Газета Спорт-Экспресс № 55 (3142) от 14 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 марта 2003 | Футбол - ФНЛ-2

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

ВТОРОЙ ДИВИЗИОН

ГРАЖДАНИН ШЕСТИ РЕСПУБЛИК

Гарник АВАЛЯН.Он такой же подтянутый и энергичный, каким помнят его болельщики "Крыльев Советов", "Шинника" и "Уралана". Тренировки проводит с полной выкладкой - бегает, прыгает, участвует в двусторонках, выделяясь не только техникой, но и отменной физподготовкой. Вот только игроки обращаются к нему теперь не Гарик, а Гарник Арменакович.

ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ"

АВАЛЯН Гарник Арменакович

Родился 6 сентября 1962 года в Иджеване (Армения). Нападающий. Выступал за коллективы физкультуры Еревана (1978 - 1979), Киева (1980 - 1981), Смоленска (1982 - 1983), Бобруйска (1985), Вильнюса (1986 - 1987), дубль "Искры" Смоленск (1984), "Торпедо" Рязань (1988 - 1992), "Крылья Советов" Самара (1993 - 1998), "Шинник" Ярославль (1999), "Уралан" Элиста (1999 - 2000), "Волгарь-Газпром" Астрахань (2000). В российском высшем дивизионе провел 227 матчей, забил 33 мяча. Выступал за студенческую сборную России и национальную сборную Армении (9 игр, 1 гол). С июля 2002 года - главный тренер "Рязани-Агрокомплекта".

На встречу с корреспондентом "СЭ" главный тренер "Рязани-Агрокомплекта" приехал на белоснежной "Ниве" с госзнаком "63 011". 63 - код Самары, 11 - номер, под которым он выступал за "Крылья". Годы, проведенные в старинном городе на Волге, Авалян считает лучшими в своей футбольной карьере. Но о Самаре - чуть позже.

СРЕДНИЙ БРАТ

- Меня всегда интересовало: что движет бывшими игроками, ступающими на тренерскую стезю? Вот вы, например, человек обеспеченный - роскошная квартира, несколько машин, свой бизнес. Так жили бы в удовольствие, а не подвергали себя каждодневной нервотрепке. Второй дивизион - это ведь, по-моему, футбольные трущобы.

- Ну обеспеченным человеком я, предположим, себя не считаю. Что значит обеспеченный? Которому ничего не надо. А мне надо. Нет, я не о деньгах - их хватает. О любимом деле. Футбол для меня больше чем профессия. Смысл жизни, как ни банально звучит. Мог, конечно, пойти в агенты или менеджеры, но не мое это, не то эмоциональное восприятие. А в том, что стартовать приходится со второй лиги, ничего зазорного не вижу. Меня звали и в более солидные клубы, но вторым тренером, третьим, пятым... А здесь я могу поработать самостоятельно.

- И из дома уезжать не надо, так?

- Я привык к кочевой жизни, но вы правы: Рязань для меня - вторая родина. Здесь начинал путь в большой футбол, здесь семья, братья. В бытовом плане проще.

- И бизнес опять же - вы ведь недавно с братьями автосервис открыли.

- Это братья открыли. Я им только материально помогал.

- А сколько у вас братьев?

- Родных - пятеро. Двое старших, двое младших. Целая армянская община. (Улыбается.) У нас на родине раньше было принято иметь большие семьи. Сейчас ситуация изменилась - большим потомством редко кто обзаводится. В молодых семьях - один, максимум двое детей. У меня, к слову, тоже двое. И это неправильно.

- Не приходилось в детстве донашивать обувь за старшими, как бывает в многодетных семьях?

- Нет, такого не припомню. Мы не шиковали, но всем необходимым родители обеспечивали. Да и много ли надо было? Кусок хлеба с сыром, кеды, мяч - вот, пожалуй, и все. Весь день на стадионе пропадали.

ФУТБОЛЬНЫЙ "КОСМОПОЛИТ"

- Но профессией футбол вы, кажется, один выбрали?

- Один. Стихийно все получилось. Первенство Армении, Смоленский институт физкультуры, студенческая сборная России... А потом уже семью кормить надо было. Поехал на заработки в Белоруссию, потом в Литву, Латвию. Учился и играл. К 25 годам по шести союзным республикам проехаться успел.

- Но душой и сердцем наверняка с "Араратом" были?

- Спрашиваете! Любой армянский подросток грезил "Араратом". Хотя у меня еще одна тайная страсть была - киевское "Динамо". Первый европейский триумф команды Лобановского как раз на детские годы пришелся. Повзрослев, во внутреннем чемпионате "Спартаку" стал симпатизировать, а на международной арене - Киеву.

- Воинскую повинность, если не ошибаюсь, вы как раз в столице Украины отбывали?

- Почему отбывал? Служил, как и все! Послабления были только во время футбольного сезона - в первенстве Украины выступал. Была комнатушка в общежитии, на игры и тренировки увольнительные выписывали. А когда чемпионат заканчивался, надевал кирзовые сапоги - и в часть. Тогда считалось позором, если молодой здоровый парень отлынивает от армии. У нас в семье все служили. Один брат - в Архангельске, другие - в Бресте, Иркутске, Хабаровске. Разбросало, зато настоящую мужскую школу прошли.

- Как футболист где состоялись?

- В Смоленске, наверное. Соломину Валерию Тимофеевичу, царствие ему небесное, спасибо. Умелый был специалист. В молодежном составе "Искры" я хорошую обкатку прошел, победителем турнира дублеров в первой союзной лиге стал. В главную команду звали, но с условием, что институт брошу. Позвонил домой - родные категорически против. Пришлось отказаться. Зато за юношескую сборную вволю поиграл, а коллектив у нас ого-ого был - команды второго дивизиона как орешки щелкали. Антихович в Куйбышев сватал, Мирзоян в Горький...

- Почему же Рязань выбрали?

- Так не все от меня зависело. После института по распределению в Дзержинск должен был ехать, а команда там, мягко говоря, не блистала. Рязань же во второй лиге в лидерах шла, и Недосекин, тренер, обещал вопрос с трудоустройством решить. Слово он сдержал, и меня "перераспределили".

ДВОЙНАЯ ПРЕМИЯ

- У рязанского клуба проблема всегда была одна, но с решением серьезных задач несовместимая - финансирование.

- Это точно. Ребята вот сейчас ворчат: дескать, мало зарабатываем. А мы вообще гроши получали! Хотя играли-то прилично - результат давали, народ на трибуны ходил. В 92-м второе место в первой российской лиге заняли, уступив только "КАМАЗу", у которого бюджет раз в 20 больше был. Уже потом, в "Крыльях", ощутил разницу между профессиональным и любительским футболом.

- Говорят, игроки рязанского "Торпедо" частенько приторговывали матчами - слишком подозрительно команда из года в год уклонялась на финише от борьбы за путевки наверх.

- Отдельные люди - да. Я об этом позже узнал. Ко мне-то с просьбой сдать игру никто не обращался: знали, наверное, что я и послать, извините, могу. Поэтому-то и обидно было, когда правда, пусть и задним числом, открывалась.

- Не поверю, если скажете, что не сыграли ни одного "договорняка".

- Договорные матчи были, не скрою. В том же 92-м поехали в последнем туре в Ижевск. Мы - вторые, вверх не поднимемся, вниз не упадем. Настроение предотпускное. А для соперников эта игра многое значила. Руководители команды на собрании спрашивают: от хозяев, дескать, поступило предложение отдать игру за вознаграждение, вы не против? Игроки оказались не против. 1:2 проиграли. Но то команда решала - предательства не было.

- Вознаграждение солидное получили?

- Да какое там! Ручные часы. На всех, кстати, не хватило...

- А в Самаре игры часто расписывали?

- Нет. С Ростовом - 3:3, с "Жемчужиной" - 2:2. Все, кажется... Бывало, соперники стимулировали, но сейчас это распространенная практика. Из "Уралмаша", помню, как-то нам деньги под "КАМАЗ" привезли - они за выживание боролись. Боялись, что можем игру сдать. И напрасно - мы Набережные Челны - 4:0 разгромили. Двойную премию получили. А "Уралмаш", кстати, все равно вылетел.

САМАРА

- В 90-е амбиции "Крыльев" были куда скромнее нынешних: уцелеть.

- Глупости. И при Антиховиче, и тем более при Аверьянове "Крылья" считались крепким середняком. Цену мы себе знали, и уж на своем-то поле всех, за исключением грандов, трепали. На трибуны собирали и по 20 тысяч, и по 30. Команда боеспособная была, хотя на звезд средств не хватало. Сейчас в Самаре, конечно, другие условия, иной уровень. Покупают кого хотят. Мы, когда седьмыми стали, все из себя выжали. Тот результат - все равно что нынешние "Крылья" чемпионами бы стали. Ветер перемен подул еще в 98-м, а потом пришел Тарханов со своей командой, с программой, и маховик закрутился.

- В Самаре часто бываете?

- Когда время позволяет. Друзей-то сколько осталось! Зашел как-то на базу - не узнал. Преобразилась - пять с плюсом! Размахнулся клуб, по всему видно. Болельщики ждут от "Крыльев" взлета, и он не за горами, уверен.

- В Самаре вас по-прежнему узнают?

- Конечно. Шесть лет за "Крылья" отыграл, капитаном был. На стадионе появляюсь - болельщики тут как тут с ручками и бумагой. Даже гаишники по старой памяти останавливают: "Как дела? Какие новости в "Крыльях"? Ах, да, ты уже не здесь..."

- Когда Тарханов четыре года назад кадровую перестройку затеял, в Самаре многие, говорят, на вашу защиту встали: кто-кто, а Авалян команде, дескать, еще бы помог.

- С Александром Федоровичем расстались цивилизованно. Не вписывался я в его концепцию, что поделаешь. Он предлагал остаться тренером. Но не готов я был тогда вот так резко закончить. Уже и в ВШТ заочно учился, а на поле все равно тянуло. Собрал вещи, попрощался - и на Мальту. К "Шиннику", который Аверьянов возглавил. А еще через полгода вместе с ним в Элисте оказались. Отыграл там два круга в двух чемпионатах.

КАЛМЫЦКИЕ ПАРАДОКСЫ

- Видел в фотогалерее "Уралана" несколько ваших снимков. Память о себе вы хорошую оставили. А вот у вас об Элисте, наверное, не лучшие воспоминания...

- Вы об истории с Буняком? Да, некрасиво получилось. Первую ошибку руководители "Уралана" совершили, уволив Аверьянова. Не простили ему поражения в полуфинале Кубка от "Локомотива". После следующей игры, с "Динамо", к Александру Николаевичу в раздевалке Шовгуров, тогдашний президент клуба, подошел: пишите заявление. Я рядом сидел, слышал: неприятный был разговор. Уход Аверьянова стал началом падения. Потом Дергач приехал, через неделю - Ирхин...

- ...Которого сняли после гостевой победы над ЦСКА?!

- Игроки в шоке были, не верили. Мы ведь только-только плечи расправлять начали - 1:1 во Владикавказе сыграли, 2:0 в Москве (я, кстати, в обоих матчах по мячу забил). Прилетаем в Калмыкию, выходим на тренировку - и не поймем в чем дело. Нам какого-то югослава представляют! Это была последняя капля. Мы с Цвейбой, капитаном команды, в номер к Ирхину: "Что происходит?" - "Сам не знаю". Ахрик набирает по мобильному московское постпредство Калмыкии, просит соединить с Илюмжиновым. После двухминутной паузы отвечают: "Кирсан Николаевич в загранкомандировке". Все стало ясно.

- Под руководством Буняка поработать успели?

- Две недели, потом заявление написал. Предвидел, чем все закончится. Буняк пятерых югославов привез, стал их в состав ставить. А у них квалификация на уровне второй лиги... Полгода у Шперлинга в Астрахани поиграл, а потом решил: все, надо заканчивать. В 38 лет как-то неудобно по полю с молодыми бегать. Хотя предложения еще два года шли - из первого дивизиона, потом из второго.

- "Уралан" принял Игорь Шалимов. Как думаете, у него сложится?

- Очень бы хотелось. Шалимов в определенном смысле первопроходец, от его работы судьба многих молодых тренеров зависит. Главное, чтобы у него сразу все заладилось. В Элисте публика своеобразная: проиграет раз, другой, третий - сразу все шишки посыпятся. Слабину ему давать нельзя. Шалимов, впрочем, специалист грамотный, думаю, разберется.

ПОКА НЕ ЗЕЛЬКЯВИЧЮС

- Можете сравнить выступление вашей и шалимовской команд в прошлом сезоне?

- Зачем сравнивать? Во-первых, мы в разных зонах выступали, во-вторых, каждый свои задачи решал. Я команду перед вторым кругом на 15-м месте принял, не до творчества было. Седьмыми в итоге закончили. А Шалимов на перспективу с мальчишками работал - экспериментировал, идеи в жизнь воплощал.

- Во втором дивизионе сложно?

- В Рязани сложно. Материальной базы нет. Область пеняет на город, город на область, а команда страдает. План подготовки меняешь, система отсутствует. Что-то хочешь сделать, а руки связаны. Пригласить хотя бы двух-трех футболистов, которых вижу в составе, не по карману. Игроков покупаем по символическим ценам. Кто-то под мое имя идет, как Лузякин, с которым в Самаре выступали.

- Так сменили бы клуб - предложения-то, знаю, были.

- Были. В Брянск звали, в челябинский "Лукойл". Тоже вторая лига, но бюджет несоизмеримо больше. Но у меня еще теплится надежда, что в Рязани можно что-то создать - город-то не чужой. Если же в ближайшее время перемен не будет - уйду.

- Вас настойчиво приглашали на пост главного тренера сборной Армении. Разве это не предложение, от которого нельзя отказаться?

- Очень польщен доверием соотечественников. Но я связан с "Агрокомплектом" контрактом, у меня есть обязательства перед клубом.

- Неужели нельзя найти компромисс? Зелькявичюс, помнится, возглавлял сборную Литвы, работая с клубом второго российского дивизиона.

- Ну на то он и Зелькявичюс.. Вообще-то, конечно, договориться можно. Но никак не удается выкроить время, слетать в Армению и встретиться с руководителями федерации.

Сергей ИЛЬЕВ

Рязань