ФУТБОЛ |
СПЕЦИАЛЬНЫЙ КОРРЕСПОНДЕНТ "СЭ" Андрей АНФИНОГЕНТОВ ПЕРЕДАЕТ С КИПРА
Властимил ПЕТРЖЕЛА
ПРИБАВЛЯЕМ ВСЕ: ФУТБОЛИСТЫ - В ИГРЕ, Я - В РУССКОМ
Новый главный тренер "Зенита" - человек общительный. Говорить с журналистами пан Властимил любит и умеет. Пока, правда, не все из того, что он хочет донести до собеседника, можно понять. Но это дело поправимое: Петржела старательно учит русский, потому что хочет задержаться в нашей стране больше чем на год. И у него есть шанс. Во всяком случае, работать он умеет. Иначе бы Петржеле не удалось справиться с трудностями, которые преследовали его на первых порах в "Зените".
СПРИНТЕР ДЛЯ РАДИМОВА
- За несколько недель вы резко изменили игру команды. В январе в Турции ваши подопечные пропускали в контрольных матчах по нескольку голов и чаще всего уступали сопернику. Сегодня "Зенит" и выглядит привлекательнее, и проигрывать перестал. Как вам это удалось?
- В январе, когда мы с Владимиром Боровичкой только начали работать с командой, не все игроки понимали наши требования. Мне лично сильно мешал и языковой барьер.
- Теперь эта проблема исчерпана?
- Не совсем. Но прибавили все: игроки лучше понимают, чего я от них хочу, а я стал лучше говорить по-русски. Но главное - разобрался, какой тактический вариант больше всего подойдет футболистам, собранным в команду. В Турции менял схемы и состав в каждом матче. Игрокам всякий раз приходилось приноравливаться к новым требованиям, что удавалось далеко не всем. Теперь мы больше не экспериментируем.
- Волновались, когда команда проигрывала спарринги порой с крупным счетом?
- Нет. Шла работа, и довольно сложная. Мы привыкали друг к другу, команда - к моим требованиям. Когда удалось найти общий язык, проблем стало меньше. Это обычное дело, когда в команду приходит новый тренер.
- В Турции получили травмы Катульский и Радимов. Как скоро они вернутся в строй?
- С Радимовым и Игониным, который тоже восстанавливается после травмы, работает тренер по физподготовке, бывший легкоатлет Николай Колесников. Говорят, он бегал вместе с Борзовым. Поэтому мне хочется верить, что выздоровление Радимова будет идти в спринтерском темпе. (Улыбается.) Может быть, он выйдет на поле уже в Испании, где пройдет следующий сбор. О перспективах остальных говорить что-то конкретное пока рано.
КЕРЖАКОВУ НУЖЕН НАПАРНИК
- Ваш конфликт с Кержаковым исчерпан?
- У нас не было конфликта. Я сказал, что Кержаков за два года стал звездой и нам не мешало бы найти ему в пару еще одного футболиста такого класса. Увы, из-за моего не слишком хорошего русского меня неверно поняли. Надеюсь, к старту сезона проблема понимания Петржелы русскими журналистами отпадет сама собой.
- Сейчас на сборе с "Зенитом" находится вратарь из Словакии Камил Чонтофальски. Насколько он близок к подписанию контракта?
- Мы уже обо всем договорились и с его прежней командой, "Богемианс", и с самим Камилом. Теперь нужно говорить с руководителями клуба. В "Зените" добро на покупку нового игрока дают акционеры.
- Но вас лично Чонтофальски устраивает?
- Сильный голкипер, но, увы, последние полгода у него пропали: остался без игровой практики. Его конфликт с "Богемиансом" не принес пользы ни клубу, ни игроку. Как бы то ни было, в "Зените" сегодня опытного голкипера нет. Иванов слишком молод, а у Малафеева минувший сезон получился не лучшим. А нам нужна конкуренция. Значит, в ворота требуется опытный парень, который помог бы своим партнерам и команде.
- Если клуб купит Чонтофальски, комплектование команды будет закончено?
- Хотел бы еще найти в пару Кержакову мощного форварда. У нас проблемы с игрой в воздухе. Если на поле нет Ширла, Вьештицы или Горака, команда сразу начинает ее проигрывать. Это меня тревожит. Но вообще-то я больше рассчитываю не на очередных новичков, а на Радимова, Катульского, Игонина - опытных футболистов, от которых зависит игра команды в полузащите.
СТАРЫЙ ЗНАКОМЫЙ ЯРОШИКА
- "Зенит" - команда молодая. Это создает трудности в работе?
- С молодыми работать сложно, но очень интересно. Они иногда сами не знают, на что способны. Пример - Филатов. На турнире в Турции этот парень очень сильно разволновался, когда я предложил ему сыграть на месте опорного полузащитника. Говорил, что не сумеет, что никогда прежде не играл на этой позиции и по такой тактической схеме. Пришлось убеждать его, что он все сможет, что я верю в его силы и талант. В результате Филатов в том матче был одним из лучших.
- Главное - доверие?
- Конечно. Причем не только в работе с молодыми футболистами, но и с опытными. Хотя для молодых тренерская благосклонность значит гораздо больше.
- Но молодежь в основном составе - риск, не так ли?
- И большой! Я знаю коллег, которые вообще не хотят работать с молодыми футболистами. Не желают рисковать и ставить на кон свою репутацию. Прекрасно их понимаю: молодой может сегодня сыграть здорово, а завтра провалить игру.
- Но вы предпочитаете рисковать?
- И горжусь, что у меня начинали Немец, Шмицер, Ярошик. Ярошика я взял в свою команду, когда ему было 17 лет. Потом я ушел, а Иржи не играл почти два года. Хорошо, что не сломался.
- В "Зените" у вас есть право на риск?
- В Питере я должен дать результат сразу. Никто не будет ждать несколько лет, пока команда сыграется, а молодые игроки станут более опытными. Нельзя забывать о молодежи, но побеждать нам нужно сразу, а не через несколько лет.
ТРЕНЕР ГОДА
- О вас мало что знают в России. Работали в пражской "Спарте", но не слишком удачно: вот, пожалуй, и вся информация, известная широкому кругу болельщиков.
- Я уже двадцать лет как главный тренер в профессиональных клубах. Хороший стаж, правда? В 94-м был признан в Чехии тренером года. Два года назад мою кандидатуру рассматривали в качестве тренера сборной. Я взял самоотвод.
- Почему?
- "Шкода" захотела создать в Младо Болеславе сильную команду. Завод построил стадион, начал вкладывать в футбол деньги, а тренером пригласили меня. У меня была одна из самых высоких зарплат в чешской лиге.
- Деньги многое значат в вашей жизни?
- Как у всех. Но в Россию меня привели отнюдь не деньги. Я много работал в Чехии. Те варианты, которые у меня были или могли появиться, с творческой точки зрения выглядели менее привлекательно, чем предложение "Зенита".
- Вам что-то могло помешать?
- Работа в "Сигме" из Оломоуца. Я провел в этой команде полгода, и меня не хотели отпускать. Но мне удалось убедить своих боссов, что "Зенит" - предложение, от которого нельзя отказываться. И вот я здесь.
- Где вы живете в Чехии?
- У меня дом в Либереце, где я довольно долго работал в "Словане". А начинал в "Славии" и в Праге в общей сложности отработал больше десяти лет. В моей жизни были еще "Богемианс" и "Спарта". Каждый день ездить на машине из Либереца в столицу - единственное, к чему я так и не смог привыкнуть.
Вспомнят ли о Петржеле в России спустя пару лет и какими словами - один из интригующих вопросов предстоящего чемпионата. Его соотечественнику Владимиру Вуйтеку удалось убедить мир российского хоккея в том, что чехи могут успешно работать в России. Петржела, как и Вуйтек, дома звездой первой величины не считался, хотя в его квалификации сомневаться не приходится. Другое дело, что умение тренера и успех - понятия не всегда тождественные. Пан Властимил явно знает, чего он хочет и по какой дороге надо идти, чтобы она привела к цели. Дойдет ли? Очень интересно.