Газета Спорт-Экспресс № 26 (3113) от 5 февраля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 февраля 2003 | Хоккей - НХЛ

ХОККЕЙ

НХЛ. МАТЧ ЗВЕЗД

Алексей КОВАЛЕВ:
"ПОКА НЕ ОБМЕНЯЛИ ИЗ "ПИТТСБУРГА", УЧУСЬ ЛЕТАТЬ НА ВЕРТОЛЕТЕ"

Игорь РАБИНЕР

из Санрайза

Недавно популярный американский журнал Sports Illustrated задумал провести среди игроков "Питтсбург Пингвинз" необычный опрос. "Если Марио Лемье и Алексея Ковалева отправить на север канадской провинции Онтарио, привести на лед замерзшего пруда, вручить в руки по клюшке и снабдить шайбами - кто из них покажет самый невероятный фокус?" - такой вопрос изобретательные коллеги адресовали хоккеистам "Пингвинов".

И - нарвались на потупившиеся взгляды и уклончивые ответы. Причину коллективной неразговорчивости наиболее конкретно высказал форвард Стив Маккенна: "Вы случайно не забыли, кто подписывает мне денежные чеки?"

Когда-то, во времена холодной войны, известнейший журналист Евгений Рубин был приятно удивлен, когда с ним, эмигрантом, главный тренер сборной СССР Виктор Тихонов не просто при всех поздоровался (что уже можно было считать героическим безрассудством), а начал расспрашивать о семье и жизни. "Я в таком положении, что могу себе позволить делать все, что считаю нужным", - объяснил Рубину Тихонов свой "диссидентский" поступок уже в приватном разговоре.

Так же и Лемье. Хозяин "Пингвинз" и лучший бомбардир нынешнего регулярного первенства НХЛ оказался единственным в команде, кто ответил на вопрос Sports Illustrated быстро и без обиняков: "Кови". То есть - Ковалев. "Сколько в своей жизни я ни видел замечательных хоккеистов, ни один не владеет клюшкой так, как он, продолжил Супер-Марио. - У него достаточно таланта, чтобы стать лучшим хоккеистом мира".

Как же сложно устроен мир, если даже после таких слов Ковалеву и Лемье в ближайшее время наверняка суждено расстаться! Летом у 29-летнего россиянина, четвертого пока бомбардира сезона-2002/03, заканчивается контракт, и он с полным на то основанием собирается претендовать на двукратное увеличение своей нынешней годовой зарплаты в 4,5 миллиона долларов. Но вся беда в том, что у "Питтсбурга" таких денег нет и не будет.

Между Ковалевым и его хозяином-одноклубником слишком хорошие человеческие отношения, чтобы Марио заставил Алексея бастовать (неограниченно свободным агентом игрок НХЛ может стать не раньше 31 года) и снижать свои аппетиты. Как бы Ковалев ни был нужен Лемье и "Пингвинам", до весеннего запрета на обмены он наверняка сменит клуб, в котором только и смог по-настоящему раскрыть свой талант. По слухам, наиболее возможные покупатели - "Торонто", "Рейнджерс" и "Колорадо", в то время как "Детройт" с "Далласом" официально заявили на этот счет, что кошельки у них не резиновые.

Бедному Ковалеву в дни All-Star Game пришлось отвечать на сотни одних и тех же вопросов, на которые на самом деле нет ответа. Какая, например, разница, где он хочет играть, если от него это все равно не зависит? Ковалевской выдержке можно было позавидовать: ни разу он не позволил себе сорваться. А ведь по количеству журналистского люда, кишевшего вокруг него, Алексей мог дать фору любому участнику Матча звезд!

Нелегко пришлось и корреспонденту "СЭ". Десятки англоязычных голосов заглушали русский, так что приходилось втискиваться в паузы, когда американцы брали передышку. Тем не менее разговор состоялся, и я лишний раз поразился широте интересов одного из лучших хоккеистов современной НХЛ.

МЕНЯ ПРОДАЛИ ИЗ "РЕЙНДЖЕРС" В "ПИТТСБУРГ",
КОГДА Я ПИЛОТИРОВАЛ САМОЛЕТ

- Каково ощущение хоккеиста, который фактически сидит на чемоданах, но при этом должен выходить на лед и набирать очки?

- Сидеть на чемоданах - это не мой стиль. У меня достаточно насыщенная жизнь, чтобы не задумываться о том, что теоретически может, или даже должно, произойти. Стараюсь выжимать из своего времени максимум и не вздрагиваю при каждом телефонном звонке: а вдруг это об обмене? Знаете, при каких обстоятельствах меня продали из "Рейнджерс" в "Питтсбург"? Я в этот момент летал на своем самолете! Приехал домой, а жена говорит: "Тебя продали". В общем, чему быть, того не миновать. Так же отношусь к ситуации и сейчас.

- Тогда, в Нью-Йорке, вы тоже ждали обмена?

- Догадывался - а потому шока при этом известии не испытал. Сначала были обычные слухи, на которые не обращаешь внимания, потом они перешли в нечто более осязаемое. Когда о чем-то начинают говорить очень уж часто и не пару дней, а много месяцев, становится ясно, что эти разговоры взялись не из воздуха. И собственная интуиция, как правило, не обманывает: ты чувствуешь, что что-то должно случиться.

- А однообразие вопросов не достает - нет желания в ответ наговорить резкостей?

- Такова журналистская работа. Может, некоторые вопросы люди и не стали бы задавать, но этого требует их профессия. Наша работа - играть в хоккей, ваша - писать о нем. Мы помогаем друг другу, и об этой взаимосвязи забывать нельзя.

- Если бы не стоял вопрос о деньгах, вы хотели бы остаться в "Питтсбурге"?

- С удовольствием!

- А как насчет того, чтобы чуть потуже затянуть пояс и остаться в клубе, где великолепно себя чувствуете?

- В 21 год я так и сделал бы. Но мне уже 29, новый контракт вполне может стать последним для меня в НХЛ, и нужно обеспечивать будущее - семьи и свое. В моем возрасте этот аспект неизбежно выходит на первый план. Это жизнь. Но если нам с "Питтсбургом" суждено будет разойтись, убежден, что вспоминать и говорить друг о друге мы все равно будем очень тепло. Все понимают, что обменять меня хотят не из-за того, что я плохой игрок и не нужен команде. Это - бизнес в чистом виде, когда у меня - свои интересы, а у клуба финансовые проблемы, и он не в состоянии меня содержать.

- Каков, по-вашему, наиболее реальный срок обмена?

- Вряд ли он произойдет в этом месяце. Скорее всего - весной.

- Девять миллионов в год, о которых все говорят применительно к вам, - реальная цифра?

- Контрактной темы я вообще не хотел бы касаться.

С ЛЕМЬЕ ТОЛЬКО ЧТО ИГРАЛИ В ГОЛЬФ

- Вы не любите отвечать на вопрос, куда предпочли бы перейти. Поэтому поставим его по-другому: где у вас больше друзей - в "Торонто", "Рейнджерс" или "Колорадо"?

- Везде хватает - что русских, что американцев. Так что здесь для меня разницы нет. С этой точки зрения хорошо было бы и в Питтсбурге остаться - там Леша Морозов, с которым мы близко сошлись.

- Как идет процесс его выздоровления?

- Надеюсь, через пару недель уже будет играть. Впрочем, итоговый рентген еще не сделан, поэтому точного ответа пока нет. Но мне доставляла большое удовольствие игра в тройке с ним и с Лемье в начале сезона, и я рассчитываю на то, что мы в таком сочетании еще успеем сыграть.

- Насколько хорош у вас контакт с Лемье - и на льду, и в жизни?

- Хорош. На площадке мы оба знаем, что делать друг для друга. Думаю, его старая школа, когда он прошел через много игр против сборной СССР и сам стал играть более европейски, значительно облегчила для меня понимание его хоккея. И вне льда общаемся, когда есть возможность. Вчера вот в гольф вместе играли.

- Говорят, что летом вы выиграли какой-то представительный турнир по гольфу.

- Да, стал победителем турнира кантри-клуба в штате Нью-Йорк, членом которого состою уже шесть или семь лет. Но не собираюсь обольщаться: до настоящего профессионализма в гольфе мне пока далеко, и нужно постоянно работать. Как, кстати, и в хоккее. Ни секунды нельзя стоять на месте - иначе покатишься вниз. Знали бы вы, с какой энергией работает над собой Тайгер Вудс - а ведь это лучший, великий гольфист!

- О вашем трудолюбии на тренировках ходят легенды еще с тех времен, как вы с Алексеем Яшиным в Новогорске поздними вечерами брали ключи от катка динамовской базы и вдвоем оттачивали финты. А теперь ваша жена Евгения в одной из американских газет удивляется, как ее муж, выйдя на такой уровень, по-прежнему сомневается в себе и в качестве своей игры.

- Да не сомневаюсь я - просто мне нужен взгляд со стороны. Привык анализировать свою игру, находить в ней моменты, которые надо улучшать. При этом жена, представьте, достаточно хорошо разбирается в хоккее, чтобы верно подсказывать, что я делаю правильно, а что - нет.

КИНЭН ПРОДЕРЖАЛ МЕНЯ НА ПЛОЩАДКЕ 16 МИНУТ ПОДРЯД

- Для того чтобы стать звездой НХЛ, вам пришлось пройти через суровую школу. Правду ли рассказывают, что экстравагантный Майк Кинэн, у которого вы играли в своем первом сезоне в лиге, как-то заставил вас играть 16 минут подряд?

- Было такое. Шел третий период матча с "Бостоном", мы безнадежно проигрывали, и, видимо, я несколько раз уезжал со льда на смену позднее остальных. А когда в какой-то момент подъехал к скамейке, Кинэн сказал: "Иди обратно!" Сначала я воспринял это как комплимент, но когда то же самое повторилось несколько раз, понял, что происходит что-то непонятное. Тогда я разозлился и забил гол. Был очень доволен и поехал, наконец, на лавку. И опять услышал: "Продолжай играть!" Это продолжалось еще долго, но в конце концов Майк надо мной все-таки сжалился. Может быть, таким образом он хотел научить меня сменяться вовремя. Он вообще справедливый человек, и если ты своей работой заслужил признания с его стороны, то обязательно его получишь.

- Кинэна не было на Матче звезд, где он наверняка был бы рад встрече с вами. Российские игроки в этом матче не блистали. Можно ли утверждать, что противостояние Восточной и Западной конференций, в отличие от сборных Америки и Европы, дает им недостаточное количество адреналина?

- Нет, это неверно. В нынешней НХЛ нет разницы, из какой ты страны. Здесь все равны. И лично мне намного интереснее, когда Запад играет против Востока. Каждый игрок хочет доказать, что его конференция сильнее, а значит, в ней сложнее играть.

ПОДБРОСИЛ КОЛЬЦОВА В ФАРМ-КЛУБ - НА "СЕССНЕ"

- Под конец - традиционные вопросы о вашем фирменном увлечении. Часто ли удается летать на вашей шестиместной "сессне"?

- Сейчас, когда сезон в разгаре, не очень. Чтобы попрактиковаться, пользуюсь любым удобным случаем. Как-то раз отправили в фарм-клуб новичка "Питтсбурга" Константина Кольцова, а у нас в тот день как раз был выходной, и я собирался полетать. Вот и подбросил за час парня на место. И ему помог, и сам удовольствие получил. А еще в свободное время осваиваю вертолет. Мне всегда интересно все новое - так что, научившись пилотировать самолет, захотел новых ощущений.

- Правдива ли история, что однажды вы с друзьями в Питтсбурге захотели русского пива, сели в самолет - и через полтора часа уже покупали заветный напиток в нью-йоркском магазине на Брайтон-Бич?

- Нет, по той простой причине, что пива я вообще не пью. Но и за продуктами, и с друзьями в русский ресторан на Брайтоне из Питтсбурга действительно летал.