ХОККЕЙ |
ЖЕНСКИЙ ВЗГЛЯД Инны ВАРЮХИНОЙ |
Андрей КОВАЛЕНКО |
"ЛАПУЛЯ" СО СЛОМАННЫМ НОСОМ
Едва ли не самой большой неожиданностью стартовавшего Кубка "Балтики" для российских болельщиков стало отсутствие в составе нашей сборной ее капитана - ярославца Андрея Коваленко. Об этом можно только сожалеть, потому что Андрей по своему менталитету - почти хрестоматийный образец предводителя национальной команды: опытный, рассудительный, дружелюбный со своими и ничего "не спускающий" чужим. Но главное, для которого Россия - понятие отнюдь не абстрактное. Он - наш, русский до мозга костей, больше, чем кто-либо. Годы, проведенные за океаном, не смогли этого изменить.
Как он был польщен, когда на прошлый чемпионат мира поехал в ранге капитана!.. Возможно, на публике Андрей и скрывал свои ощущения, но сейчас, когда прошло уже довольно много времени, у него в беседе со мной все же вырвалось: "Я тогда такую ответственность почувствовал! И гордость. В первый раз все-таки за всю карьеру!.."
Но ведь нагрузка на игроков "Локомотива" в этом сезоне выпадает недюжинная. Андрей - один из самых возрастных хоккеистов. А чем старше игрок - тем больше у него болячек. И их обладатель периодически нуждается в отдыхе. Иначе старые травмы могут дать о себе знать в самый неподходящий момент, когда и клубу, и сборной игрок будет нужен еще больше.
Есть еще одно обстоятельство, оправдывающее отказ Коваленко выступать на Кубке "Балтики". Наверняка он хотел бы посвятить время семье. Возможно, потому, что Андрей, к сожалению, лучше других знает, что значит однажды ее потерять. И поэтому судить его за отказ никто не вправе.
ЗОЛОТО БЕЗ "ПОНТОВ"
...В первый раз я увидела Коваленко, только-только вернувшегося из НХЛ, не в хоккейной форме, а в повседневной одежде. Ни коньков, ни клюшки. Не зная, кто передо мной, подумала: "Вот это типаж!.." Крепкий, коренастый, коротко стриженый, со шрамами и следами свежих побоев на лице... Принять его можно было за кого угодно! Особенно, помню, смутило обилие массивных золотых украшений. Одних цепей на шее висело целых три.
Приятель-хоккеист, с которым я поделилась наблюдениями, только рассмеялся.
Андрей же, когда уже довелось поговорить с ним, к сравнению с героями песни "Мы бывшие спортсмены, а ныне..." отнесся философски. Если и обиделся, то виду не подал. Что же касается золотых украшений, признался сразу: "Вот что люблю - то люблю". Оказалось, к одежде Коваленко практически равнодушен, но украшения должны быть всегда.
- Одну цепь подарили родители на семнадцатилетие, кольцо с браслетом - жена в годовщину совместной жизни, - любовно пояснял он. - Кое-что на заказ делали. Знаменитых ювелирных марок не придерживаюсь, разве что часы предпочитаю "Ролекс". Просто объясняю ювелиру, какое мне нужно плетение, куда камешек вставить - и отлично получается. Главное, чтобы мне нравилось.
До нашего знакомства мне всегда казалось, что для мужчины столь яркий блеск вовсе не обязателен. И даже где-то вульгарен. Но Коваленко - совсем другой случай. Пожалуй, примириться с избытком золота помогает то, что Андрей больше, чем кто-либо, состоялся в жизни. Он мастер своего дела. Открытый, добродушный и, что называется, правильный парень. Которому нет нужды доказывать свою "крутизну" золотыми "понтами" и "наворотами". Много золота - просто слабость, которую он может себе позволить во всех отношениях. Тем более что, судя по браслету, вкус у него и его супруги отменный.
ЛЕЛИКУ ПРИДЕТСЯ УСТУПИТЬ
Некоторые злословили, что из-за океана Андрей вернулся потому, что так и не решил проблем с адаптацией и языком. Что его поджимал возраст и т.д. И ставили под сомнение то, что его появление в России обусловлено, так сказать, зовом крови. В то, что пресловутая тоска по Родине для Коваленко не просто красивые слова, многие не верят до сих пор.
Супруга Коваленко, Ольга, улыбается:
- Наш агент, когда мы собрались уезжать, уговаривал его остаться. Он считал, что суровые российские условия его "съедят" - поиграет немного и одумается. И предложения из НХЛ были у Андрея даже минувшим летом. Но я сказала агенту: "Пол, это бесполезно. Он хочет только в Россию". Мы даже отдыхать из Северной Америки ездили сюда, в его родное Балаково! Бывало, говорю: "Андрей, ну поехали куда-нибудь на острова!" А он: "Нет, поедем в Россию!" И сидим здесь: я чаи гоняю с родственниками, а он рыбачит или раков ловит на речке! И счастлив! А любимая песня у него знаете, какая? "Течет река Волга"! Едем, например, вдвоем в машине, и он говорит: "Хочу поставить "Волгу". Я ему: "Андрюша, сколько можно?!" А он: "Ну еще один разок!"
Андрей, когда я ему напомнила про "Волгу", немного смутился. Как мне показалось, не ожидал, что кого-то это может удивить. "Не понял, а разве в этом есть что-то особенное?" - читалось в его взгляде. Удивительно, но он действительно без всякой "игры на публику" любит все русское. От песен - народных, попсовых, все равно, лишь бы наши, - до пресловутого "уклада жизни и мышления".
- Понимаете, выхожу из самолета в Шереметьеве - и чувствую, что вернулся домой. Дышится легче. И наоборот: уезжаю - и сразу какая-то тоска... Что значит "близкий мне уклад жизни и мышления"? Ну, не знаю. В Канаде все как-то спокойно, тихо... Даже неинтересно. Невозможно среди недели просто так встретиться с друзьями, куда-то сходить, посидеть... Режим у всех расписан, все разложено по полочкам, и даже русские, которые приезжают туда работать, подстраиваются.
За океаном Андрей собрал коллекцию из трех тысяч видеокассет. И в ней тоже преобладают наши фильмы - начиная от "Девчат", "Дело было в Пенькове", "Кавказской пленницы" и заканчивая современными.
Ольга ("Лелик", как ее называет Андрей), что любопытно, совсем не разделяет "тяги к корням", свойственной мужу. Она откровенно мечтает поскорее вернуться в Канаду. Там они познакомились: Оля приехала из Алма-Аты, где у них с подругой была туристическая фирма. Осмотрелась и возвращаться передумала. Нашла работу в русскоязычном баре в Монреале, сняла квартиру. Однажды в бар зашел отдохнуть Андрей... В Канаде они расписались, за океаном же родились оба сына - старший, Николай, которому сейчас три года, и младший, Даня. Оба раза Андрей присутствовал при родах. Годовалый Даниил и сейчас в Торонто, с Ольгиными родителями.
Толком объяснить, почему же ее так тянет за океан, Оля, пожалуй, не может. Почти все, как и у Андрея, на уровне ощущений, но только противоположных тем, которые испытывает муж: "Там уютнее, свой дом, лица у всех приветливее". И еще, конечно, "нравится приходить с улицы домой в чистой обуви".
Грязи на российских улицах по сравнению с канадскими, допустим, действительно хватает. Но в принципе, кроме этого, семейству Коваленко вряд ли есть на что жаловаться. За полтора года все, пожалуй, сложилось так, как можно было только мечтать: налаженный быт, хороший контракт, устойчивое положение, дружный коллектив. Приезжаю в гости - в каждой комнате ворох цветов: у Ольги был день рождения, и пришла чуть ли не вся команда. Но главное - Андрею-то во что бы то ни стало хочется остаться здесь не только после того, как закончится контракт с "Локомотивом", но и после завершения карьеры. Он еще не думал о том, чем именно будет заниматься, но уверен, что так или иначе останется в хоккее.
- Ну, раз такое дело, так и будем жить: я здесь, Лелик - там, - усмехается Коваленко.
Да нет. Лелик, при всей своей самостоятельности и независимости суждений, конечно же, уступит любимому мужчине.
АНДРЕЙ И ПЯТЕРО ЕГО ЖЕНЩИН
Однажды, когда они еще не были женаты, Андрей позвонил Ольге на работу и сказал, что вскоре заедет. И заехал... А накануне ему на льду сломали нос.
- Это был кошмар, - рассказывает Оля. - Входит - половины лица не видно! Помню, страшно стало. Примерно тогда и начала осознавать по-настоящему, что такое хоккей...
Спрашиваю у Андрея:
- А Ольга в ответ на "Лелика" придумала вам какое-нибудь прозвище?
- Лелик, ты как меня называешь? - кричит он.
- Я?.. Тебя?.. - Ольга входит на кухню, где мы пьем чай, и кокетливо его обнимает: - Лапуля!
- О! Слышали?! Я - Лапуля, - смеется он. - Сахар дай, пожалуйста, Лапуля. И печенье!
Оля кладет ему сахар прямо в чашку и сама же размешивает.
- Андрей, а как вы свободное время проводите? Может, танцевать любите?
- Ну.. медленные танцы люблю, конечно. Быстрые - не знаю даже. Лелик, наверное, любит больше. Лелик, ты любишь танцевать? Да? Ну молодец. В Москву без меня не едешь! (Ольга как раз собиралась в столицу, в гости к подруге. - Прим . И.В.)
- А-а, ревнуете!..
- Кто, я? Ее? Не-а! Лелик, а ты меня ревнуешь?
- Ну а как же!
Отношениям, которые выглядят так безоблачно, на самом деле пришлось пройти через серьезные испытания.
Роман с Ольгой закручивался у Андрея на фоне развода с первой супругой.
Монреаль, по рассказам Оли, похож на большую деревню. Все, что с тобой происходит, моментально становится известно приятелям и соседям. Поэтому "достоверная информация" поступила к ней сразу же, как только они с Андреем познакомились, но почему-то в таком порядке: 1. У него есть семья. 2. У него трое детей. 3. Он разведен.
Разобраться было невозможно. Например, почему семья, если разведен? Или - откуда у такого молодого парня уже трое детей? Оля мудро решила не прислушиваться к сплетням, а ждать, когда все разрешится само собой. И ни о чем не расспрашивать.
Андрей, собственно, ничего особо и не скрывал. Но в то же время никогда не показывал Ольге, что нуждается в ее поддержке, как бы ни было ему тяжело в процессе развода. И уж тем более не плакался на груди у подруги. Носил все в себе.
- Он, видимо, и так знал, что я тоже переживаю. Я видела, насколько вся эта ситуация с разводом, с детьми мешает ему, даже на игру порой настроиться было тяжело. Я старалась как-то все это сгладить, но... Да разве можно это сгладить?!
Даже сейчас, по прошествии нескольких лет, Коваленко не хочет говорить о причинах, из-за которых распалась его первая семья. Лишь вскользь отмечает, что они были очень серьезными. Дело осложнялось тем, что, расторгнув брак, Андрей лишался возможности видеться с дочерьми-тройняшками. То есть теоретически-то все было можно, по суду ему даже назначили определенные дни. Практически же... Какие такие "определенные дни" могут быть у хоккеиста-профессионала? Но ни на какие уступки бывшая супруга не соглашалась.
- По-моему, она просто делала все, чтобы показать: именно она будет диктовать условия, - рассказывает Ольга. - И это на самом деле было именно так. Думаю, потом она очень пожалела обо всем. Я, честно говоря, была поражена, потому что знала, что для Андрея значат дети, как он любит своих девочек. То, что говорят в таких случаях: "а, пустяки, не ты первый, не ты последний" - это не про него. Он же хотел не просто видеть детей, но даже сделать так, чтобы хотя бы кто-то из них жил с ним! Но, конечно, этого не получилось.
Примерно год назад в коротком интервью с Андреем я пыталась затронуть эту тему. Тогда он сказал: "Я совсем не вижу дочерей. Даже не знаю, где они сейчас находятся. Думаю, в Канаде, и надеюсь, что у них все в порядке. Финансовая помощь от меня им поступает регулярно".
Совсем недавно выяснилось, что девочки сейчас в Москве и живут с бабушкой. Казалось бы, теперь нет никаких препятствий к тому, чтобы встречаться. Но, опять же: когда? Сегодня у отца - домашняя игра, завтра перелет в Хабаровск, послезавтра - в Череповец...
Честно говоря, мне показалось, что Андрей настолько устал от этой ситуации, что воспринимает ее почти с апатией. Он бы, несомненно, мог специально поехать в Москву, разыскать, обнять, поговорить и... наткнуться, по его словам, "на те же грабли" в виде условий и запретов со стороны бывшей жены. Поэтому пока не едет. Лишь верит в то, что когда-нибудь наступят лучшие времена, они с дочерьми станут ближе друг другу, а корреспонденты перестанут задавать больной вопрос: "Так сколько же у вас детей - двое или пятеро?"