ХОККЕЙ |
ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА |
ПАРАД БАНКРОТОВ
Четверг, 9 января. Клуб НХЛ "Оттава Сенаторз" официально признается банкротом и получает у канадского государства защиту от кредиторов, требующих от "Сенаторов" возврата 160 миллионов долларов.
Понедельник, 13 января. Примеру столичного клуба следует "Баффало Сэйбрз" - его под защиту берет уже американское законодательство.
Вопрос недели: как объяснить парад банкротов в НХЛ? Что происходит с лигой, которая в последние десятилетия считается самой могущественной в мировом хоккее и которая по-прежнему переманивает из той же Европы, в том числе и из суперлиги, всю самую квалифицированную рабочую силу?
Попробуем разобраться. Без сомнений, по российским меркам, где профессиональный хоккей еще только становится на ноги и пока является скорее игрушкой в руках власть (деньги) имущих, в НХЛ ничего страшного не происходит. Однако привыкшая к порядку и прозрачности спортивная Северная Америка уже трубит тревогу.
Сегодня многим за океаном ясно, что корни нынешних бед уходят в 1994 год, когда после пятимесячного локаута работодатель (хозяева клубов) и работники (профсоюз) заключили ныне действующий коллективный договор. Как показало время, тогда комиссара лиги Гэри Бэттмена, представлявшего интересы хозяев, профсоюз в лице его босса Боба Гуденау изящно перехитрил.
Во-первых, Бэттмену не удалось провести предложенную владельцами клубов идею введения потолка зарплат. Это привело к тому, что за девять лет средний оклад хоккеиста увеличился в четыре раза - с 400 тысяч долларов до более чем полутора миллионов. Во-вторых, та уступка, на которую пошел профсоюз, - установление лимита на зарплаты новичков, оказалась мнимой. Игроки очень быстро научились этот лимит обходить.
Вот пример. При годовом пределе в 1,3 миллиона долларов новичок Илья Ковальчук из "Атланты" в прошлом сезоне, не нарушив ни одного закона, умудрился заработать... 4,375 миллиона. Спросите, как? Очень просто: максимальный оклад в 1,3 миллиона был ему гарантирован контрактом, а все остальные суммы были переведены в виде бонусов - за 29 заброшенных шайб, за титул лучшего снайпера лиги среди дебютантов регулярного чемпионата, за попадание в тройку лучших новичков, за номинирование на "Колдер Трофи"...
Третья неудача Бэттмена - это контракт с телевидением. Шестилетний контракт с общенациональными североамериканскими телеканалами АВС и ESPN принес лиге 600 миллионов долларов. Иначе говоря, каждый клуб ежегодно получает по 5,7 миллиона телевизионных денег. Для сравнения: в НБА ТВ доходы команд почти в пять раз выше. При этом в баскетболе на контрактах в каждой команде не 25 "ртов", как в НХЛ, а лишь чуть больше десяти...
Кроме того, несмотря на все изменения в правилах, комиссару не удалось добиться существенного повышения хоккейных рейтингов: ледовая игра продолжает оставаться в США в тени трех китов - футбола, бейсбола и баскетбола.
Словом, не приходится удивляться тому, что "Оттава" с "Баффало" дружно объявили о своем банкротстве. А еще с десяток команд утверждают, что ежегодно теряют от 5 до 20 миллионов долларов. Более того, как недавно проговорился хозяин легендарного "Монреаля" Джордж Жиллетт, только четыре клуба - "Детройт", "Торонто", "Филадельфия" и "Колорадо" получают стабильную прибыль.
Вот почему Бэттмен в преддверии осени-2004,когда будет заключаться новый коллективный договор, уже начал играть мускулами. Комиссар всюду публично заявляет, что введение потолка зарплат неизбежно. Ответ профсоюза не заставил себя ждать. На днях, как признался один из наших легионеров "Флориды", Гуденау провел в южном клубе выездное профсоюзное собрание, на котором посоветовал Буре-младшему, Козлову, Озолиньшу и К° готовиться к... 18 - 24-месячному (!) локауту.
Два года без хоккея - этот удар может отправить НХЛ в глубокий нокдаун. Опасаюсь, что если он будет нанесен, то в параде банкротов помимо "Оттавы" с "Баффало" примет участие добрая половина клубов лиги.