ХОККЕЙ С МЯЧОМ |
ОТ ЯНКО ЖДАЛИ НЕ 7-го МЕСТА В ГРУППЕ
Вчера главный тренер "Зоркого" Владимир Янко написал заявление об увольнении. В ближайшее время совет директоров клуба должен решить, принять его отставку или нет.
Тренерские отставки бывают разными. Реже тренер уходит сам, чаще - его "уходят". Но почти всегда и везде этой неприятной процедуре предшествует одно: невыполнение задачи, поставленной перед командой. То есть - перед тренером.
Красногорский "Зоркий" не стал исключением из правила. В регулярном чемпионате он вновь, уже в который раз подряд, занял в Западной группе 7-е место - почти не дающее шансов на выход в 1/4 финала. Ведь противостоять предпоследней вышедшей в плей-офф команде будет "восточный" клуб № 2, а первая тройка команд, расположенных за Уральским хребтом, - "Енисей", Кузбасс" и хабаровский СКА - этих шансов не даст никому, наверное, вплоть до полуфиналов.
...А начиналось все, как в доброй рождественской сказке. Лучший в мире тренер, лучший в мире стадион с лучшим в мире искусственным льдом, стабильное и прочное финансирование - казалось бы, что еще можно придумать подмосковному хоккейному клубу для возвращения утраченной славы и громкого имени. Правда, первый сезон работы Янко в команде начинался в условиях, которые он сам называл "приближенными к боевым". Свое первое интервью в новой должности давал под жестяной звон капели - батареи в тренерской давно не выдерживали никакой критики. А рукой - тогда еще здоровой - он придерживал рассохшийся шкаф, который так и норовил рухнуть на тренерское кресло. Но, несмотря на царящую вокруг разруху, речь шла о будущем - о том, каким станет красногорский стадион уже в ближайшем сезоне, о команде, которую Янко мечтает создать на подмосковной земле.
В первый сезон от него ничего не требовали. Определяющим должен был стать второй год работы в клубе, а уж на третий возлагались самые большие надежды - ведь именно третий тренерский год всегда и во всех игровых видах спорта получается наиболее успешным.
В межсезонье все или почти все кадровые пожелания главного тренера руководство клуба выполнило - Янко получил в свое распоряжение тех хоккеистов, из которых собирался строить новую команду. Среди них не было громких имен, зато были весьма перспективные - зазвучать в мире бенди эти имена должны были под руководством самого заслуженного тренера России. Янко этого сделать не смог. Возможно, ему помешала та совершенно дурацкая травма руки, которую он получил на предсезонном кубковом турнире и которая не дает ему покоя по сей день...
К началу сезона "Зоркий" наконец-то получил в свое распоряжение обновленный стадион, стадион-красавец, стадион-сказку. Как не вспомнить красные от хронического недосыпа глаза всех без исключения руководителей клуба - работа шла до последнего часа, и даже когда на безупречном искусственном льду губернатор Московской области Борис Громов - главный вдохновитель и организатор реконструкции стадиона - намекал в микрофон, что, дескать, с таким красавцем негоже занимать "...надцатые" места, в ложе прессы укладывали последний линолеум.
"Зоркий" тогда ставили в пример - как наиболее крепкий и перспективный клуб. Идущий вперед семимильными шагами. Например, благодаря президенту клуба Владимиру Статкевичу чартеры, которые давно являются обыденностью в футболе и хоккее канадском, стали использовать для передвижения по стране и в "Зорком".
Но, несмотря на едва ли не лучшие в чемпионате условия, команда не баловала болельщиков результатами. Игрой, признаться, тоже. Да и по сравнению с первым красногорским сезоном Янко больше порядка и организованности в действиях "Зоркого" не стало.
Что требовалось от Янко во втором сезоне? Пожалуй, все были бы удовлетворены, выйди команда в 1/4 финала. Но для этого необходимо было занять как минимум 5-е место в Западной группе, выводящее в 1/8 финала хотя бы на 4-ю команду "Востока" (ею стала "Сибскана"). Однако из 12 матчей с клубами, расположившимися выше "Зоркого" в турнирной таблице, красногорцы выиграли лишь два - и оба дома. И все же все могло решиться в последнем туре. Необходимо было взять верх в Ульяновске над местной "Волгой" - и заветное 5-е место, совмещенное с неплохими шансами в 1/8 финала, могло стать реальностью. Увы, подмосковная команда уступила и заняла по итогам регулярного чемпионата привычное 7-е место. Сказка закончилась...
Что было дальше? Можно предположить, серьезный разговор руководителей и тренера произошел еще в самолете на пути из Ульяновска. И сказано в нем было немало нелицеприятных слов. Наверное, о том, что с рекордной для бенди годовой зарплатой можно было постараться поработать получше. Или о том, насколько верной оказалась тренерская селекция. А может, о том, кому и как смотреть теперь в глаза главному болельщику "Зоркого" - губернатору Громову. Ведь не секрет, что по своему финансовому положению "Зоркий" входил в первую десятку клубов, а для губернатора, построившего такой стадион, можно было разбиться в лепешку и занять место хотя бы в шестерке. На деле по итогам группового турнира красногорская команда оказалась лишь 13-й...
Как бы то ни было, на следующее утро тренер положил на стол президента заявление об отставке. Самого Янко в этот день удалось найти лишь по телефону и... на больничной койке. В своем комментарии он был предельно краток:
- Самое дорогое, что есть у человека, - это здоровье. Его не купишь ни за какие деньги, а больной человек не нужен никому - даже если его фамилия Янко. Весь нынешний сезон прошел у меня по маршруту: больница - тренировка - больница - матч. Две операции, постоянно немеющая рука... Не хочу комментировать прошедшие события. Два часа назад я написал заявление об отставке.
Теперь в "Зорком" остаются лишь надежды на будущий сезон, ведь вряд ли кому захочется сохранить в памяти нынешний...
Максим ЛЕБЕДЕВ