Газета Спорт-Экспресс № 58 (3145) от 18 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 18 марта 2003 | Бокс и ММА

БОКС

ТЯЖЕЛЫЙ ВЕС: ВЕСЕННЕЕ ОБОСТРЕНИЕ

В психиатрии есть такое понятие - пограничное состояние. Это когда о полном психическом здоровье пациента речь уже не идет, но и до настоящей душевной болезни еще тоже далеко. Вот и в тяжелом весе после первых восьми мартовских дней воцарилось примерно такое же состояние. О шизофрении говорить еще рано, но тревожные симптомы налицо. 1 марта мы доподлинно узнали, что чемпионом мира среди мастодонтов бокса может стать бывший средневес, а 8 марта нам весьма грубо напомнили, что нокаутировать можно даже того, кого нокаутировать нельзя.

ЧЕМПИОН В ОТСУТСТВИИ

Когда в 1603 году шотландский король Джеймс VI (почему-то у нас именуемый Яковом) стал королем всей Великобритании под именем Джеймса I, он перебрался из Эдинбурга в Лондон. Ну а в самой Шотландии тогда появилось такое понятие, как "король в отсутствии" (absent king). To есть король, конечно, есть, но он где-то далеко.

Ровно через четыреста лет другой британец, правда, не шотландского, а ямайского происхождения, но тоже своего рода король, общепризнанный чемпион мира в тяжелом весе, фактически улизнул со своего трона и, вместо того чтобы бить соперников на ринге, отправился по всему миру бить баклуши. Произошло это после того, как 8 июня прошлого года он нокаутировал Майка Тайсона. С тех пор на ринг Леннокса Льюиса никакими калачами не заманишь. И никакими противниками.

Льюис отказался драться с Крисом Бердом, в результате чего без боя потерял один из двух имеющихся у него мировых титулов - по версии IBF. Все понимали, что у маленького безударного Берда никаких шансов против Льюиса не было, поэтому отнеслись к этому крайне легко. Общественное мнение по-прежнему считало его единственным королем тяжелого веса.

У Леннокса остается еще титул WBC, который, как все полагали, он должен был защищать против первого номера в рейтинге этой организации Виталия Кличко. Полагал так и сам Кличко, но после нескольких месяцев переговоров и проволочек Льюис в конце концов сказал, что драться с Виталием тоже не будет, так как их поединок станет повторением боя с Майклом Грантом. Напомню, что Гранта, считавшегося сильным боксером, Льюис буквально изничтожил в двух раундах. WBC защищать интересы Виталия Кличко не стал.

Здесь я бы хотел вернуться к интервью, которое братья Кличко дали "СЭ" летом прошлого года. Вот небольшая выдержка оттуда:

"А. Беленький: - Вы, Виталий, - первый претендент в рейтинге WBC, а эта организация вас как-то поддерживает? Роман Кармазин был на той же позиции, которая вроде бы гарантировала ему встречу с чемпионом мира, в течение двух лет, и все это время WBC его динамил. А в вашем случае WBC будет защищать ваши интересы или будет вести себя, как с Кармазиным?

Виталий: - Это работа для команды боксера и прежде всего, его промоутера. Я думаю, Клаус-Петер Коль и его люди уже не оставят в покое WBC и смогут в ближайшее время организовать для меня поединок с чемпионом мира.

А.Б.: - Насколько я знаю, у Коля очень прочные позиции в WBO и куда более слабые - в WBC.

Виталий: - Время покажет".

Время показало. Отказ был оскорбительным, а комментарий еще хуже. Однако самым возмутительным было полное бездействие WBC, на который Кличко вместе со своим промоутером Клаусом Петером Колем подали иск в суд. Коль и Кличко утверждали, что WBC попирает собственные правила, по которым боксер, занимающий первую строку в рейтинге, является официальным претендентом и автоматически получает право на бой с чемпионом. Если чемпион отказывается от боя, то официальный претендент получает титул без боя. Так было, кстати, и с самим Ленноксом Льюисом в 1992 году, когда абсолютный чемпион мира Риддик Боу отказался защищать свой титул против Льюиса. WBA и IBF тогда в ответ на это промолчали, а WBC лишил Боу титула и отдал его Льюису.

Президент WBC Хосе Сулейман за словом в карман не полез: "Г-н Кличко не понимает, что по правилам WBC существует разница между обладателем первого номера в рейтинге и официальным претендентом. А господин Кличко никогда не был официальным претендентом на бой с чемпионом мира в тяжелом весе".

Формально Сулейман прав: первый номер в рейтинге должен быть утвержден в качестве официального претендента руководством WBC. Бывает, и нередко, что для того, чтобы удостоиться этой чести, ему приходится провести еще один бой с определенным противником. В данном случае WBC требует от Кличко провести еще бой с экс-чемпионом мира Эвандером Холифилдом.

Позиция WBC совершенно понятна. Эта организация все еще надеется на проведение матча-реванша Льюис - Тайсон. WBC за выдачу санкции на чемпионский бой получает 3 % от гонорарного фонда боксеров. Во встрече Льюиса и Тайсона он составил бы сумму где-то в районе 40 миллионов долларов (25 - Льюису, 15 - Тайсону). Доля WBC соответственно - 1,2 миллиона. Гонорарный фонд боя Льюис - Кличко вряд ли составил бы более 12 миллионов (10 - Льюису, 2 - Кличко), а процент WBC - 360 тысяч.

Руководство WBC предпочитает журавля-Тайсона в небе синице-Кличко в руке. В случае чего "синица" все равно никуда не денется. Если Тайсон так и не выйдет против Льюиса, то что помешает потом сделать Кличко официальным претендентом?

Свою роль во всей этой истории сыграли и отношения Сулеймана с Колем. Позволю себе еще одну цитату, на этот раз из интервью Хосе Сулеймана "СЭ журналу", данное осенью 1999 года: "Вообще у них (братьев Кличко. - Прим.А.Б.) отличный промоутер - немец Коль. Единственная проблема с ним - так это то, что он не хочет везти своих бойцов в Америку. Возможно, он считает, что и он, и они заработают достаточно и в Германии. У меня такое впечатление, что его не волнует настоящий чемпионский титул, так как в противном случае он бы не упустил возможность выставить Виталия на бой за звание по версии WBC".

В то время Сулейман и WBC прямо предлагали Колю любовь и дружбу, но Клаус-Петер, что называется, не снизошел. Ну а платить за это будет Виталий Кличко. Обида такого человека, как Хосе Сулейман, стоит дорого.

Что же касается самого Леннокса Льюиса, то он уже заявил, что его не интересует ни один из соперников за исключением Майка Тайсона. Ну а если не дождется, то уйдет на покой.

ВЫСИДЕВШИЙ ТРОН

Если курица долго сидит на яйце, из него вылупляется цыпленок. Ну а если долго сидеть на стуле, может быть, он превратится в трон? Хотя бы не королевский, а просто чемпионский, да и то только по версии IBF?

Конечно, сказать про Криса Берда, что он высидел трон, будет не совсем справедливо. Он его, конечно, не высидел, а выбил и завоевал. Однако в том, как он это делал, есть что-то и от куриной тактики по превращению яйца в цыпленка.

Под занавес прошлого года, 14 декабря, Берд уверенно победил Эвандера Холифилда. Но сама эта победа из того же ряда, что и победы Лэрри Холмса и Тревора Бербика над Мохаммедом Али. Иначе говоря, Берд победил не Холифилда, а то немногое, что от него осталось.

Тем не менее с Крисом все не так просто. 14 октября 2000 года он в одну калитку проиграл Владимиру Кличко свой второстепенный чемпионский титул WBO, который, в свою очередь, отобрал у его брата Виталия (в ходе того боя старший Кличко получил тяжелую травму плеча и на момент остановки боя, после 9-го раунда, с большим отрывом вел по очкам).

Казалось, что на этом чемпионство Берда кончилось раз и навсегда, но тут он сам все повернул в свою пользу, одержав главную победу в своей жизни - 18 августа 2001 года он по очкам победил ужасного нокаутера Дэвида Туа и тем самым расчистил себе путь к трону.

Берд обладает самым слабым ударом среди всех нынешних тяжеловесов, а Туа, возможно, самым сильным. Здесь конкурировать с ним могут только Льюис и Тайсон. Если у одного в руках мухобойка, а у другого дубина, кто из них победит? Победил Берд со своей мухобойкой, которой он обработал всю физиономию Туа, пока тот размахивал своей дубиной.

Тем не менее Берд не стал особенно популярен и после этой победы. Его миролюбивый бокс не импонировал публике, и Льюис отказался от встречи с ним не потому, что хоть сколько-нибудь опасался за результат, а потому что не мог заработать на этом серьезных денег. Леннокс понял, что с титулом IBF или без него он все равно, по общему мнению, фактически останется абсолютным чемпионом мира в тяжелом весе, и он отказался от боя с Бердом. Тогда IBF, которая терпела капризы Льюиса до последнего (точнее, до предпоследнего, так как последним здесь стоит WBC, который их терпит до сих пор), лишила его своего титула, объявила его вакантным и организовала бой за него между Холифилдом и Бердом.

В результате всех этих перипетий обладателем титула IBF стал Крис Берд, однако, по общему мнению, он не стал чемпионом мира в тяжелом весе. Для того чтобы его таковым признали, ему нужно победить Льюиса, Тайсона или Владимира Кличко. С первым у него нет шансов, даже если Леннокс согласится на бой. Тайсону Берд тоже не нужен - слишком неудобный и "недорогой" соперник. А вот Владимир Кличко сам сейчас неожиданно проиграл южноафриканцу Корри Сандерсу, и если он не добьется матча-реванша с ним, то в конце концов вполне может со временем возглавить рейтинговую десятку IBF, и тогда Берд может получить возможность реабилитировать себя. Правда, я сильно сомневаюсь, что их второй матч будет отличаться от первого. Хотя, с другой стороны, я уже вместе со всеми предсказывал Владимиру Кличко победу над Корри Сандерсом, и что из этого получилось? Так что лучше помолчим.

СВЕРГНУТЫЙ НАСЛЕДНИК

После победы Владимира Кличко над Джамилем Макклайном практически все в Америке смирились с тем, что следующий абсолютный чемпион мира будет, похоже, опять неамериканцем, и даже начали по-своему любить обоих братьев, что дорогого стоит, учитывая априорно отрицательное отношение американцев к европейским боксерам. В мартовском номере американского журнала КО опубликовано огромное интервью с братьями Кличко с абсолютно восторженным предисловием. И тут 8 марта Владимира во 2-м раунде нокаутировал южноафриканец Корри Сандерс, ставший теперь чемпионом мира по версии WBO.

Владимир уже даже начал пиарить свое поражение. Он публично, хотя и не лично, поблагодарил Сандерса за преподанный урок, что правильно с точки зрения самораскрутки, но при этом уже в... надцатый раз повторил, что в его поражении виноват "случайный удар". Не мне учить братьев Кличко пиару, но все-таки кажется, что весь мир видел, что это был не "случайный удар", а отнюдь не случайная дыра в защите, возникшая, скорее всего, из-за того, что твой тренер неправильно подобрал спарринг-партнеров для подготовки к данному бою. Понятно, что найти "двойника" Сандерса, левши ростом за 190 см, нелегко, но все же можно, а этого, судя по всему, сделано не было.

Другой причиной поражения было то, что Владимир оказался не готов работать с противником, который его не боялся. А это уже недостаток работы промоутера.

Наконец - возможно, самое главное. Во время подготовки к матчам Мохаммед Али иногда во время спаррингов специально пропускал удар, если уж спарринг-партнер не мог достать его самостоятельно. Делал он это для того, чтобы отработать свои действия, когда все плывет перед глазами. Без этого он никогда бы не выдержал пятый раунд боя с Санни Листоном, когда, по до конца невыясненной причине ему в глаза попало какое-то едкое вещество, из-за которого он почти ничего не видел. Без этого он не ушел бы от нокаута в первом бою с Фрезером. Без этого не было бы его побед над теми же Фрезером, Форменом, Листоном и многими другими. То, что Владимир годами не пропускал сильных ударов, вовсе не означало, что этого никогда не случится, и не его вина, что его действия в этой ситуации были такими сумбурными и беспомощными. Это вина его тренера и его промоутера, который слишком долго держал его на "мешочной диете".

Вряд ли сейчас можно сказать, что ждет Владимира Кличко в дальнейшем. В этом уравнении слишком много неизвестных. Здесь можно только угадать, как двоечник иногда угадывает ответ. Вполне возможно, что потеря второстепенного титула WBO станет лишь ступенью в карьере Кличко, а впереди его ждут куда более громкие победы и более значимые титулы. В конце концов, пока еще время его союзник. В отличие от 37-летнего Корри Сандерса, которого, скорее всего, осталось на один-два боя.

СВОЙ СРЕДИ ЧУЖИХ

Конечно, Рой Джонс, завоевав титул WBA в тяжелом весе, совершил то, что когда-то называлось у нас "спортивным подвигом". Он, безусловно, самый выдающийся боксер современности, а возможно, и в истории, но всему есть предел, в том числе и его возможностям. Взглянем правде в глаза: побежденный им Джон Руис стал чемпионом благодаря интригам своего промоутера Дона Кинга, а не каким-то особым достижениям. Сам по себе он заслужил максимум того, чтобы стоять где-то в хвосте десятки сильнейших тяжеловесов в не очень хорошие для этой весовой категории времена. Это ни в коем случае не умаляет достижения Роя Джонса, но несколько обесценивает его титул.

Рой - умный человек, и он сам все прекрасно понимает, хотя и занимается иногда откровенной клоунадой. Так, он сперва сказал, что будет драться с Тайсоном за 50 миллионов, а потом, что не меньше, чем за 100. Ситуация осложняется тем, что Джонс с его трезвой головой сам, похоже, не знает предела своих возможностей. Тем не менее времени у него не так много.

Поначалу ситуация вроде бы хорошо складывалась для Виталия Кличко, который занимает первую строку и в рейтинге WBA, и вроде бы должен был драться с чемпионом, то есть Джонсом. Представитель WBA дал Джонсу 10 дней на то, чтобы он определился, какой титул этой организации, в полутяжелом или тяжелом весах, он хочет сохранить. Но тогда промоутер Дон Кинг, хозяйничающий в WBA, неожиданно заявил: "Никто не работает над организацией боя Джонса с Кличко. Кличко не официальный претендент на титул WBA, так как он не заплатил этой организации взнос за выдачу санкции на его бой с Лэрри Дональдом, в котором определялся официальный претендент. Его положение в WBA можно в лучшем случае назвать очень сомнительным. Он выказал полное неуважение к WBA и не подчинялся ее правилам".

Похоже, промоутер Коль успел поссориться со всеми. Руководство WBA пока не выступило с официальным заявлением, но уже пришла информация, что срок, в течение которого Рой Джонс должен определиться с тем, какой титул он хочет сохранить за собой, продлен до 15 апреля. Рой непредсказуем не только на ринге, но и за его пределами, так что не будем делать прогнозов на его счет, пока он не примет хотя бы это, главное, решение.

НЕРЖАВЕЮЩИЙ МАЙК

Ну и, конечно, какой тяжелый вес без Тайсона? Иногда мне кажется, что он будет с нами вечно. И пусть будет. Только представьте себе, что он ушел, и вы почувствуете, что тогда образуется пустота, которую никто другой не может заполнить.

После своей победы над Этьеном Тайсон сказал: "Я больше верю в свои силы, чем в прошлом году. Но я не готов сейчас драться с Ленноксом Льюисом, уверенным в своих силах сильным бойцом с точным ударом. Мне нужны еще бои. Может быть, два, может быть, три - не знаю. Драться с ним прямо сейчас, чтобы он меня опять избил, мне неинтересно".

Тайсон понимает, что Льюис, которому в этом году стукнет 38 лет, не сможет ждать, пока он проведет два или три боя, на которые уйдет как минимум год-полтора. Вполне возможно, что Железный Майк рассчитывает на то, что Льюис уйдет, и тогда он сможет еще похозяйничать в тяжелом весе. Тайсон не боится Льюиса. Он боится совсем другого: что Льюис закончит его карьеру. Он сам об этом сказал после боя с Этьеном: "Если в следующем бою я встречусь с Ленноксом Льюисом, после этого я больше не смогу драться".

Майк имел в виду не то, что Леннокс его искалечит, а то, что интерес публики к нему самому резко упадет после второго поражения Льюису. А для Тайсона это смерти подобно. Он в долгах, как в шелках, а зарабатывать деньги умеет только на ринге. За его пределами он умеет их только тратить.

...И ДРУГИЕ

На самом деле "другой". По-моему, из нынешних тяжеловесов только битый, но несгибаемый Дэвид Туа имеет шанс взобраться на самую вершину. Все остальные - Хасим Рахман, Кирк Джонсон, Фрес Окендо - могут, если карта хорошо ляжет, завладеть на время каким-то серьезным титулом, но, в сущности, они только "мелкие крупные личности". Так что лечить тяжелый вес, кроме старых героев, по существу, некому.

Александр БЕЛЕНЬКИЙ