ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА. До старта - 4 дня |
"СПАРТАК" |
Андрей ЧЕРВИЧЕНКО
ЦЕЛИ ОСТАЮТСЯ ПРЕЖНИМИ: ЧЕМПИОНСТВО И КУБОК
Наша беседа с президентом "Спартака" началась с вопроса, который неизменно задают руководителям клубов перед стартом нового сезона.
ЗА СМИРНОВА ДОЛЖНЫ 30 - 40 ТЫСЯЧ,
С НАС ТРЕБУЮТ 700 ТЫСЯЧ
- Каковы цели "Спартака" в нынешнем сезоне?
- Они остаются прежними - "Спартак" всегда играет на победу в любом турнире, будь то чемпионат, Кубок России или Кубок премьер-лиги. Хотя если послушать другие команды, то все места в первой десятке уже распределены.
- Реально ли достичь этих целей тем составом, который есть у вас на данный момент?
- Если наши футболисты будут здоровы, думаю - да.
- Но так не бывает: по ходу сезона всегда есть травмированные и дисквалифицированные.
- Имею в виду не всех футболистов, а тройку ведущих игроков - Титова, Парфенова и Ващука. Если они будут в порядке, команде по силам решать самые высокие задачи.
- Но к началу чемпионата эта тройка вряд ли успеет восстановиться в полном составе.
- А "Спартак" всегда тяжело начинает, поскольку на наших российских полях ранней весной невозможно играть в нормальный футбол.
- Как, на ваш взгляд, будет развиваться дело Смирнова?
- С футбольной точки зрения в нем нет никаких вопросов. Человек ушел из команды из-за невыполнения контракта. КДК дважды (!) подтвердил этот факт, а решения комитета по футбольным законам обжалованию не подлежат. У Смирнова есть действующий контракт со "Спартаком", наличие которого не оспаривается. Основное положение ФИФА - игрок не должен страдать и при расторгнутом контракте вправе играть там, где захочет. Однако у нас почему-то до сих пор возникает вопрос с его заявкой. Более уникальной ситуации в на тем футболе, по-моему, не было.
- Насколько я понимаю, "Торпедо-Металлург" не собирается насильно возвращать Смирнова в свой клуб, а хочет получить за него деньги. Это так?
- Да. Весь спор из-за финансов. "Торпедо-Металлург" настаивает на том, что вправе назначить любую сумму отступных. Мы же готовы заплатить сумму по так называемой сетке без учета возрастного коэффициента. По нашим подсчетам, эта сумма составляет от 30 до 40 тысяч долларов. Однако руководителей "Торпедо-Металлурга" это не устраивает, и они подали иск в общегражданский суд. В этой ситуации мне непонятна позиция РФС и РФПЛ. Ведь, если идти по пути "Торпедо-Металлурга", все может закончиться полным абсурдом. Например, клубы начнут оспаривать в общегражданском суде результаты матчей и спорные решения арбитра. По этой "логике" все прежние трансферы тоже не имеют под собой силы. Условно говоря, тот же "Ростсельмаш", лишившийся в прошлом году ушедшего через КДК Корытько, тоже может оспаривать решение в суде. Сегодня туда обратились представители "Торпедо-Металлурга", и, если прецедент будет создан, завтра рванут другие. Так мы можем зайти далеко. Футбольные законы нужно уважать.
- Сколько хочет получить за Смирнова "Торпедо-Металлург"?
- 700 тысяч долларов.
- И чем, по-вашему, закончится это дело?
- В нашей стране может произойти все, что угодно. Но почему из-за этого должен страдать игрок? Он-то в чем виноват? Если решения КДК не выполняются, тогда мы вправе отсудить все наши платежи по штрафам за то, что Романцев не ходил на пресс-конференции. Уверяю вас, мы выиграем этот гражданский суд, поскольку налицо нарушение прав человека. Никто не имеет права взимать деньги с человека за то, что он не желает говорить. Или возьмем, к примеру, штрафы за петарды и факелы, которые регулярно платит наш клуб. В любом гражданском суде легко можно доказать, что мы их не бросали на поле. Представляете, куда мы можем погрузиться, если пойдем по пути "Торпедо-Металлурга"!
КЕБЕ БУДЕТ ОШТРАФОВАН
- Раз уж речь зашла о штрафах, вы не могли бы сказать, на какую сумму оштрафован Кебе, пропустивший два сбора и приехавший с опозданием на последний?
- За время своего отсутствия никаких денег Кебе, естественно, не получит. Об этом, кстати, есть его письменное согласие. О размере штрафа у нас с ним будет отдельный разговор. Единственное смягчающее для Кебе обстоятельство состоит в том, что он вернулся в команду в хорошей форме.
- Вы беседовали с ним на турецком сборе?
- Конечно.
- И как он объяснил свое длительное пребывание в Сенегале?
- Уважительная причина у него была - обмен паспортов. Правда, эту процедуру можно проводить по-разному: можно решить вопрос за десять дней, а можно - за два месяца. Кебе пошел по второму пути, за что и будет наказан.
- С новым марокканским вратарем Баги вы тоже беседовали?
- Да. Лично у меня пока нет однозначного мнения по нему. Однако я не профессионал в этом деле и напрямую не занимаюсь комплектованием команды. У нас есть конкретный человек, отвечающий за вратарей, - Алексей Прудников. Он заявляет, что Баги - хороший голкипер. Тренерам он тоже нравится. Звучат хорошие отзывы от Титова, Парфенова и Ващука. Предварительно мы уже обговорили условия с самим игроком, его агентом и клубом. Теперь слово за нашим тренерским штабом. Скажут "да" - подпишем контракт. Хочу подчеркнуть, что я не принимаю никаких решений по новичкам. Единственное, что могу сказать: за такие деньги мы купим того или иного игрока, а за такие - нет.
В "АЛМАЗ" ВЛОЖИЛИ 7 МИЛЛИОНОВ
- Во что клубу обошлась реконструкция бывшего "Алмаза", где построены новый крытый манеж, два искусственных поля, а сейчас начнется строительство гостиницы для футбольной академии?
- Все вместе - примерно в 7 миллионов.
- А реконструкция Тарасовки?
- Сейчас точных цифр под рукой нет. Собираемся сносить там старое деревянное здание. Сделаем теннисные корты. Заканчиваем надстройку над гаражным помещением. Планируем сделать еще одно поле новейшего поколения с искусственным газоном и подогревом.
- А как дела со строительством новой базы на Новорижском шоссе?
- Там все идет по плану. Оформляем землю, проект. Это, как понимаете, вопрос не одного дня.
- Слышал, клуб ищет возможность оплатить лечение Федора Черенкова за границей. Это так?
- Да, прорабатываем различные варианты. Нужно найти действительно высококлассного специалиста либо в России, либо за рубежом, который помог бы в этом деликатном деле.
РАССМАТРИВАЛИ ВАРИАНТЫ С 200 ФУТБОЛИСТАМИ
- Назовите, пожалуйста, предполагаемый бюджет "Спартака" на этот год.
- 12 - 15 миллионов. Это без трансферов.
- А на них сколько потрачено?
- Пока около 3 миллионов. Вообще, в это межсезонье мы прорабатывали варианты примерно с двумя сотнями футболистов.
- Некоторые ставят вам это в вину: говорят, везут кого попало...
- Пусть говорят. Я не могу понять одну вещь. Почему многие кричат, что "Спартак" должен покупать суперзвезд, а сами при этом отказываются платить за билет больше двух долларов. Выходит, со своими кровными деньгами люди не хотят расставаться и 150 рублей за билет расценивают как грабеж со стороны клуба. Но эти же самые люди требуют от нас миллионные трансферы.
- Видимо, в этом специфика нашей страны. Но я хотел спросить еще и о другом. "Спартак" в это межсезонье не тратит больших сумм на трансферы, а старается брать свободных агентов. С чем это связано?
- А вы посмотрите на таблицу европейских переходов, которую регулярно публикуете в газете. Подавляющее число трансферов - это либо аренда игроков, либо их берут как свободных агентов. Вторая сторона этого вопроса: а почему мы должны тратить бешеные деньги на покупку футболистов? Кто сказал, что у "Спартака" большая статья доходов в бюджете? Тратить нужно то, что заработано. Но большая часть населения нашей страны думает примерно так: "Ты богатый, ты и трать". Но это же примитивные рассуждения, которые должны остаться в прошлом. Есть спонсорские деньги, есть деньги от Лиги чемпионов. В Лиге мы не участвуем, спонсорские деньги ограничены, а запросы игроков зачастую безграничные. Еще мне "нравятся" рассуждения о том, что все, мол, разворовано, - вам дали деньги, а вы их украли. Вообще-то деньги никто просто так не дает. Их клуб зарабатывает. В Англии президент "Ливерпуля" мне рассказывал, что клуб с каждого матча имеет прибыль 3 миллиона долларов. Вот ливерпульские болельщики действительно могут спросить: куда вы расходуете эти деньги и кого покупаете? А годовой доход "Спартака" от билетных сборов составил в прошлом году 138 тысяч долларов. И то за счет продажи абонементов в VIP зону Лужников, которую на 70 процентов я провел в добровольно-принудительном порядке среди своих друзей и знакомых. В противном случае мы бы вообще в минус ушли.
- Но вы же не в первый раз сталкиваетесь с этой ситуацией. Видимо, в нашей стране невозможно заработать на билетах.
- С каждым днем я вообще прихожу к убеждению, что в нашей стране невозможно серьезно заниматься футболом. Раньше было желание работать, а сейчас работаю на характере, на врожденной упертости, поскольку привык доводить начатое до конца.
- Может, вами сейчас движут эмоции?
- Нет. Ну посудите сами. Есть решение футбольной инстанции - но оно почему-то оспаривается в общегражданском суде. На Западе травмированным игрокам зарплату платят страховые компании, в России - клубы. Внутри нашего футбола постоянно возникают какие-то подводные течения, происходят закулисные нечистоплотные игры. Все время кто-то не выполняет своих обязательств. Футболисты просят такие суммы, которые уже в Европе не платят. Потом их получают и перестают играть. Посмотрите, даже "Милан" урезает зарплату футболистам, которые с пониманием относятся к этой ситуации и играют не хуже прежнего.
ПЛАТИЛИ ДЕНЬГИ ЗА ПРАВО НАДЫШАТЬСЯ ПЫЛЬЮ
- Вопросы по поводу спартаковского стадиона вам еще не набили оскомину?
- Нет. Могу только заметить, что "Спартак" до моего прихода просуществовал 78 лет, и за все это время у клуба не было своего стадиона.
- Но от каждого руководителя болельщики красно-белых хотят его получить.
- Это желание понятно. Но в Москве, к сожалению, слишком мало места, где можно построить стадион. Заметно сужает выбор инструкция, по которой запрещается строительство крупных спортивных объектов на расстоянии менее 300 метров от жилых домов. Кроме того, есть еще масса оговорок и условий. Сейчас на юго-западе, где нам выделили участок, мы столкнулись со следующей проблемой: оказывается, это место еще с 70-х годов закреплено за колхозом "Матвеевский". Они говорят: "Это наша земля, и мы ее просто так не отдадим". А если отдадут, то за такую цену, за которую можно еще один стадион построить. Что я могу сделать в этом случае? Я же не нарезал и не распределял эти участки! А народ сразу начинает рассуждать так: вот, мол, в "Спартаке" плохие менеджеры. Заполучить землю под стадион - задача архисложная. Пытались проработать вариант в Крылатском. Но нам сказали, что там живут какие-то бабочки редкого вида и их нельзя пугать. Предлагают другие варианты - в районе Тушина, Автозаводской. Но бизнесмены, собирающиеся инвестировать деньги в стадион, говорят: мы туда их не вложим, там околофутбольная инфраструктура доходов приносить не будет.
- Означает ли это, что вариант с участком на юго-западе отпал?
- Он не отпал. Скорее забуксовал не по нашей вине.
- Ежедневно сталкиваясь с этими проблемами, у вас не возникает ощущения, что стадион нужен только "Спартаку" и его болельщикам?
- Создается. По-моему, больше в этом никто не заинтересован. Вы лучше спросите у меня, сколько Госкомспорт выделяет денег на развитие нашей футбольной школы.
- Сколько?
- За все время моего пребывания в "Спартаке" - ничего.
- А во что школа обходится клубу?
- В 900 тысяч долларов в год.
- Со временем вы собирались переносить школу из Сокольников на стадион "Спартак" имени Нетто?
- Да. Но хочу сказать о другом. Манеж в Сокольниках нам не принадлежит, а городу дети не нужны. Парадокс заключается в том, что, вкладывая деньги в детей, я слышу упреки от некоторых родителей, что стал рабовладельцем. Но никто почему-то не пишет о том, что тренировки в этом манеже - первый шаг к туберкулезу. Недавно мы с командой ветеранов участвовали там в турнире. За пять минут я так надышался пылью, что кашлял потом целую неделю. Причем за право надышаться этой пылью наш клуб на правах арендатора еще и деньги платит. Сейчас, слава богу, перебираемся в новый манеж, который построили на бывшем "Алмазе".
- Как оцениваете контракт с "лукойлом"?
- Мы им довольны. Он заключен на лучших условиях. Более того, не исключен вариант, что "Лукойл" будет участвовать в акционерном капитале клуба.
- Процесс акционирования идет по плану?
- Да. Но это процесс не одного дня. С точки зрения игры "Спартак" всегда выглядел привлекательно, но вот клубная инфраструктура хромала на обе ноги. Чтобы привлечь акционеров, нужно, образно говоря, все надраить до блеска и преподнести в хорошей обертке. Вы же не купите клуб с убытками или сомнительной инфраструктурой! Не секрет, что лишь в прошлом году мне удалось сделать Тарасовку собственностью "Спартака". То же относится и к бывшему "Алмазу".
- Оглядываясь на нынешнее межсезонье, вы могли бы назвать самую большую ошибку, которую допустил "Спартак"?
- У нас есть некоторые недоработки, но оснований говорить о серьезной ошибке у меня пока нет. Быть может, ее выявит сезон.
Алексей МАТВЕЕВ