ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
Болельщики со стажем, конечно, не забыли этого полузащитника сборной СССР и минского "Динамо" - вдумчивого, основательного, стабильного. В этом году ему в 41-летнем возрасте предстоит дебют в новой роли - главного тренера премьер-лиги.
Сергей АЛЕЙНИКОВ
ЗВОНОК ИЗ МОСКВЫ ПОНАЧАЛУ ПРИНЯЛ ЗА РОЗЫГРЫШ
Что еще осталось в памяти от Сергея Алейникова-игрока, так это роскошная шевелюра. Сегодня таких пышных кудрей на его поседевшей голове нет. А вот основательность осталась. На вопросы главный тренер "Торпедо-Металлурга" отвечает хоть и непринужденно, но успевая взвесить каждое слово. Как мне показалось, новый человек в российском тренерском цехе четко знает чего хочет. Другое дело - получится ли задуманное. Но Алейников сильно постарается и будет трудиться на совесть, вкладывая в дело душу. В этом его работодатели, сильно рискнувшие 23 декабря прошлого года, могут не сомневаться.
ОБЩИЕ КОРНИ С РОССИЕЙ
- Первый звонок из Москвы от руководства клуба, тогда еще называвшегося "Торпедо-ЗИЛ", я принял за розыгрыш, - вспоминает Алейников. - Поговорили, но серьезно к этому относиться не стал. Но когда через пару дней позвонили еще раз, повторив все сказанное, я не колебался. Согласие дал сразу.
- Неужели не испытывали никаких сомнений?
- Если иностранцы, часто не знающие ни языка, ни культуры, ни особенностей уклада жизни тех или иных стран, едут на работу, едва получив предложение, то чего бояться мне?! Корни у меня с Россией общие. Все мы вышли из советского футбола.
- Иностранец приедет и уедет, даже если провалит работу. О нем быстро забудут, а вы...
- Меня тогда можно считать иностранцем - белорус, живущий в Италии. Я ведь тоже уеду. Но это все ерунда. За тренера все скажет результат. Если придет успех, неважно, какой у тебя паспорт и какое прошлое. В Италии давно работает чех Земан. Вообще-то он гандболист, но, получив работу в кальчо, сумел добиться определенных успехов. С тех пор он - "в обойме".
- Вы, приехав в Италию, начали новую жизнь?
- Не сказал бы.
- Но за вами там никто не ходил, уговаривая много работать, чтобы получать хорошие деньги, играя в основном составе сильной команды?
- Это так, но меня и в СССР никто не уговаривал играть и тренироваться. Мне это нравилось. К тому же я хотел добиться многого.
- Перебравшись на Запад, вы не испытали шока от забитых товарами прилавков?
- Нет.
- А приехав спустя много лет в Россию, увидев забитые до отказа прилавки в магазинах и обнаружив тот же, советский, уклад жизни футболиста, который подолгу обитает на базе и находится фактически на попечении клуба, вы тоже не удивились?
- Удивился, но не сильно. Видимо, он привычен для всех - игроков, клубов, тренеров. За день традиции не изменишь.
ПОДЪЕМНЫХ ОТНЫНЕ В КОМАНДЕ НЕ БУДЕТ
- Вы месяц работаете в России. Что удивило, обрадовало, огорчило за это время?
- Пока впечатлений немного. Да и работали мы до сих пор не в России, а в Турции и на Кипре. Все разговоры в команде так или иначе вертятся вокруг создания нового коллектива. О глобальных вещах, проблемах российского футбола пока поговорить некогда.
- С вашим приходом в команде хоть что-то изменилось?
- Мы отменили подъемные. Их в нашем клубе игрокам давать теперь не будут. С моей точки зрения, раздача подъемных мешает созданию настоящей команды. Для российского футбола было бы лучше, если бы все клубы отказались от подобной практики. Хотя я понимаю: есть места, куда игрока можно заманить только большими деньгами, которые дают сразу.
- На что в новом сезоне нацеливают команду ее новые хозяева? Как формулируется цель: выступить лучше, чем в прошлом году, заняв десятое или двенадцатое место, или, быть может, вы намерены сражаться за медали?
- Если стремиться занять двенадцатое место, есть большой риск вылететь в первую лигу. Такие задачи новому руководству неинтересны. Цель - создать сильный клуб, способный побеждать.
- Работать в таких командах непросто даже опытному тренеру.
- А зачем вообще работать, если не ставить перед собой никаких задач?!
- Вы настолько богаты, чтобы позволить себе не работать? Сергея Алейникова можно назвать обеспеченным человеком?
- Можно назвать не бедным. Так будет точнее. Я приехал в Италию и начал играть в серии А, когда там не было супергонораров. Но на жизнь мне хватало.
- Что движет вами в работе? Амбиции, стремление заработать, желание прославиться?
- Амбиции есть у всех, но не каждый их демонстрирует. У меня они тоже есть. К деньгам отношусь очень спокойно, но полагаю, что всякий труд должен быть оплачен, а хорошая работа - хорошо оплачена. Слава же - вещь приходящая и уходящая.
С ДРУЗЬЯМИ ИЗ МИНСКА ЖИЗНЬ РАЗВЕЛА
- Вам трудно было привыкнуть к новой роли, когда вы завершили карьеру игрока?
- Нет, переход дался мне легко. Я давно и основательно готовился к тому, что рано или поздно надо будет думать, как жить, не играя в футбол. Смущало лишь небольшое количество телефонных звонков. Но потом привык и к этому. К тому же появилась новая работа, осталась и публичность. Я довольно часто появлялся на итальянском телевидении в качестве специалиста, который оценивает события очередного тура.
- Ваш дом теперь в Италии. А в Минске вы бываете?
- Раз в год. В столице Белоруссии живут родители.
- А контакты с друзьями по минскому "Динамо" поддерживаете?
- Увы. Жизнь развела нас. У всех теперь разные интересы. Мы давно не пересекались.
- В Италии вы стали обладателем Кубка страны, выиграли Кубок УЕФА. Ваши новые подопечные знают об этом?
- Трудно сказать. Не спрашивал.
- А вы собираетесь рассказать им о своих успехах в качестве игрока?
- Зачем?
- Для примера.
- Если только они сами попросят.
ГАСКОЙНА ЖДАЛИ БЫ СМОТРИНЫ НА ОБЩИХ ОСНОВАНИЯХ
- На сбор в Турцию с командой выезжала большая группа новичков. Многих из них на Кипре уже нет. Зато есть новые лица. По каким принципам вы отбираете игроков?
- Пока я не увижу футболиста своими глазами, не просмотрю его в деле, клуб не станет подписывать с ним контракт.
- Это касается всех?
- Исключений пока не было. Приходится смотреть всех, кого предлагают, а потом делать выводы. По-иному пока строить работу не получается. Я все-таки не жил в России до прихода в "Торпедо-Металлург".
- Кому вы доверяете подбор новичков?
- Помощникам, людям в клубе, у которых на это есть полномочия. Они-то в основном контактируют с агентами.
- А что было бы, если бы на приглашение клуба откликнулся Пол Гаскойн?
- Ему пришлось бы приехать на сборы и показать, на что он сегодня способен. Правила для всех одинаковые.
- На смотринах в вашей команде находится швед Валлерстедт. Как вы его нашли?
- У нас есть свои люди в Швеции. Я высказал пожелание увидеть в команде хорошего игрока из Скандинавии. Скандинавы - дисциплинированные люди, с которыми нигде и никогда не бывает проблем. Они всегда выполняют установку тренера, не скандалят, выкладываются в игре и на тренировках. Это репутация, заработанная сотнями игроков из этого региона Европы.
- А что можете сказать о ситуации с Дмитрием Смирновым?
- Это не мой вопрос. В клубе есть юристы и менеджеры, которые заняты этим делом. Я же видел игру Смирнова только один раз - в Анталии, на турнире Efes Pilsen.
- В Гейнуке с командой работал Кулик. В Епископи его нет. Почему?
- Кулик играть умеет. Это видно сразу. Но пропущенный сезон ему сильно мешает. Мы хорошо расстались, поняв друг друга. Уверен: этот футболист найдет себе работу.
- Можно ли говорить, что вы близки к созданию новой команды?
- Нет. Дел еще очень много, и пока мы очень далеки от завершающей стадии.
- Вас это удручает?
- Это работа. В ней всегда есть проблемы.
- А мечта у вас есть?
- Есть, конечно. Если говорить коротко, хочется добиться успехов, хоть отчасти сопоставимых с теми достижениями, что были у меня как у футболиста.