Газета Спорт-Экспресс № 53 (3140) от 12 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 5, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 12 марта 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

ЧЕМПИОНАТ ЕВРОПЫ-2004

ШВЕЙЦАРИЯ - СОПЕРНИК СБОРНОЙ РОССИИ

Рикардо КАБАНАС

РУССКОЙ СБОРНОЙ АЛБАНИЯ РАЕМ НЕ ПОКАЖЕТСЯ

Этот футболист в свое время изрядно испортил настроение Валерию Газзаеву. Осенью 2001-го в Раменском молодежная сборная России не смогла одолеть швейцарских сверстников. При счете 3:1 в пользу тогдашней газзаевской команды футболист с необычной для швейцарца фамилией забил два гола и отобрал у хозяев путевку в следующий этап европейского первенства. В нынешнем цикле чемпионата континента Газзаеву и Кабанасу, видимо, снова суждено пересечься.

Корреспондент "СЭ" оказался в расположении "Грассхоппера" к полудню - время, когда цюрихские "кузнечики" обычно возвращаются с тренировки и подкрепляются в клубном ресторане. Но мой собеседник, единственный в команде игрок сборной Швейцарии, не стал садиться за накрытый для игроков общий стол. 24-летний полузащитник проявил благородство, отказавшись от обеда, так как был в курсе: я в Цюрихе только проездом, спешу на поезд, а потому предпочел другой стол - предназначенный для интервью. Первый вопрос был неизбежен: как правильно произнести фамилию футболиста, которого называют завтрашним днем швейцарской сборной?

ЛУЧШЕЕ В РОССИИ - ВОДКА И ЖЕНЩИНЫ

- Все же Кабаньяс вы или Кабанас? Услышать можно оба варианта.

- Дело в том, что многие ошибочно думают: раз у него испанские корни, то автоматически надо смягчать в фамилии букву "n". Но над ней нет никаких дополнительных знаков, так что на самом деле я - Кабанас.

- А знаете ли вы, что по-русски ваша фамилия сходна с наименованием дикой свиньи.

- Неужели? - оживился собеседник. - Вообще-то с испанского моя фамилия переводится иначе: она значит что-то вроде хижины. Про русский вариант мне никто не говорил, хотя я был несколько раз в ваших краях. Кстати, люблю ездить в Россию. Ужасы, которые рассказывали про ваших фанатов, оказались придуманными: они если и мешали нам, то в пределах разумного. Чего не скажешь об албанских болельщиках. Знаю, что вашей сборной скоро играть в этой стране. Так вот - хочу предупредить, раем она вашим ребятам не покажется. Мы там столкнулись с массой на первый взгляд малозначащих моментов, но в целом это привело к тому, что мы не смогли победить. И тут я понял: для меня нет ничего хуже, чем играть в странах - футбольных карликах. Россия - совсем другое дело. Знаете, что еще мне у вас понравилось? Женщины и водка.

- Послушав вас, можно подумать, что вы этакий прожигатель жизни.

- Конечно, я - не такой. Да и свободного времени слишком мало. Вот недавно мы были в Санкт-Петербурге, так после победы над "Зенитом" не смогли толком насладиться русским фирменным напитком. Через пару дней надо было играть в национальном первенстве.

- А когда вы в последний раз совершили необдуманный поступок?

- Об этом, пожалуй, умолчу. Я, естественно, не ангел. Но всегда извлекаю уроки из собственных ошибок.

- В том числе из тех, которые делаете на поле?

- Да. Вспоминаю, например, отборочный матч молодежной сборной с русскими. В первом тайме мы играли отвратительно, но в перерыве проанализировали свои ошибки - и дело пошло. Я тогда забил два мяча. Вообще атмосфера, которая была создана в той команде, напоминает мне ту, что царит ныне в нашей национальной сборной. Тогда удалось начать смену поколений. Нечто подобное было в середине 90-х годов, когда Швейцария имела весьма боеспособную команду. Так что уверен: на сей раз мы сможем опередить вашу сборную и попасть в финальную часть чемпионата Европы.

НА ПОЛЕ ИСПАНЕЦ. В БЫТУ ШВЕЙЦАРЕЦ

- У вас два гражданства - испанское и швейцарское. Кем себя больше ощущаете?

- После матчей я прежде всего ощущаю себя выжатым лимоном. Все потому, что эмоции переполняют: на поле кричу во всю глотку, кровь бурлит - вот тогда я похож на истинного испанца. Но в быту могу вести себя абсолютно иначе. Взять хотя бы то, что проявляю обычно не свойственную южанам пунктуальность: прихожу на встречи аккуратно, в назначенное время. Стал таким, потому что на второй родине у меня много друзей, у которых перенял их положительные качества. Словом, как мне кажется, взял у каждого из народов самое лучшее. В Испании меня раздражает хаос: можно, например, пойти в банк и прождать больше часа. В Швейцарии такого нет. Зато не могу привыкнуть, что к футболистам здесь относятся с прохладцей. Импонирует же то, что в этой стране я, по сути, иностранец, никогда не испытывал притеснений. Может, правда, потому, что с детства жил в районе, где обитали в основном переселенцы.

- Говорят, на ваше решение стать футболистом повлиял отец...

- Он мне ничего не советовал, но когда я сделал выбор, стал моим агентом. Это большой плюс, когда твоими делами занимается родной человек, которому можно доверять - в том числе деньги. Кроме того, отец работал селекционером в "Грассхоппере", но теперь продолжает это дело в другом клубе.

- А правда, что и ваша мать состоит в штате "Грассхоппера", работая личным переводчиком у латиноамериканских звезд клуба?

- Вовсе не она, а я им помогаю. Ведь я - полиглот. И в школе очень хорошо учился. Меня уговаривали продолжить образование, но я понял: без футбола мне не жить. Мама, впрочем, тоже опекает наших чужестранцев, но совсем в другой области - стрижет их, ведь у нее своя парикмахерская. Ее услугами пользуется вся команда.

Вот и меня она недавно подстригла. От моей роскошной шевелюры, которой я очень гордился, ничего не осталось. Узнав, что мы едем на сборы в Мексику, мама сказала: там жарко, и длинные волосы будут мешать. Я не стал возражать.

- Вы по-прежнему живете с родителями?

- Они разведены. К счастью, разрыв произошел, когда я был уже большим, а иначе бы мы сильно переживали. Мы - это я и брат, тоже футболист. Он - самый родной мне человек. А еще я очень привязан к матери. Не знаю, смогу ли я для нее сделать столько хорошего, сколько она сделала для меня. Пока могу отблагодарить ее только тем, что оплачиваю аренду нашей квартиры. Мечтаю накопить денег, чтобы купить роскошный дом.

МАЛЕНЬКИЕ, ЕСЛИ ЗАХОТЯТ, СПРАВЛЯЮТСЯ С ГИГАНТАМИ

- Я разговаривал с руководителями вашего клуба, так они уверяют, что преданнее Кабанаса в "Грассхоппере" игроков нет.

- Так я числюсь в "Грассхоппере" с 12 лет. Но летом, став свободным агентом, хочу попытать счастья в более сильных европейских лигах. Скажем, на моей исторической родине. Хотя, конечно, очень тяжело будет расставаться с клубом, к которому я сильно привязан.

- Премия за такую феноменальную верность вам не полагается?

- Увы, подобные расходы в бюджете нашего клуба не предусмотрены. Но идея мне нравится - надо бы поговорить с руководством на эту тему.

- Для вас много значит размер гонораров?

- Деньги - не главное в жизни. Важнее всего - здоровье: членов семьи и твое собственное. Но без денег, конечно, трудно. Я был очень рад, когда получил повышенную премию за выход в полуфинал молодежного чемпионата Европы. Ведь наша семья жила в Испании очень бедно, потому мои предки и решились на переезд. Даже сейчас, хотя неплохо зарабатываю, деньги считать умею, откладываю на черный день. Вот свитер, который на мне, ношу уже несколько лет. Единственное, на чем не экономлю, диски с кинофильмами. Это моя слабость.

- А футбольные слабые места есть?

- Отсутствие стабильности. После молодежного чемпионата Европы, например, испытал спад. Еще не мешало бы нарастить мышцы и прибавить в скорости. Да и забивать голы можно почаще.

- Вас называют одним из самых бесстрашных швейцарских футболистов. Между тем вы весьма невысокого роста...

- Недавно в матче Лиги чемпионов "Реал" - "Боруссия" был эпизод, когда крохотный Роберто Карлос выиграл воздушную дуэль у Гулливера бундеслиги Яна Коллера. Вот и со мной нередко такие чудеса происходят. Особенно меня побаивается игрок "Базеля" Георг Кумантаракис. Он под два метра ростом, на 20 сантиметров выше меня, но ничего не может со мной сделать. Главное в споре с таким гигантом - прыгнуть в нужный момент. Тогда получается, что наш рост уравнивается. Надо еще, правда, очень захотеть достать мяч. Вот в такие моменты у меня все и получается.

- И последний вопрос. Почему в клубе взяли себе 15-й номер?

- В память об одном печальном эпизоде. В 15 лет я получил серьезную травму и 15 месяцев не играл. С тех пор это число приносит мне счастье. Хотя, казалось бы, все должно было быть наоборот.

Борис ТОСУНЯН

Цюрих - Вена