Газета Спорт-Экспресс № 12 (3099) от 20 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 20 января 2003 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА

Павел ТОРГАЕВ:
"В ЧЕРЕПОВЦЕ ТАКОЙ ЖЕ БУМ, КАК В ГОРЬКОМ 20 ЛЕТ НАЗАД"

ДОСЬЕ "СЭ"

Павел ТОРГАЕВ

Родился 25 января 1966 года. Рост 183 см, вес 86 кг.

Центральный нападающий.

Выступал в "Торпедо" (1982/83-1991/92, 2000/01 гг.), "Северстали" (с сезона-2001/02). В чемпионатах СССР и России провел более 400 матчей, забросил около 100 шайб. Выступал также в финских ТПС (1993/94), "Ювяскюля" (1994/95), в клубах НХЛ "Калгари" (1995/96, 99/00) и "Тампа-Бэй" (99/00) и AHL "Сент-Джоне", (1995/96-1996/97), швейцарских "Лугано" (1996/97), "Давосе" (1997/98) и "Фрибурге" (1998/99).

Участник ОИ-94, ЧМ-95.

В ходе разговора с Павлом Торгаевым я вдруг мысленно сравнил его с Виктором Коноваленко. Почему? Да потому что в далекие уже союзные времена Торгаев получал немало заманчивых предложений из именитых московских клубов, откуда путь в сборную выглядел гораздо короче. Но, как и его земляк, легендарный голкипер горьковского "Торпедо" Коноваленко, всякий раз отвечал отказом.

К слову, Виктор Сергеевич остался в родном городе и после окончания своей великолепной вратарской карьеры - тренировал ребятишек в замечательной (спросите, например, у Андрея Хомутова) детско-юношеской хоккейной школе.

Торгаев, почти не сомневаюсь, тоже не покинул бы берегов Волги. Но появился шанс попробовать свои силы в зарубежном клубе. Да к тому же тренировал этот клуб его соотечественник - Владимир Юрзинов.

- Не сказал бы, что это был переломный момент в моей биографии, - вспоминает Павел. - Но Юрзинов помог мне почувствовать себя уверенно в новой обстановке, развить лучшие качества.

- Понимаю, что нет предела совершенству. Но, на мой взгляд, вы были в порядке еще в союзные времена. Скажем, на Призе "Известий", где играли левым крайним в тройке Сергея Федорова.

- В порядке? Я так не считаю. Полноценным игроком сборной я себя не чувствовал. Скорее кем-то вроде транзитного пассажира в ожидании своего привычного поезда. А мой поезд - горьковский. Это нынче в сборную берут и с периферии, и из Москвы. А в ту пору она комплектовалась прежде всего из игроков столичных клубов. Впрочем, большинство из них того, бесспорно, заслуживали. Нет, я не комплексовал в компании Каменского, Быкова, Хомутова, Немчинова, Федорова... Но почему-то не сомневался, что в сборной не задержусь. И интуиция меня не обманула.

- Тем не менее Виктор Тихонов держал вас в поле зрения. Иначе он не включил бы нападающего финского ТПС в число российских олимпийцев для выступления на Играх-94 в Лиллехаммере.

- До сих пор не пойму, почему так произошло. Скорее всего, меня рекомендовал Юрзинов, с мнением которого Тихонов, безусловно, считался. Только вот порадовать болельщиков мы не смогли - в полуфинале одну шайбу уступили шведам, а в итоге заняли четвертое место.

КАРПОВ ПОБЕЖДАЛ С УЛЫБКОЙ

- Нужно все-таки сделать скидку на то, что сборная России в тот период испытывала дефицит на первоклассных игроков: сезон в НХЛ был в разгаре, и никто из-за океана прилететь на Олимпиаду не мог. Тогда как начинали вы свою карьеру в те далекие прекрасные времена, когда все наши лучшие хоккеисты играли не для североамериканских, а для советских болельщиков.

- Да, первые несколько матчей за мастеров "Торпедо" я, зеленый юнец, провел еще в 82-м году. Спасибо Николаю Карпову, который обратил на меня внимание и "подпустил к основе". Я тут сравнительно недавно встретился с ним в Сокольниках, когда со "Спартаком" "Северсталь" играла. И вы знаете, для своих лет Николай Иванович хорошо выглядит. Даже щеки такие же румяные, как прежде.

- Ну щеки у Карпова румяные еще с тех пор, как он за "Крылья Советов" в 50-е в 30-градусный мороз на моих глазах играл - во всяком случае, бледнолицым я его с тех пор никогда не видел. И хоккеист он был хороший, и тренер что надо. Его коллеги с подчеркнуто серьезным видом ходили, а он в 69-м - с улыбкой! - и Тарасова, и Чернышова победил. А в 76-м со "Спартаком" еще раз золото завоевал.

- И "Торпедо" при Карпове здорово играло. Только потом у него вроде что-то с начальством не сложилось, и на смену ему Юрий Морозов приехал, которому я тоже многим обязан. Во всяком случае, именно при Морозове стал выходить на все матчи - за исключением тех, когда не позволяли травмы.

- Что ж, о Морозове я вам тоже немало мог бы рассказать. Он ведь незаурядным нападающим в "Химике" был. И многие Воскресенские мальчишки хотели походить на него и его партнеров - Никитина, Борисова. Как в Горьком - на Сахаровского, Чистовского, Халаичева...

- Могу только сожалеть, что не видел их на льду. В отличие от Скворцова, Ковина и Варнакова, которые задавали тон в ту пору, когда я стал посещать хоккейную школу и что-то понимать в этой игре. Кроме них выделялись Шигонцев, Какурин... Сильные были тогда в "Торпедо" игроки. И прорваться в состав было необычайно сложно.

В МАТЧАХ С ЦСКА ДАЖЕ В ЗОНУ БЫЛО ТРУДНО ВОЙТИ

- В первенствах СССР вы отыграли с 83-го по 92-й год. Что осталось в памяти? И можно ли сравнить те первенства с регулярным чемпионатом НХЛ, в котором вы провели полтора сезона?

- Все-таки это два разных хоккея. Наш более техничный, и ярких индивидуальностей в нем было побольше. Нет, в каждом клубе НХЛ тоже есть звезды. Но их в общей сложности не так много, как было в советском хоккее.

- Между тем пресса говорила о другом. Мы дозировали похвалы, характеризуя наших звезд. Тогда как заокеанские коллеги, наоборот, "патронов не жалели", ибо тренеры наверняка не обращались к ним с просьбой: мол, давайте поскромнее, а то испортите мальчишек. Хотя "мальчишкам" порой было уже под 30.

- Понял, что вы имеете в виду. И должен с вами согласиться в том, что если в НХЛ из какого-то игрока надо сделать звезду, то пресса так его раскрутит, как нашим гениям хоккея и не снилось. По крайней мере писать о нем в определенный период станут исключительно в мажорных тонах. А уж, как он потом будет играть, оправдает ли гору авансов - это другое дело.

- Вы ответили на вторую часть моего вопроса. А что касается непосредственно чемпионатов СССР...

- ...то игры становились праздниками для людей, переполнявших трибуны Дворцов спорта в Москве и Риге, Челябинске и Ленинграде, Киеве и Уфе, Воскресенске и Свердловске. А какой хоккейный бум ощущался в Горьком - да проще было в лотерею холодильник или стиральную машину выиграть, чем билет в наш старенький дворец достать! И настрой на каждый матч был у хоккеистов сумасшедший. Если старожилы бились, не жалея себя, то молодым было просто стыдно ударить в грязь лицом, и каждый играл, как последний раз в жизни. Откровенно говоря, до сих пор испытываю ностальгию по тем временам.

- В те годы вы успели сыграть...

- ...против Третьяка, Мальцева, Васильева... А потом мы соперничали с Макаровым, Ларионовым, Крутовым. Да в ту пору в каждой команде классные мастера были. И наше "Торпедо" не являлось исключением. Недаром тройка Ковина в сборную входила и столичные клубы усиливала во время заокеанских серий с клубами НХЛ. Кстати, мне довелось поиграть вместе со Скворцовым и Варнаковым, когда тренеры поставили Ковина к молодым.

- Ваше амплуа - центрфорвард...

- В принципе да. Но при Чистовском я несколько сезонов на краю играл и чувствовал себя вполне комфортно - оттуда ведь тоже можно забивать.

- А Третьяку вы забивали?

- Было такое - в сезоне-83/84. А вообще-то в матчах с ЦСКА не то что бросать по воротам не давали - в зону армейцев войти было тяжело.

К СЕЗОНУ ГОТОВЛЮСЬ В КАЛГАРИ

- Ходили слухи, что вас тогда приглашали в московские клубы. Вам хотелось перебраться в столицу?

- Никакого желания не испытывал. Меня в Горьком все устраивало: и команда, и бытовые условия.

- Наверняка автомобиль "ГАЗ-24" имели, купленный чуть ли не с конвейера.

- Нет, "Волги" были только у хоккеистов первой тройки, да у защитников Астафьева и Федорова. Еще у тренеров.

- Вы и по сей день любите Нижний Новгород?

- Люблю.

- И это, несмотря на то, что там есть районы, где дышать вообще нечем.

- Да ладно, не выдумывайте, пожалуйста.

- А что выдумывать, если выходишь из автобуса, и кашель тебя одолевает.

- Ну это вы, наверное, поперхнулись. Я-то и сейчас приезжаю в Нижний и ничего подобного не испытываю. Приезжаю туда при первой возможности. Там же родители жены живут. Ну и друзья, конечно. Настоящие друзья. И дом у меня в Нижнем, куда, возможно, когда-нибудь вернусь.

- Секундочку... Я точно знаю, что дом у вас в Калгари.

- Там у меня сейчас жена Наташа с детьми находится. Дети учатся, система обучения очень интересная и резко отличается от нашей. Правда, 14-летний Дима, к моему сожалению, хоккею предпочитает футбол, а 5-летний Миша категорически заявил, что по моим стопам не пойдет. И все равно возвращать их сейчас домой из Канады нет никакого смысла.

- Вы тоже, знаю, проводите в Калгари сравнительно много времени. Даже к чемпионату России там самостоятельно готовитесь.

- У вас верная информация. Наша команда перед сезоном собралась в июле, а я присоединился к ней 20 августа. Однако к новому чемпионату начинаю готовиться в Калгари уже спустя две недели после окончания предыдущего. Четыре раза в неделю играю в хоккей.

- С кем?

- С теми людьми, которые вместе со мной арендуют лед. На две трети это бывшие профессионалы: из "Калгари Флэймз" и других клубов НХЛ. Словом, те, кто всерьез занимался хоккеем.

- Раз уж вы упомянули о "Калгари", то с кем из соотечественников вам довелось там поиграть?

- С воскресенцем Германом Титовым. Мы с ним и в ТПС играли вместе. А за год до моего приезда цвета "Калгари" защищал Николай Борщевский. Он нынче в "Торонто" перебрался, где, собственно, и работает.

- Каких значительных успехов добился клуб за тот срок, что вы в нем провели?

- Никаких. Разве что вышли в плей-офф, что потом "Калгари" ни разу не удавалось. Но на первом же этапе мы уступили "Чикаго".

- Трудно попасть в НХЛ?

- Трудно пройти все испытания, чтобы оказаться в команде НХЛ. А если в нее попал, то проявить себя у хоккеиста есть все возможности. Только нужно профессионально относиться к делу. Там если объявят, что тренировка в 11, то в 9 утра в тренажерном зале можно увидеть многих игроков. Каждый знает, чего ему не хватает, чтобы достичь оптимальной формы. Нет, ты можешь, понятно, не работать самостоятельно, пожалуйста, приходи на тренировку после бессонной ночи, проведенной с друзьями за бутылкой виски. Но если не сыграешь на своем уровне - вперед в фарм-клуб.

НЫНЕШНЯЯ "СЕВЕРСТАЛЬ" - ДЕТИЩЕ МИХАЛЕВА

- Вы в школе английский изучали?

- Нет, немецкий.

- А на каком же языке разговаривали в Финляндии?

- На финском.

- Непростой язык.

- Непростой. Но я общался с игроками именно на нем. Мне он даже проще, чем английский, дался.

- Что ж, полтора года назад вас можно было поздравить с возвращением на родину и возможностью снова после долгого перерыва общаться с хоккеистами на родном русском.

- Мне и в Швейцарии русский не давали забыть. Там же немало наших играло. Например, национальные герои Швейцарии Вячеслав Быков и Андрей Хомутов - их там на руках носили.

- Мне только одно непонятно: во Фрибург они уезжали закадычными друзьями. А там...

- Признаться, я и сам поразился: на льду - все было, как прежде. Поздравляли друг друга с заброшенной шайбой, обнимались, радовались, как дети. А после игры - я ведь не один матч против них провел - молча в разные стороны расходились. Вот как оно бывает: хоккей свел, а жизнь развела. Жаль...

- В "Северстали" такого не наблюдается?

- Знаете, в Череповце на редкость дружная команда. И это заслуга прежде всего Сергея Михалева. Не каждому дано объединить в одно целое 30 разных по возрасту и характеру людей. Тренеру "Северстали" благодаря душевным качествам и знанию предмета это удалось. Правда, в его распоряжении я мог и не оказаться.

- Почему?

- Да потому, что после Швейцарии вернулся в Нижний Новгород и с ноября до конца сезона играл за "Торпедо". А в межсезонье начались такие неурядицы, что некогда одна из сильнейших советских команд с богатейшими традициями вообще могла не выйти на старт чемпионата. Финансовая база оказалась очень слабой.

- Попав в "Северсталь", начали играть вместе с Епанчинцевым и Петренко...

- Все так и было. Только у Петренко боли в паху нет-нет, да и давали о себе знать. Но тройка наша на старте успела себя проявить. Ну а с Епанчинцевым мы выходили на лед до конца сезона, и, похоже, оба получали от игры наслаждение.

- В нынешнем чемпионате вас развели по разным звеньям. Почему?

- Это вопрос к Михалеву. Но я уверен, что он сделал это в интересах команды.

- Если бы "Северсталь" выиграла золото нынешнего чемпионата, вы были бы, естественно, необыкновенно счастливы. Другое дело, по силам ли это команде?

- После окончания сезона я вам точно скажу (смеется). Но очень хотелось бы завершить его достойно.

- Вы считаете себя хоккейным долгожителем?

- В союзные времена я бы на сто процентов ответил: "Да!". Тогда люди заканчивали карьеру приблизительно лет в 30. И я не стал бы исключением. В российском же чемпионате, как и в НХЛ, выступают немало "взрослых" игроков. И радуют они зрителей не в меньшей степени, чем молодежь.

- Иван Глинка сказал мне, что прогресс российского хоккея за последние два года очевиден. А, по мнению новичка "Северстали" Владимира Вуйтека, уровень нашего чемпионата самый высокий в Европе.

- Спорить не стал бы ни с тем, ни с другим. По той простой причине, что это видят и болельщики, которых с каждым годом на трибунах становится все больше и больше.

- Вы довольны своей карьерой?

- Я участвовал во всех престижных соревнованиях. Правда, пока не побеждал в них. Но в принципе грех жаловаться на свою спортивную судьбу.

...Торгаев - человек не конфликтный. Однако стоит арбитру принять спорное решение, как он тут как тут и на правах капитана отстаивает интересы команды. А капитаном "Северстали" он стал не столько по возрасту, сколько по духу. Павел - лидер от природы на хоккейной площадке и душа компании за ее пределами. Он поет и танцует, как Рикки Мартин. А еще в отличие от латиноамериканской поп-звезды играет в хоккей. И как играет!

Череповец - Москва