ХОККЕЙ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. СУПЕРЛИГА. 47-й тур |
И КАК ТЕПЕРЬ УМЕСТИТЬ
10 000 ПИТЕРЦЕВ В ДВУХТЫСЯЧНОМ СПОРТЗАЛЕ СКА?!
В ЗОНЕ ОСОБОГО ВНИМАНИЯ |
С Максимом ЛЕБЕДЕВЫМ |
В Санкт-Петербурге - хоккейный бум. Два последних домашних матча местного СКА, ведомого экс-главным тренером сборной страны Борисом Михайловым, посетило более 23 тысяч болельщиков. Попутно был установлен новый российский рекорд хоккейной посещаемости - и вдруг... На пресс-конференции после матча с ЦСКА (на нем, к слову, неистово болели 10 тысяч зрителей) было объявлено, что следующие домашние матчи армейцы проведут на "родной" арене, вмещающей всего (теперь для Санкт-Петербурга это действительно "всего") две с половиной тысячи зрителей. Нонсенс?
Объяснить случившееся взялся главный тренер, а кроме того, и вице-президент СКА Борис Михайлов.
- Увы, могу лишь сожалеть о том, что многим поклонникам хоккея не удастся посмотреть следующие домашние матчи нашей команды, - начал Михайлов разговор с корреспондентом "СЭ". - Таковы реалии: все концертные и хоккейные мероприятия верстаются заблаговременно, все делается по плану, и план этот для выполнения обязателен. Еще летом прошлого года в клубе было известно, что в третьем круге лишь несколько домашних матчей СКА проведет во вместительном ледовом дворце, а большинство - в родном 2-тысячнике. Теперь уже ничего невозможно сделать - не отменишь же и не перенесешь заранее запланированные концерты?
- Стал ли для вас откровением вал болельщиков на последних домашних матчах команды?
- Знаете, есть очень хорошая поговорка: "Болельщиков не обманешь". Их действительно нельзя обмануть. Команда должна не просто побеждать, но и демонстрировать привлекательную игру. На мой взгляд, кое-что в этом направлении у СКА получается. Зрители приходят на хоккей за интригой, за положительными эмоциями, им надо выплеснуть накопившуюся энергию. И они видят, что их команда борется, цепляется зубами за каждую шайбу в каждом игровом эпизоде, сражается до конца, каким бы ни был счет на табло. Они - зрители - тоже там, на льду, вместе с командой. Поэтому им и хочется прийти в следующий раз - и не просто прийти, а позвать друзей и знакомых...
- Лично для вас и для вашей команды имеет значение, где играть, - на заполненном 2-тысячнике или при 13 тысячах болельщиков?
- Это имеет громадное значение не только для нас, но и для нашего соперника. Спросите любого тренера, что может быть самым страшным для его команды? И вы наверняка услышите: пустые трибуны. Ни один клуб не сможет выложиться на все 100 процентов и уж тем более преодолеть этот рубеж, если не чувствует поддержки зрителей. Зато полные трибуны нередко заставляют игроков творить чудеса. Это может случиться и на маленькой арене, но когда на твоих глазах хоккеем "заражаются" 10 - 12 тысяч человек, - при такой посещаемости не бывает неинтересных матчей.
- В последнем туре на глазах 10 тысяч зрителей ваша команда уступила. Но, похоже, это вряд ли отразилось бы на заполняемости трибун, проходи и следующие матчи в ледовом дворце.
- На мой взгляд, питерские болельщики оценили искренность хоккея, который мы показываем. В этом случае выигрыш или поражение не имеют большого значения. Напряжение, накал борьбы, жажда победы - это всегда и везде привлекало зрителей. И будет привлекать - думаю, поклонники хоккея не отвернутся от команды и после поражения в последнем туре.
- Вы уступили клубу, которому как игрок отдали почти всю свою жизнь. Насколько, на ваш взгляд, серьезны притязания ЦСКА на выход в плей-офф?
- Бывают матчи до первой заброшенной или пропущенной шайбы. В нашей встрече достаточно быстро отличились обе команды, поэтому поговорка претерпела небольшое изменение: игра пошла до второго гола. Обстановка была достаточно нервозной, а в таких условиях трудно разглядеть потенциал соперника. Но даже увиденное позволяет сделать вывод, что у Виктора Васильевича получилась весьма задорная команда. Лихая, веселая. У него много молодых ребят, и эти преимущества ЦСКА использует по максимуму. Только ведь молодость имеет не только преимущества, но и недостатки, избавиться от которых, как правило, можно лишь со временем. Так что о перспективах команды Тихонова я судить не возьмусь. Да и зачем? Не так уж много матчей осталось - совсем скоро все увидим и сделаем выводы.
- Вас не удивляет, что болельщики пошли на хоккей тогда, когда под угрозой оказалось само пребывание СКА в суперлиге?
- Знаете, с этой задачей мы стараемся справиться в течение всего сезона. Так уж получилось, что поставить перед собой более высокую цель мы пока не в силах. Немало времени было потрачено на становление игры, на создание команды. Теперь болельщики идут именно на нее. Получается, она им нравится?
- Но вся борьба еще впереди. И далеко не факт, что СКА сохранит место в суперлиге...
- А что еще могло быть при нынешней структуре чемпионата? О том, какая "рубка" предстоит в нижней части турнирной таблицы, было ясно задолго до первого матча. Мы не загадываем и не беремся анализировать шансы потенциальных неудачников. Сейчас уже не до анализов и не до размышлений. Те, кто хочет выжить, должны драться. При этом не всегда получается играть - подчас нервное напряжение перехлестывает. Но когда получается - матчи оказываются очень красивыми. Давайте играть, а не считать проценты и прикидывать шансы!
- И когда же теперь 13-тысячный красавец дворец вновь увидит то, для чего строился, - хоккей?
- На его льду мы в нынешнем сезоне сыграем лишь однажды. 15 марта - в последнем матче регулярного чемпионата. В гости к нам приедет "Динамо".
- Надеетесь на аншлаг?
- Надеюсь и вполне это допускаю. Думаю, найдется немало желающих проводить хоккейный сезон.
P.S. В Санкт-Петербурге - хоккейный бум. Вот только хоккейные руководители второго города России оказались к нему совершенно неподготовленными. Можно, конечно, вспомнить, что именно здесь менее трех лет назад наша сборная получила самую громкую пощечину за всю свою историю, можно сослаться на то, что после той антихоккейной прививки нынешний наплыв болельщиков вряд ли можно было спрогнозировать заранее. И все же...
На безбрежных российских просторах, раскинувшихся в 11 часовых поясах, имеется лишь два ледовых дворца, которые имеют право называться современными, - 9-тысячная "Арена-2000-Локомотив" в Ярославле и 13-тысячный ледовый дворец в Санкт-Петербурге. В Ярославле со дня открытия "Арены" (она, к слову, тоже - универсальный спортивно-концертный комплекс) постановили: "важнейшим из искусств" в ней является и будет являться хоккей. Туда могут приезжать эстрадные звезды любой величины, но никто не способен отодвинуть (не говоря уже - перенести) даже рядовой матч "Локомотива" в регулярном чемпионате.
Хоккейное время приходит в Санкт-Петербург. Точнее - возвращается, теперь уже без оговорки "кажется". Сезон-2002/03 года войдет в историю не только новым российским рекордом посещаемости. Для Северной столицы он останется сезоном упущенных зрительских возможностей. Главное, чтобы таким он не повторился. Всего-то и нужно - вспомнить, для чего и для кого строили прекрасный ледовый дворец.