Газета Спорт-Экспресс № 22 (3109) от 31 января 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 31 января 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ЛИЧНОСТЬ

ОСТЕПЕНИВШИЙСЯ БУНТАРЬ

Гюнтер НЕТЦЕР.Биография у этого человека - любой позавидует! Блестящий полузащитник великой команды. Чемпион мира и Европы. Гуляка, бабник и лихач. Преуспевающий футбольный менеджер. Бизнесмен, делающий деньги на продаже прав на трансляцию - ни много ни мало - чемпионата мира по футболу. Наконец, в ближайшее время, возможно, еще и эксперт "СЭ" по вопросам мирового футбола.

РАНЬШЕ БЕРЕГ НОГИ, ТЕПЕРЬ - ПЕЧЕНЬ

Швейцарский Цуг невелик, и отыскать офис фирмы Infront Sports & Media AG оказалось делом нетрудным, хотя образовалась она совсем недавно и в городе пока мало кому известна. "Мы сидим рядом с вокзалом", - проинструктировала меня по поручению шефа секретарша исполнительного директора фирмы Гюнтера Нетцера. Вход в полупрозрачное здание из стекла и металла, где на одном этаже работает знаменитый в прошлом футболист сборной ФРГ, а на другом - маркетинговая компания ФИФА, почему-то украшала явно устаревшая табличка, извещавшая о том, что здесь расположено спортивное отделение разорившегося медиа-магната Лео Кирха. Нетцер рассеял мое недоумение, объяснив, что вывеску сменят 1 февраля (то есть на следующий день после выхода в свет нашего интервью) - до этой даты по закону менять ее он не имеет права.

Идеальный порядок в конторе Infront Sports & Media AG не очень вяжется с былой репутацией исполнительного директора, которого многие помнят длинноволосым завсегдатаем баров, донжуаном, таскавшимся за каждой юбкой, и любителем быстрой езды на "Феррари". Об удалом прошлом респектабельного ныне бизнесмена напоминают разве что модели "Феррари" на его рабочем столе. Да еще огромная бутылка водки, которую с гордостью продемонстрировал мне Нетцер, сообщив, что этот сувенир пару недель назад вручил ему председатель футбольной федерации Молдовы, с которым тесно сотрудничает фирма. Я обратил внимание на то, что бутылка непочатая:

- Судя по всему, вы остепенились? Помню, в 86-м, когда вы впервые приезжали в Москву, я брал у вас интервью на стадионе Юных пионеров. В ту пору вы славились как большой любитель выпить...

- Что правда, то правда, - улыбнулся Нетцер. - Я часто ездил в ваши края и был уважаем за то, что, в отличие от многих западных бизнесменов, абсолютно не пьянел. Что было очень важно для бизнеса: без застолий, думаю, вряд ли я добился бы в своем деле хороших результатов. Сейчас годы не те, и в Восточную Европу я предпочитаю командировать сотрудников помоложе. В общем, пока был футболистом берег ноги, а теперь - печень. Но время от времени приходится на приемах доказывать, что не зря я в свое время столько поколесил по вашей необъятной стране.

ИЗ СБОРНОЙ СССР-72 В БУНДЕСЛИГУ ВЗЯЛ БЫ ЛЮБОГО

- В 1972 году сборная СССР в финале чемпионата Европы играла с командой ФРГ и уступила - 0:3. Как полагаете, когда еще нашим сборным доведется встретиться на таком высоком уровне?

- Мне трудно говорить на эту тему, так как я не знаток российского футбола. В курсе, что в вашей стране рождаются замечательные футболисты, но почему они не могут себя хорошо зарекомендовать, не знаю. Оглядываясь же назад, могу заверить, что из той команды, которая в 72-м играла против нас в финале, я, будь моя воля, любого взял бы в бундеслигу Тогда это было невозможно из-за "железного занавеса", но я уверен, что их с удовольствием пригласил бы любой западногерманский клуб.

- Несмотря на счет 3:0 в вашу пользу?

- Конечно. Ваши ребята особенно понравились мне тем, что были единым целым. А проиграли нам только потому, что мы вошли в раж. Знаете, я всегда был человеком довольно ленивым, но в том матче мне даже не надо было прилагать особых усилий: так уж вышло, что у нас получалось абсолютно все. Думаю, в тот день обыграть нас было бы не под силу никому в мире.

- Кстати, позже, когда "железный занавес" пал, в бундеслиге прописалась довольно большая группа россиян. Теперь же нет ни одного. Что, наши футболисты немецким клубам больше не интересны?

- Думаю, причина в другом: ваши ребята и у себя на родине получают теперь не меньше, чем зарабатывали бы у нас. Дело в том, что в финансовом плане Германия - вовсе не рай. Чтобы хорошо заработать, надо ехать в Англию, Италию или Испанию. Но, с другой стороны, и таких игроков, как в мои времена, у вас сегодня нет. Даже представитель предыдущего поколения Беланов, игравший в моей родной "Боруссии", на меня, честно говоря, особого впечатления не произвел. А вот советские парни из далеких 70-х оставили в моей душе глубокий след.

- Не так давно принято было считать, что российский футбол отстает от западного потому, что игроки у нас получают мало и из-за этого недостаточно профессионально относятся к делу. Сейчас, как заметили и вы, положение изменилось, а результаты стали еще хуже...

- Я вообще считаю, что нынешние футболисты получают слишком много. Особенно на Западе. На мой взгляд, только элита, куда можно включить несколько десятков человек, достойна астрономических затрат. А вот огромной прослойке середняков зарплаты надо бы урезать. Такие футболисты не проявляют ни чрезмерного старания, ни воли к победе, а клубы между тем продолжают осыпать их деньгами. Но это общая беда, а не только ваша.

МОСТ С ВОСТОКОМ

- О сборной Германии образца 1972 года немцы обычно говорят: сильнее ее у нас команды не было и в ближайшем будущем не появится. И при таком отношении лучшие футболисты той эпохи почему-то живут за рубежом. К примеру, Франц Беккенбауэр лет десять как обосновался в Австрии. Герд Мюллер долгие годы жил в США. Вы предпочитаете Швейцарию. В чем дело?

- Не берусь отвечать за остальных, но личным "эмигрантским" опытом поделюсь с удовольствием. Завершив карьеру футболиста, я восемь лет был менеджером "Гамбурга". И горжусь тем, что это было очень успешное для клуба время: при мне он выиграл три чемпионата страны, а в 83-м выиграл Кубок европейских чемпионов. Но однажды я решил: футбола в моей жизни было слишком много, эта игра выкачала из меня всю энергию. Надо покончить с прошлым и заняться чем-то другим. Если мне не изменяет память, произошло это как раз в тот период, когда мы с вами встретились в Москве. У меня был друг швейцарец, специалист по рекламе банков. Я вспомнил, что в свое время он предлагал мне работу, говорил, что всегда готов оказать содействие, если я вдруг решу круто изменить судьбу. В общем, в итоге я стал жителем Швейцарии, где женился и где у меня родилась дочь. И по сегодняшний день не жалею о том, что с футболом держу некоторую дистанцию.

- Получается, пошли по стопам отца. Он ведь тоже, если не ошибаюсь, был бизнесменом?

- Да, но не того масштаба, о котором мечтал я. Отец торговал овощами, меня же манили более солидные проекты. Еще выступая за мадридский "Реал", я не только играл в футбол, но и смотрел по сторонам, изучал, чем занимаются деловые люди, вращающиеся вокруг именитого клуба. Тогда и запала в голову мысль попробовать себя в околофутбольной сфере. Когда друг, о котором я говорил, взял меня к себе, первым моим заданием было наладить мосты с Восточной Европой. У меня были имя, старые связи, так что я с готовностью принял это предложение. И прежде всего задался целью объяснить функционерам в социалистических странах: им выгодно нанять нас, имеющих определенный капитал и опыт, чтобы мы представляли их телевизионные права. Дело пошло. Теперь только из бывших союзных республик контракты с нами поддерживают Украина, Белоруссия, Грузия, Молдавия. Всего же нам удалось привлечь к работе 15 национальных федераций. Кроме того, телевизионные права нам делегировали 45 футбольных клубов и пять европейских лиг.

- Вы упомянули Грузию. В прошлом году отборочный матч Евро-2004 Грузия - Россия был сорван из-за проблем с освещением. Наверное, это ЧП нанесло вам ущерб?

- Напротив. Обычно переигровки только увеличивают наши доходы. И, кстати, доходы хозяев матча, с которыми мы делимся прибылью. Естественно, подобные встречи не приносят таких денег, как, скажем, игры сборных Германии, Италии или Франции. Но мы дорожим всеми партнерами, в том числе из стран, которые не относятся к, так называемым, футбольным державам.

ТОТАЛИТАРИЗМ И ДЕМОКРАТИЯ

- Однажды, еще в бытность игроком, вам, помнится, также пришлось повторно выходить на поле...

- Вы имеете в виду тот "матч-призрак" с миланским "Интером", результата которого нет ни в одном справочнике? Да, итальянцы, помню, были о себе очень высокого мнения. Перед приездом в Менхенгладбах даже не потрудились посмотреть на карту, чтобы узнать, где расположен наш город. Но они не знали и того, что тогдашняя "Боруссия" была командой, которая, если находило вдохновение, могла камня на камне не оставить от любого соперника. И тот день был именно таким. Мы разгромили миланцев, но они, воспользовавшись тем, что на поле с трибун была брошена банка из-под кока-колы, подали протест. Каково же было наше удивление, когда нас заставили переигрывать матч! Банка-то была пустая и никому не причинила вреда. Но что мы могли поделать? Таков, видимо, удел команд, у которых нет лобби в УЕФА. В повторном матче вдохновение улетучилось, и мы проиграли. К счастью, ваш "Локомотив", с которым в прошлом году произошло нечто подобное, в отличие от нас нашел силы пройти дальше.

- Вас в те времена называли бунтарем с мячом...

- Тренер "Боруссии" был настоящим фанатом наступательного футбола (речь идет о Хеннесе Вайсвайлере, при котором менхенгладбахский клуб в 70-е добился наибольших успехов. - Прим. Б.Т.). Мы играли чрезвычайно агрессивно, но никак не могли стать чемпионами страны. А "Бавария", наоборот, действовала спокойно, рационально - и все время была на высоте. На одном из собраний игроков я взял слово и заявил, что нам необходимы перемены. Товарищи по команде согласились и делегировали меня на переговоры к руководству. Я знаю, что в тоталитарном Советском Союзе редко кто осмеливался спорить с тренером. Но и в нашей демократической стране дело обстояло ничуть не лучше. Я был единственным в Германии, кто решился на такой поступок. После этого меня и прозвали бунтарем. Впрочем, в сборной я такого себе не позволял. Рад был уже тому, что попал в такое великое общество.

СЫЧЕВ - НЕ МЮЛЛЕР. НО ЭТО К ЛУЧШЕМУ

- Ваш компаньон по бизнесу Робер Луи-Дрейфус, президент "Марселя", недавно приобрел восходящую звезду российского футбола Дмитрия Сычева. Какого вы мнения об этом форварде? Похож он, скажем, на вашего партнера по сборной ФРГ золотых времен Герда Мюллера?

- Нет, они совсем разные. Мюллер был феноменальным бомбардиром и забивал до 50 голов за сезон. Однако ему не приходилось прилагать особых усилий, чтобы послать мяч в ворота. Мы снабжали его передачами, а Герд забивал. У него было чутье, он прекрасно бил с разворота, но при этом стоял на месте. В нынешние времена, когда без движения не обойтись, этому уникальному человеку пришлось бы туго. Да, он забивал голы, но больше для команды не делал ничего. Словом, партнером был плохим. Даже в пору его наивысшего расцвета в адрес "бомбардира нации" порой раздавались критические замечания - тогда, когда сам он сидел на голодном пайке, а товарищам по команде не помогал. Вашему же подрастающему дарованию приходится трудиться в поте лица, использовать скоростные качества. Игра Сычева на чемпионате мира произвела на меня самое приятное впечатление. Теперь, когда я смотрю, как он играет во Франции, оно только укрепилось. Сычев, безусловно, большой талант. Уверен, он пробьет себе дорогу. Кстати, точно так же думает и президент "Марселя", с которым я разговаривал как раз перед вашим приходом.

- Как вы с Луи-Дрейфусом нашли друг друга?

- Раньше я работал у Лео Кирха. Когда стало ясно, что его империи грозит банкротство, я и семеро моих коллег решили, что хорошее дело не должно попасть в чужие руки, к людям, которые ничего не смыслят в этом бизнесе. И мы принялись лихорадочно искать инвесторов. Я, к своему стыду, уже не помню, кто принес мне радостную весть о том, что принять долевое участие в нашем проекте готов бывший глава "Адидаса" Робер Луи Дрейфус. Мы связались с ним, и он стал нашим главным инвестором. Но Луи-Дрейфус оказался не только богатым человеком, но и специалистом в нашем деле. Вам, кстати, будет небезынтересно узнать, что жена у него русская, а живут они то в Цюрихе, то в Давосе. Другую часть необходимых средств дал кофейный магнат Кристиан Якобc.

- И как идет дело? В частности, с правами на следующий чемпионат мира?

- Мы уже продали 70 процентов прав на трансляцию ЧМ-2006. В том числе России и остальным бывшим республикам СССР. Из крупных стран неохваченной, пожалуй, осталась только Германия. Есть, как мне доложили, небольшие проблемы в Южной Америке, но в остальном мы довольны тем, как идет дело. Прибыли пока нет, но на первых порах мы на нее и не рассчитываем: речь идет о долгоиграющем проекте.

ЖИЗНЬ БЕЗ СТРЕССОВ

Гюнтер Нетцер, как я выяснил, тоже один из совладельцев Infront Sports & Media AG, но акций у него всего 1,25 процента. В общей же сложности инициативной группе, куда он входит, принадлежат 10 процентов. Что не помешало немецким газетам выдать сенсационное сообщение: Нетцер купил чемпионат мира! "Как будто я выложил эту гигантскую сумму из собственного кармана", - улыбается мой собеседник. И добавляет, что особой своей заслуги в сделке не видит, да и денег на столь грандиозное мероприятие у него никогда не будет. Нетцер вообще слывет на редкость скромным человеком, который никогда не гоняется за славой и титулами. Так ли это, решил поинтересоваться у него самого:

- Неужели в 72-м, когда вы играли против сборной СССР, вам тоже было безразлично звание чемпиона Европы?

- На самом деле безразличны мне только мои коммерческие должности. Я, например, до сих пор точно не знаю, какой пост занимаю в фирме. Какая разница, называют ли меня директором или кем-нибудь другим? Но, конечно, не стану отрицать: был горд тем, что мы одолели вашу команду в финале чемпионата Европы. Тем более что и игру мы показали выдающуюся.

- А как вы отнеслись к тому, что ваши фанаты приписывали вам чуть ли не божественное происхождение?

- (Улыбается.) Намекаете на тот знаменитый плакат? Да, помню: его издали фанаты, а надпись на нем гласила, что Бог, видимо, болельщик Менхенгладбаха, вот и послал на подмогу "Боруссии" своего сына. Что я могу сказать? Приятно узнать о себе такие чудеса, но я долго смеялся по этому поводу. Хотя следует признать находку болельщиков хорошим пропагандистским трюком, способным поднять боевой дух команды.

- В Германии говорят, что вы во многом похожи на Франца Беккенбауэра...

- Согласен. У нас действительно немало общего. Оба родились под знаком Девы, оба большие лентяи, но, когда нужно, можем собраться и сделать дело так, как никто другой. А еще мы оба живем, не зная стрессов. И знаете почему? Потому что любую работу, если уж за нее беремся, делаем с любовью. Франц, например, не хотел становиться тренером сборной Германии - его просто заставили, так как не было больше никого, способного вывести команду из кризиса. И он своим авторитетом, можно сказать, спас Германию от позора. Более того, команда, которая разваливалась на глазах, под его руководством стала чемпионом мира. А вспомните историю с "Баварией"! Он всеми правдами и неправдами отказывался становиться президентом клуба. Но когда все же внял мольбам, пришел и быстро ликвидировал многие проблемы. Даже сейчас он не знает, что будет делать дальше. Все говорят: быть ему президентом ФИФА! А вот я, зная Франца, в этом далеко не уверен. Вот Герд Мюллер, о котором мы говорили, на нас не похож. Да, не спорю, он человек тоже спокойный, как и мы, знает свои возможности, но у него есть место тренера в "Баварии" - и Герду больше ничего уже не нужно. Не говорю, что это плохо: наоборот, меня восхищают люди, которые нашли свое дело и решили полностью на нем сосредоточиться. Таков, скажем, и Ханс-Георг Шварценбек. Торгует сигаретами в собственном киоске - и счастлив.

НОВЫЙ ЭКСПЕРТ "СЭ"

- Газеты называют вас человеком не только очень популярным, но и обладающим огромным влиянием. Они правы?

- У нашей фирмы имеются права на трансляцию ЧМ-2006, а также матчей бундеслиги. Одного этого достаточно, чтобы говорить о нашем влиянии. Но нам оно важно только как возможность хорошо делать свою работу и зарабатывать деньги.

- Помимо бизнеса вы ведете колонку в одном из популярных немецких спортивных изданий. Часто вижу вас по телевизору, когда вы комментируете матчи сборной Германии. А если бы выступать в качестве эксперта в вопросах мирового футбола вам предложила и наша газета?

- Почему бы нет? Время от времени я бы мог это делать. Давайте так: вы мне будете звонить, называть тему, которая вас интересует. А дальше - дело техники.

- Тогда отчего бы не попробовать прямо сейчас? Вот вам и первая тема: вы живете и работаете в Швейцарии, так что можете реально оценить силу нашего соперника в отборочных матчах чемпионата Европы. Не кажется ли вам, что за первое место в группе будут бороться именно российская и швейцарская сборные?

- Учитывая слабость ирландцев, первыми в группе я вижу русских. Швейцарцам, в моем представлении, отдать все силы борьбе за главную путевку помешает одно обстоятельство: их сытость. Я всегда говорил: футбол сильнее там, где голод. У игроков из менее благополучных стран мотивация сильнее. Но дело, конечно, не только в этом: ваши футболисты и классом выше швейцарцев. Только, пожалуйста, не обольщайтесь. Если недооцените соперника, моим прогнозам не сбыться. У швейцарцев все-таки тоже есть достойные игроки - взять хотя бы братьев Якин. Другое дело, что они хороши только для Швейцарии, а для игры в ведущих европейских клубах пока явно не готовы.

- Продолжая тему наших соперников по группе, хотел бы поинтересоваться мнением о вашем соотечественнике Хансе-Петере Бригеле, который недавно возглавил сборную Албании.

- Я в свое время против албанцев играл дважды. Один раз мы сыграли с ними вничью - 0:0. И это при том, что в нашей команде от звезд рябило в глазах! Поэтому я никогда не радовался, если нам в соперники попадалась сборная Албании. Да и вам не советую. Они многому научились, и эта команда - уже не тот "футбольный карлик", каким мы привыкли ее считать. Тем более что Бригель - тренер, который способен расшевелить футболистов. В Турции, насколько мне известно, он поработал очень неплохо. Правда, тренировать сборную и клуб - разные вещи: на новом месте ему придется работать с тем материалом, который имеется, но материал это вполне добротный.

- Что можете сказать об албанцах, выступающих в Германии?

- Они звезд с неба не хватают, но станут хорошим дополнением к тому, что имеется под рукой у Бригеля в албанском чемпионате. Во всяком случае, албанские "немцы" добросовестны и постараются четко выполнить поставленные перед ними задачи.

Борис ТОСУНЯН

Цуг - Вена