Газета Спорт-Экспресс № 21 (3108) от 30 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 7, Материал 19

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 января 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

ВЗГЛЯД Ольги ЛИНДЕ

ПРОЕКТЫ И ПРОЖЕКТЫ

В конце минувшей недели поклонники "Формулы-1" в России были огорошены очередной новостью о строительстве в стране очередного автодрома "Формулы-1". Честно говоря, прочитав на ленте агентства АР сообщение о том, что Москва "передает права на возведение автодрома "Формулы-1" Московской области", которое англичане сообщили со ссылкой на наш "Интерфакс", я... испугалась.

Не шучу. Времена, когда известия подобного рода вызывали воодушевление, прошли давно и фантастически быстро: как только стало ясно, что проекты, вдруг начавшие плодиться, как мухоморы после дождя, не что иное, как маниловщина. Чуть позже российские формулические проекты (вернее, прожекты), возникавшие то там то сям, воспринимались уже со смехом - как забавный компьютерный глюк. На самом деле всерьез можно было относиться лишь к одному из них - так называемому Молжаниновскому, согласно которому трассу с массой сооружений-сателлитов типа гольф-поля планировалось построить недалеко от Шереметьева-2.

А все потому, что люди, начавшие заниматься этим проектом, действовали совсем иначе, чем их предшественники, исповедовавшие чисто петушиный "модус операнди": прокукарекал - а там хоть не рассветай. "Молжаниновцы" же вели себя прямо противоположным образом: меня, как журналиста, просто бесила необходимость тащить из них информацию клещами! В ответ на мои уговоры они всегда отвечали: сначала сделаем дело, а потом расскажем о нем.

И даже сейчас, когда Молжаниново постигла участь всех его предшественников, я по-прежнему уверена: если бы не возникновение мыльного пузыря под названием "Нагатино", рано или поздно москвичи получили бы высококлассный автодром. Увы...

Рождение Нагатинского "прожекта" лично у меня не вызвало ничего, кроме злости. С самого начала - по тому, с какого конца за дело взялись вдохновлявшие его функционеры московского правительства и Российской автомобильной федерации, - стало кристально ясно, что ничего путного, кроме смертельной помехи Молжанинову, из этого не выйдет. Как ни печально, но я оказалась права.

Кстати, у всех "исторических" попыток укоренить в России "Формулу-1" не виртуально (путем телетрансляций), а реально, с моей точки зрения, была одна общая черта, предопределившая их печальную судьбу. Все они намеревались ИСКУССТВЕННО привить у нас вид спорта, плодородной почвы для которого - то есть развитого национального автоспорта - в России пока нет. Это ведь только кудеснику Мичурину удавалось создавать гибриды огурца с апельсином, растущие на яблоне... Да и то в анекдотах!

Реальность, в которой сейчас существует Россия, не анекдот. Хотя иногда это утверждение кажется весьма спорным. К счастью, находятся еще люди, способные мыслить трезво. И понимающие, что пирамиду, вершиной которой является "Формула-1", нужно строить по правилам. То есть с основания. Чем сейчас и занимаются две российские федерации - мотоциклетного спорта и автомобильного спорта и туризма. Как ни заманчива была сама идея назвать подмосковный проект формулическим, дабы привлечь под него побольше богатых финансовых партнеров, эти мужественные люди честно от нее отказались. И во всеуслышание заявляют: мы хотим строить автодром, предназначенный в первую очередь для авто- и мотогонок национального уровня, а "Формулу-1" держим всего лишь в уме.

Больше того. Вице-президент ФАСТ России Игорь Ермилин в комментарии для "СЭ" дал понять, что подмосковный проект (как, кстати, и продолжающий потихоньку набирать обороты пулковский) - не единовременная акция, а часть далеко идущего плана по созданию в стране развитой сети трасс и соответственно настоящего, а не игрушечного, как безумные гонки по городским улицам, национального автоспорта.

Очень хочется верить, что планам этим суждено сбыться. Потому что искренне надеюсь успеть в этой жизни воочию увидеть формулический "Гран-при России". Но "Формула-1" по-настоящему может прийти на нашу землю только тогда, когда у России появятся свои профессиональные, а не самопальные автодромы, свои профессиональные чемпионаты во всех формульных и кузовных классах, свои профессиональные команды - и свои действительно профессиональные гонщики.