Газета Спорт-Экспресс № 286 (3078) от 18 декабря 2002 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 декабря 2002 | Экстремальные

АЛЬПИНИЗМ

Валерий БАБАНОВ

СОЛО-ВОСХОЖДЕНИЕ - ЭТО ДАЮЩАЯ НАСЛАЖДЕНИЕ МЕДИТАЦИЯ

Валерий Бабанов - сильнейший в мире соло-восходитель. Об этом говорит хотя бы то, что в прошлом году он стал лауреатом престижнейшей среди альпинистов награды "Золотой ледоруб" за одиночное восхождение на гималайский пик Меру-Центральная. В этом году Валерий предпринял попытку взойти в аналогичном стиле на непокоренный пик Нупцзе-Восточная (7804 м). Ему удалось достичь отметки 6300 м, но затем он решил спускаться. Что же произошло?..

ГОРА, НА КОТОРУЮ ХОЧЕТСЯ ВЗОЙТИ

- Чем вы руководствовались, выбирая восточную вершину Нупцзе?

- Во-первых, безопасностью маршрута, во-вторых, его красотой и логичностью, в третьих, вероятностью прохождения в одиночку. Это маршрут для соло-восхождения на грани возможного.

- Как выглядит массив Нупцзе и, в частности, вершина?

- Он пролегает с запада на восток, плавно переходя в массив Лхоцзе. Гребень протянулся километров на 10. Нупцзе-Восточная - это гигантская стена высотой в два с половиной километра. Впечатление, когда на нее смотришь, колоссальное. Вообще из 7 вершин Нупцзе-Восточная - самая красивая.

- Красивая - так о женщине говорят. А что для вас означает горная красота?

- Эта вершина - остроконечная, а наверху у нее симпатичный гребешок. К пику идет логичный контрфорс с юга - South pillar. Похож на лезвие ножа. Плавность линий, их завершенность настолько завораживают, что сразу хочется подняться на эту гору. Такая красота воспринимается душой.

- Уже полтора десятилетия альпинисты разных стран штурмуют эту вершину, но безуспешно. Почему?

- Представьте: перед вами стена с перепадом высот два с половиной километра, а протяженность маршрута я оцениваю в 4 километра. На пути к вершине - скалы, снежно-ледовые поля, ураганные ветры. 10 команд хотели взять пик, ближе всех подобрались французы в 94-м - 7500 м. До вершины оставалось всего 300 м, однако они отступили. Три экспедиции прошли знаменитую Башню Дьявола (6300 м), а в основном все останавливались на снежно-ледовых полях перед Башней.

НА ЭВЕРЕСТ Я НЕ СОБИРАЛСЯ ЛЕЗТЬ

- Даже команды отступали, а вы пошли один. Не переоценили свои возможности?

- Когда планировал экспедицию, определил себе три пункта, которые будут служить гарантией успеха. Первый - хорошая акклиматизация. Второй - провешивание веревок до отметки 6300 м. Третий - ночевки в базовом лагере при продвижении на вершину. Провешенные веревки позволяли бы делать это.

- Насколько удалось реализовать задуманное?

- Я хотел пройти акклиматизацию на Южном седле ледника Кхумбу в районе Эвереста. Ведь весь массив Нупцзе - Лхоцзе - Эверест составляет одно целое. Но с меня помимо платы за нахождение на Южном седле запросили дополнительно 4 тысячи долларов - за permit, то есть разрешение на восхождение. Видимо, боялись, что ночью втихаря рвану на Эверест, бывали такие случаи.

- А как с ночевкой в базовом лагере? И сколько времени заняли бы спуск и подъем?

- Когда я провешивал последние веревки до Башни Дьявола, приходилось тратить 6,5 - 7 часов, чтобы по ним туда забраться от базового лагеря. Оставалось провесить еще 500 м по высоте. Тогда подъем до последней веревки занял бы 10 часов, так я прикинул. Спуск в базовый лагерь - 5 часов. Но в принципе я мог бы заночевать у конца перил в гамаке, который туда забросил.

- Думаю, речь не о тех гамаках, в которых мы нежимся на даче. Что это такое?

- Висячая палатка, которая крепится за одну точку. Я ночевал в нем на высоте 5800 м, вполне комфортно, даже если снаружи все гудит от ветра.

- Когда вы планировали экспедицию, у вас не было альтернативы Нупцзе?

- Была. Сначала нацелился на Восточную вершину Жану по непройденному маршруту - что-то в последнее время нравится мне лазить там, где еще никого не было. Весь август думал, колебался. А потом, все взвесив, выбрал Нупцзе. 3 года мечтаю об этой вершине. Но тогда не осознавал, какой она крепкий орешек. Когда ехал, думал, что не так сложно. А когда увидел ее, понял, почему столько людей обломали об нее зубы.

- Получается, выбирали заочно?

- В 98-м, пытаясь взойти на Лхоцзе-Шар, видел Нупцзе издалека. Особо не разглядывал, все внимание было приковано к Лхоцзе. А когда подошел вплотную к Нупцзе, уже смотрел глазами человека, который хочет на нее подняться. На полкилометра отойдешь от нее - грандиозная картина. Фото и реальность - разные вещи. Страха не было. Я был готов к серьезному восхождению.

ТО СНЕГ, ТО ДОЖДЬ

- Вы брали в экспедицию спутниковый телефон. Из ваших сообщений мы знали, что вылетели вы с задержкой.

- Приключения начались еще на старте. Из-за таможенных проблем в Москве вылетели на день позже, 13 сентября. В тот же день в Катманду получил permit на восхождение. Еще день потратили на закупку продуктов, и 15 сентября с грузом в 400 кг вылетели в Луклу. Там сформировали караван из 20 носильщиков, и 19 сентября добрались до места, где разбили базовый лагерь. Маршрут довольно простой, туда ведет тропа. Пока шли, гор не видели. Они были закрыты облаками, туманом. Моросил слабый дождь. И лишь на пятый день, при подходе, увидели свою гору. Только подошли к месту базового лагеря, ее опять затянуло. И так каждый день: с раннего утра солнце, потом быстро-быстро наваливаются облака, и к 11 часам наверху начинается снег, а в лагере - дождь. Понял, что муссон затянулся, нестабильная погода стояла вплоть до 29 сентября. За 10 дней непогоды я сделал 2 - 3 выхода, на самом простом участке смог провесить 300 м веревки, сущая ерунда. Выше не пускали снегопады. Снег налипал на скалы, оттаивал, падал, все текло, работать в таких условиях было невозможно.

- Хорошая погода установилась, как вы сообщали, 29 сентября и продержалась до 7 ноября.

- Быстро начал работать, но я же не машина - каждый день выходить на гору. Работал 3 дня - день отдыхал.

- На сколько продвигались за день?

- Зависело от рельефа. Если несложный, мог 200-300 метров пролезть. Когда начался сложный маршрут, в день преодолевал 70 метров. За это окно хорошей погоды я поднялся до высоты 5900 м, где позже установил промежуточный лагерь. Поднял туда продукты, горелку, тот самый гамак. Последние 300 - 400 метров до этого места были довольно сложными. Думал, дальше будет легче. Ничего подобного, все бралось с боем.

ВСТРЕЧА С ДЬЯВОЛОМ

- А потом, как вы сообщали, погода вновь испортилась на целую неделю.

- Дня три снег валил такой, что стена грохотала, местами сходили лавины, но там, где я находился, их не было. В ночь на 13 ноября подул сильный ветер. Утром проснулся - ни облачка, солнце сияет. А на вершине - громадные снежные флаги. Пришли северные тибетские ветра. Погода сменилась. Я в это время был на высоте 5900 - 5950 метров. Начал выходить на маршрут, сама собой выработалась тактика: два дня работаю, потом спускаюсь в свой промежуточный лагерь (5900 м). Таким образом я набирал акклиматизацию. Так работал, пока не долез до высоты 6300 м.

- И тут на вашем пути встала знаменитая Башня Дьявола.

- Да, не зря американцы Джеф Лоу и Марк Твай еще в 1986 году ее так назвали. Поистине дьявольское местечко. Когда я к ней подходил, у меня уже получалась веревка в день, то есть 50 метров по высоте набирал. На пути оказался очень необычный и сложный снег. Когда по фотографии составлял предварительный план восхождения, думал, что это место пройду даже без веревки, настолько простым оно представлялось. На самом деле оказалось сложнее, чем скалы. Это пустой, как мы говорили, снег. Нечто среднее между фирном и обычным снегом, на крутизне 60 - 65 градусов на нем невозможно организовать никакой страховки, ноги съезжают даже в кошках. Меня выручили снежные колья, которые я купил уже в Непале. Они применяются в Гималаях для страховки на снегу. Это дюралевый кол длиной 60 - 70 см. Я их забивал и лез практически на одних руках. Безумно медленно. От точки страховки уходил на 50 метров, очень страшно. Когда стал приближаться к Башне Дьявола, пошли, как я их обозвал, нависающие грибы - двухтрехэтажные снежные дома. По ним или между ними, где ледоруб не помогает, ничего не завинчивается, приходилось подниматься. Снег ползет, начинаешь его рыть, смотришь - ты уже в тоннеле сидишь. Вот так к 27 ноября я подошел к Башне Дьявола. А то, что простиралось дальше, - просто ужас. Я видел фотографии французов, но не придал значения, когда они сказали: "Это вертикальный снег, мы прорыли в нем траншею". Огромная снежная нашлепка, метров 30 - 40 по вертикали. По ней надо лезть. Как? Французы по альпинистской классификации охарактеризовали это место по максимуму. Оно уже выше 6300 м, там организм не восстанавливается.

ВЕРНУСЬ С НАПАРНИКОМ

- Вы решили прекратить восхождение 27 ноября на высоте 6300 метров. Чем руководствовались?

- Permit кончался 7 декабря, я начал реально прикидывать свои шансы. На прохождение мне понадобится несколько дней. Даже если пройду 300 - 400 метров по высоте, реально на вершину за оставшийся срок не смогу подняться. Сил не хватит. Я проанализировал, почему предыдущие экспедиции не взошли, и понял, что у них была недостаточная акклиматизация. Надо иметь промежуточный лагерь на высоте 7000 - 7200 метров, в нем переночевать и спуститься в базовый лагерь. Когда через 2 - 3 дня пойдешь на вершину, будешь как огурчик. Я реально понимал, что если пройду Башню и сразу рвану к вершине, то погибну в этих снегах. А времени организовать лагерь на высоте 7200 метров уже не оставалось. На это ушло бы как минимум две недели. Я понял, что не смогу. И 27 ноября сказал себе: "Все..." После этого еще 5 дней снимал веревки, почти километр, 50 кг по весу.

- Такое решения как далось?

- Тяжело, очень тяжело... Столько сил положил. Но чтобы смягчить внутренний дискомфорт, тут же пообещал себе вернуться сюда. Думаю, что весной. И с напарником.

- Кого возьмете?

- Возможно, это будет Володя Сувига, старая гвардия.

ВОСХОЖДЕНИЕ В ЦВЕТЕ

- Стиль соло в мире альпинизма становится все более популярным. Какими качествами надо обладать, чтобы решиться на это?

- Мне кажется, должно присутствовать обостренное чувство самореализации. Я ведь ходил в команде. Со временем она становилась все меньше, а тебе хочется все больше нагрузок, переживаний.

- Адреналин перестает выделяться?

- Кроме адреналина соло дает такие внутренние переживания, которые в команде не ощущаешь: единение с самим собой, с горой. После соло восхождения в команде кажутся бесцветными.

- Попробуйте описать ощущения, которые получаете в соло-восхождении?

- Это состояние медитации. Существует более 100 видов медитации. Соло-восхождение - ее активный вид, который, как любая медитация, доставляет наслаждение. Испытываешь нечто, что заставляет вновь стремиться испытать это состояние.

Но такое происходит именно тогда, когда ты один находишься в процессе достижения какой-то цели. Чтобы это пережить, надо пахать неделю с утра до вечера. Чувство опасности, постоянная пустота под тобой много дней - такого никогда не испытаешь, если лезешь с напарником. Говорят , что горы - наркотик. Но я думаю, что это состояние души. Когда ты один, тебе не перед кем выпендриваться. Грязь, которая у нас есть в душе, уходит, мы становимся... тонкими. Наружу выходит то, что есть в нас сокровенного. И чувствуем, что мы - другие. А когда спускаемся с горы, становимся обычными. Надеваем маски, на нас снова наслаивается много ненужного. Но где-то в глубине души шевелится червячок: "Ты помнишь, как тебе было хорошо?" А ты ему: "Да, помню". "Тогда давай еще", - соблазняет он.

- А как же весной вдвоем пойдете?

- Посмотрим. На той высоте душа оживет.

ГИМАЛАЙСКИЙ БОРЩ

- Кто был в базовом лагере, когда вы работали на горе?

- Жена, осуществлявшая связь между мной и базовым лагерем, офицер связи, необходимый по непальским законам, и повар-непалец.

- Чем он вас потчевал?

- Когда нанимали, думали, закормит одним рисом. Оказалось, что он уже шесть раз работал с русскими экспедициями, борщи научился варить, пироги с капустой печь. Каждую неделю тортом угощал.

- А наверху что ели?

- Из Франции привез специальные продукты. Горячей водой заливаешь, и через две минуты все готово.

- Кстати, вы уже закончили школу гидов в Шамони. Что дальше?

- Через несколько дней улетаю во Францию, получу диплом и попробую получить рабочую визу, а после Нового года начать работать.

- И последнее. Кроме уже известной награды "Золотой ледоруб" вы в прошлом году стали лауреатом "Серебряной Генцианы". Что это такое?

- "Золотой ледоруб" вручают по усмотрению французской альпинистской общественности. Родина "Серебряной Генцианы" - Италия. Вот уже несколько лет в рамках международного кинофестиваля приключенческих фильмов в Тренто отмечается лучшее восхождение года. Сам факт получения "Генцианы" - это друза горного хрусталя с вделанным в него серебряным цветком - я оцениваю ничуть не ниже "Золотого ледоруба". А по красоте "Генциана" его превосходит. Оба этих приза я получил за восхождение на пик Меру-Центральная по маршруту Шангри-Ла.

Елена РЕРИХ