ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. Межсезонье |
Юнас ВАЛЛЕРСТЕДТ
ИСТОРИЮ РОССИИ ЗНАЮ ЛУЧШЕ ЧЕМ ВАШ ФУТБОЛ
Уругвайцы и южноафриканцы, румыны и поляки, подданные КНДР и США, болгары, марокканец, аргентинцы и даже австралиец. Кого только не заносило ветрами селекции в российские клубы! Но вот скандинавов вообще и шведов в частности не было. Странный, если вспомнить об уровне футбола в этом регионе, пробел призван ликвидировать 24-летний нападающий Юнас Валлерстедт, прибывший в "Торпедо-Металлург". Внешне - коренастый, невысокий русоволосый парень с аккуратными бакенбардами и модной стрижкой. В разговоре - приятный собеседник, который отметает многочисленные звонки приятелей и близких ради интервью газете из неведомой страны, в столицу которой он, возможно, скоро приедет играть.
Общались мы с помощью соседа Валлерстедта по номеру, чешского голкипера Олдржиха Паржизека. Тот в момент разговора еще не знал: московской команде он не подойдет. Валлерстедту проще. Он тренерам вроде бы понравился, и теперь осталось утрясти формальную сторону дела - трансфер, контракт, рабочая виза, квартира в громадной и загадочной Москве.
- Кто вас порекомендовал "Торпедо-Металлургу"? - вопрос Валлерстедту.
- Агент по имени Александр. Он русский, у него в Лондоне свой офис, и он хорошо знает нашего тренера. Саша позвонил мне в Испанию, где я был на сборе с норвежским "Брюне". Сказал, что есть вариант поехать на просмотр в российский клуб. Я согласился.
- А что вы сказали в "Брюне"?
- Я честно отработал две недели на сборе и мог ехать куда угодно. Контракта с норвежской командой у меня не было. В "Торпедо" меня позвали на неделю. Приехал, сдал тесты, провел спарринг, потренировался с командой. Мне сказали: "О'кей".
- А что сказали ваши близкие, когда вы сообщили им о своем решении поработать в России?
- О боже мой, куда ты собрался? Такой была первая реакция. Но, подумав день, они заговорили иначе: "Ладно, езжай куда хочешь. В конце концов, ты можешь заработать там денег".
- То есть деньги повлияли на ваш выбор?
- Конечно, я учитывал этот фактор, когда размышлял над предложением из России.
- Сколько зарабатывает игрок в шведском первом дивизионе?
- Смотря в какой команде. У нас есть три клуба, которые явно богаче остальных. Остальные - средний класс. Мой "Норчепинг" - типичный середнячок. Зарплаты в клубе - четыре, пять тысяч евро в месяц. Совсем немного, если учесть, что жизнь дорогая, а налоги самые высокие в Европе.
- Где вы живете в Швеции?
- В городке Линчепинг, что в тридцати километрах от Норчепинга.
- За какие клубы играли в Швеции?
- Восемь лет провел в одной команде - "Норчепинге". Как попал в нее 16-летним, так и играл все эти годы. Застал в клубе Бролина, Кеннета Андерссона, которые потом уехали в Италию.
- Сколько голов на вашем счету в шведской лиге за это время?
- Тридцать один.
- Что знаете о России?
- Москва - огромный город, красивый и богатый. Очень красив Санкт-Петербург. Знаю, что такое Волга и Сибирь. Еще знаю, что ваша страна очень большая. Она даже на карте выглядит огромной. Представляю, какая она в жизни. Правда, меня обнадежили: сказали, что много ездить по России не придется.
- Кто сказал?
- За хоккейное московское "Динамо" играют два шведа. С их помощью я кое-что узнал о Москве и о России.
- А что еще знаете о нашей стране?
- Историю. Знаю, что в России сначала были цари, а потом пришли к власти Советы и коммунисты. Теперь у вас новый этап в развитии - Горбачев, Ельцин, Путин. Пожалуй, я лучше знаю вашу историю, чем футбол. Впрочем, мне известно, что в Москве - семь команд и что самый дальний выезд занимает три часа. Кажется, этот город называется Махачкала. Все команды летают своими самолетами. Пожалуй, все.
- Маловато.
- В Европе знают только те российские клубы, которые выступают в Лиге чемпионов - "Спартак" и "Локомотив". Я играл за "Норчепинг" с вашими командами на сборах, здесь на Кипре. Крепкие клубы, но их названий я уже не помню. Ничего страшного - выучу.
- В Швеции работают тренерами несколько специалистов из России. Вы знакомы с кем-то из них?
- Евгений Кузнецов приглашал меня в команду, звонил под Рождество. Его "Эстер" вышел в первый дивизион, и тренеры пытаются усилить состав. Но я отказался.
- Почему?
- "Эстер" трудно назвать богатым клубом. Много там не заработаешь. В Швеции вообще сейчас плохо с деньгами для футбола. Поэтому я решил поехать в Россию. У вас иные возможности.
- Собираетесь ли вы учить русский язык?
- Конечно.
- Вы знаете, что стали первым шведом в российском футбольном клубе?
- Да. Всегда приятно быть в чем-то первым.
- А почему прежде шведы не приезжали в российские клубы?
- Может, не приглашали? Меня позвали - я поехал.
- Не боитесь потеряться в таком громадном мегаполисе, как российская столица?
- Буду стараться привыкнуть к новой жизни. Говорят, что Москва очень красивая. Интересно посмотреть самому.