не только с ним), получив из Дортмунда перевод на 25 миллионов марок. "Спарта", кстати, и не скрывала, что место свое в европейской иерархии оценивает трезво, на первые роли не претендует и тягаться капиталами с итальянскими или испанскими монстрами не мечтает. Зато намерена в полной мере использовать возможности, которые предоставляет участие в еврокубках, для поправки собственного благосостояния.
Америки пражане не открыли. Именно так живут многие клубы европейского второго эшелона, чьи бюджеты не позволяют делать ставку на приобретение готовых суперзвезд. Воспитывают своих (или купленных по дешевке) футболистов, доводят до того уровня, когда на тех появляется спрос, выгодно продают - и все по новой. Есть среди них клубы и поименитее "Спарты" - взять хотя бы амстердамский "Аякс", наводнивший богатейшие лиги Европы своими воспитанниками. Да что там "Аякс": главный тренер совсем уж не бедствующего лондонского "Арсенала" Арсен Венгер бравирует умением подешевле купить и подороже продать.
На футбольном поле Олег Романцев Венгера бивал, и крепко. На деловом поприще, увы, безнадежно отстал. Десять лет "Спартака" в Европе стали десятилетием упущенных возможностей. Забудем о провале нынешней осени - он, в конце концов, уже следствие, итог. До него показатели красно-белых в еврокубках в российские времена выглядели прилично - 41 победа, 17 ничьих, 28 поражений, разница мячей "+34", обыгранные "Ливерпуль", "Реал", "Аякс", "Арсенал", суперсерия-95... Куда там "Спарте"!
И что? Инфраструктуры, достойной завсегдатая Лиги чемпионов, как не было, так и нет. На европейском футбольном рынке - по-прежнему чужаки. Из тех, с кем расстался "Спартак" за последние пять лет, в Европе в высших дивизионах играют только Аленичев да Ананко. Остальные герои недавних еврокампаний вместо зарубежных клубов - пусть не "супер", но хотя бы равных "Спартаку" - оказались в "Торпедо" и "Крыльях Советов", "Анжи" и "Сатурне", "Локомотиве" и "Шиннике". Много ли выгоды извлекли из этого красно-белые? А из того, что не пожелали расстаться с Титовым, когда тот был на пике, и дождались того, что он стал никому не нужен? Что не сумели распорядиться последним по времени шансом в лице Сычева? Из того, наконец, что школа "Спартака" (этот вопрос несколько лет назад был предметом исследования "СЭ журнала") не уступает аяксовской?
"Спартак" и в лучшие сезоны не был самым сильным клубом в Европе. Но не был и самым слабым. Никогда не был (и не будет) самым богатым - но и самым бедным тоже. Потенциально же всегда был гораздо богаче, чем на деле. Вот только распоряжались этим потенциалом бездарно. Теперь и он вычерпан до дна - без всякой пользы: и играть некому, и продать некого. Восстанавливать же разрушенное, как известно, всегда труднее, чем строить. Утешает одно: то, что тяжелее дается, больше ценится. Дай Бог, чтобы так было и в "Спартаке", когда он вернется в Европу.