Газета Спорт-Экспресс № 55 (3142) от 14 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 1, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 марта 2003 | Футбол - РПЛ

ФУТБОЛ

Игорь РАБИНЕР

Тот летний день 1987 года мне, в ту пору 14-летнему восторженному послушнику спартаковского футбольного монастыря, не забыть никогда.

Лужники. "Спартак" - "Днепр". Судья из Омска Владимир Кузнецов без тени сомнения показывает на 11-метровую отметку. Игроки "Днепра" вне себя от ярости - пенальти на самом деле крайне сомнительный. Федор Черенков, против которого, по мнению арбитра, нарушили правила, с каким-то растерянным видом подходит к мячу. И забивает.

Этот эпизод никогда бы не внес смятение в души миллионов людей, если бы не стал для моего футбольного бога сотым. Черенков, образец честности и скромности, в тот день не нашел в себе сил отказаться пробить злосчастный пенальти - о чем, как недавно признавался в интервью, жалеет до сих пор. Вступить в "Клуб Григория Федотова" спартаковский искусник футбола должен был, наверное, по-другому. Недаром Николай Старостин (вот времена-то были!) сразу же после матча сам предлагал "Днепру" его переиграть...

"Клуб Федотова" был пропуском в футбольное бессмертие. Детище статистика Константина Есенина, он мгновенно пропитался поэтикой его великого предка. Идея при внешней простоте оказалась столь гениальна, что набор цифр превратился в родословную национального футбола. Главный редактор Есенина в еженедельнике "Футбол - Хоккей" Лев Филатов в 80-е годы посвятил членам клуба вдохновенную книгу "Форварды" - по очерку о каждом. Кто знает, суждено было бы этой библии появиться на свет, не собери Есенин всех советских легенд атаки под сенью своего волшебного клуба, который будоражил воображение болельщиков.

Вокруг "Клуба Федотова" разгорались огни яростных споров. Забил, скажем, ранней весной 1990 года сотый гол в ворота "Жальгириса" форвард одесского "Черноморца" (а ранее - минского "Динамо") Георгий Кондратьев. "Три дня гуляла вся Пересыпь", - строки популярной песни здесь вряд ли будут преувеличением. Но вот беда - несколько дней спустя вильнюсцы вышли из союзного чемпионата, и результат матча был аннулирован. Оставлять гол в собственности клуба или нет? А если ветеран Кондратьев больше не забьет?

Ходят легенды, что из Одессы в Москву начали поступать ультиматумы: так, в случае отмены гола пообещало забастовать все Черноморское пароходство.

Российский чемпионат разменял второй десяток. В "СЭ" решили, что настала пора и ему обзаводиться собственной родословной. Чтобы и о "Клубе 100", как когда-то о "Клубе Федотова", спорили до хрипоты, чтобы вступление туда приравнивалось к президентской инаугурации.

Ближайшее такое вступление, надеемся, ждет Андрея Тихонова. У него - уже 98. Как будем чествовать героя, господа?