Газета Спорт-Экспресс № 33 (3120) от 13 февраля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 13 февраля 2003 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

ВЗГЛЯД Игоря ЛАРИНА

О ВРАГАХ И ПАРТНЕРАХ

В конце прошлой недели завершился первый раунд консультаций между европейскими хоккейными федерациями по поводу нового договора с НХЛ. Завершился, как известно, безрезультатно - жесткая позиция России поддержки пока не нашла.

Вопрос первый: почему у Западной Европы по отношению к НХЛ подход несколько иной, чем у России?

Ответ на него в "СЭ" уже прозвучал - все дело в экономике. Для Чехии, Финляндии и Швеции даже 200 тысяч долларов за уезжающего за океан игрока - солидные деньги. Для суперлиги же, где десятки игроков зарабатывают в год значительно большие суммы, это крайне скромная компенсация.

Вот цифры. По уровню заработков на втором месте в Европе идет - с большим отставанием от нас - шведская элитная серия. В ней годовой зарплатой в 100 - 150 тысяч евро могут похвастаться лишь единицы (для справки - около 50 процентов суммы игрок тут же выплачивает в виде налогов). При этом уровень жизни в той же Швеции (средняя зарплата 2500 евро в месяц) примерно в 10 раз выше, чем в России.

Получается, в богатой Швеции, где, к слову, дворцы в 6 тысяч зрителей уже давно являются анахронизмом, считают каждую копейку. Не говоря уж о Финляндии, где ни один (!) клуб не располагает минимальным для России бюджетом в пять с половиной миллионов евро. В Швеции, кстати, таких клубов лишь шесть.

Наши соседи экономят на зарплатах не случайно. Они уже давно поняли, что значительно выгоднее вкладывать деньги в свое будущее - детский хоккей. Побывав под Новый год в Швеции и Финляндии, я в этом лично убедился - пятилетние дети там экипированы, наверное, лучше, чем профессионалы.

В любом случае умению вести хоккейный бизнес нам у соседей еще учиться и учиться. В той же Швеции доходы от продажи билетов и атрибутики составляют 20 процентов бюджета клуба (у нас - порядка одного процента). В бюджеты там заранее заложены и доходы от продажи игроков в НХЛ, которая воспринимается скорее как партнер, а не как враг.

Возьмем, например, самый бедный клуб элитной серии - "Тимро". Летом он примерно за 200 тысяч долларов отдал в "Детройт" форварда Зеттерберга. Отдал планово, после того как хоккеист пять сезонов - до 22 лет - радовал местных болельщиков, набирался мастерства и готовил себе смену. Сегодня в НХЛ Зеттерберг - главный претендент на приз лучшего новичка. А "Тимро" - клуб-сенсация шведского чемпионата, входящий в первую тройку.

Так стоит ли удивляться тому, что Европа, где хоккей - бизнес, Россию, где хоккей - пока лишь дорогая и любимая игрушка, не всегда понимает? И здесь мы подходим ко второму вопросу: а насколько важен сегодня для нас новый договор с НХЛ?

Думаю, что лет 10-15 назад, когда Россия почти бесплатно рассталась с Буре, Федоровым, Могильным (далее по списку еще имен 50, то есть почти весь генофонд отечественного хоккея), нормальный договор с НХЛ был нам жизненно необходим.

Сегодня же, когда в НХЛ мы делегируем лишь 5-7 игроков в год, трансферная сумма уже не столь принципиальна. Согласитесь, вряд ли есть огромная разница в том, сколько, например, "Авангард" получит за игрока "икс" - половину годового оклада Шлегра (таково, если переводить на деньги, предложение Европы) или четыре пятых (предложение России).

И вот здесь мы подходим к главному. Основная проблема нашего хоккея, с моей точки зрения, - в неналаженности процесса воспроизводства талантов. Когда решим ее, когда сделаем хоккей нормальным бизнесом, все кардинально изменится.

Тогда НХЛ будет бороться не за 5 наших игроков в год, а за 20 - 25. Вот тогда договор с этой лигой о компенсациях будет действительно жизненно важен.