ФУТБОЛ |
МЕЧТА "БОРУССИИ" - КЛОНИРОВАТЬ КОЛЛЕРА!
Ефим ШАИНСКИЙ |
из Дортмунда |
Беседовали мы с Яном Коллером, возвышаясь над толпой журналистов. Я, правда, необходимую высоту набрал лишь после того, как взобрался на свой металлический фотокофр. Яну же с его баскетбольной статью никаких дополнительных приспособлений, конечно, не требовалось.
Разговор, состоявшийся за день до вылета "Боруссии" в Москву на матч с "Локомотивом", шел легко и непринужденно. Коллер очень хотел ответить на все мои вопросы, был вежлив и улыбчив. Жаль только, что понимали мы друг друга не всегда: Ян плохо говорит по-немецки - и потому частенько вворачивал в свою речь чешские словечки. Кое-какие из них (те, что похожи на русские) я, конечно, понимал. А вот моим немецким коллегам, которые во время эксклюзивного интервью для "СЭ", совершенно не смущаясь, включили диктофоны, было явно сложнее. Однако, надо отдать им должное, они старались мне помочь и порой с помощью жестов хором объясняли Яну, что хочет от него журналист из России.
Наконец, подошли к последнему вопросу. "Что привезете из Москвы?" - спросил я Коллера. Ян, судя по всему, на этот раз все понял без посторонней помощи и с серьезным видом, не заботясь о такой мелочи, как падеж, произнес: "Водка". Это слово оказалось хорошо знакомо и немцам: услышав его из уст Коллера, дортмундские журналисты тут же взорвались от восторга. "Шутка, конечно, успокоил толпу Ян. - Я не пью. Водку тем более".
АТАКА ЖИРАФОВ
Слабости к алкоголю Коллер, разумеется, не питал никогда. Хотя раньше вечерами регулярно пропускал после работы кружку-другую пива. Было это еще в родном селе Сметанова Льгота, что в 80 километрах от Праги. В ту пору Ян футболу посвящал не слишком много времени: выучившись на автомеханика, ремонтировал "татры", "шкоды", даже тракторы. Но вскоре запах мазута и бензина ему надоел. Значительно интереснее было считать деньги, пока, правда, чужие: сразу после распада Чехословакии Ян устроился в один из пражских банков. Однако и на этой работе не задержался. По-настоящему его интересовал только футбол.
Серьезно тренироваться он начал лишь тогда, когда ему шел уже 21-й год. Было это в дублирующем составе пражской "Спарты", где вместе с Коллером постигали футбольные премудрости известные нынче Недвед ("Ювентус"), Тисе и Вотава ("Мюнхен 1860"), Локвенц ("Кайзерслаутерн"). Увы, в пражском клубе Ян не прижился. Болельщики ему не симпатизировали: когда он выходил на поле в паре с тоже очень высоким Локвенцем (рост 197 см), фаны частенько были недовольны и говорили о том, что "Спарта" применяет "атаку жирафов".
Нелестно отзывался о Коллере и возглавлявший тогда пражскую команду немецкий тренер Юрген Зундерманн: "Он мало что умеет и ничего не может - во всяком случае, в масштабах чешского футбола".
СПАСИБО, БЕЛЬГИЯ!
В этой ситуации Ян, разумеется, с удовольствием отправился на пробные тренировки в бельгийский "Локерен", который в итоге и купил его за 100 тысяч евро. Как выяснилось, приобретение Коллера стало для клуба отличным размещением капитала. "Бельгии я благодарен за все", - заявлял чех позднее. Особенно признателен должен был быть Ян тренеру Вилли Рейндерсу, который дал ему возможность регулярно выходить на поле. И форвард доказал, что ему доверяли не зря - забив в сезоне 1998 - 1999 годов 24 гола, стал лучшим снайпером бельгийского первенства.
Им тут же заинтересовался маститый "Андерлехт" - клуб, который в связи с его авторитетом и достижениями частенько называют бельгийской "Баварией". Помог же Яну перебраться в именитую команду менеджер Павел Пашка, опекавший тогда, кстати, и все громче заявлявшего о себе Томаша Росицки.
В "Андерлехте", который выложил за Коллера три миллиона евро, чешский форвард продолжил свое бомбардирское дело - за два сезона забил 43 гола. Но во второй год пребывания в бельгийской "Баварии" лучшим снайпером клуба оказался не Коллер. Проведя "всего" 22 мяча, Ян уступил звание главного бомбардира партнеру по нападению - поляку Томашу Радзински (он сейчас в английском "Эвертоне"), на счету которого было на гол больше.
Впрочем, это не очень расстроило Яна, во второй раз ставшего чемпионом Бельгии. "Мы с Радзински составляли идеальный дуэт, - с удовольствием вспоминает Коллер. - Я очень большой и мощный, он маленький и чрезвычайно подвижный".
"Сладкая парочка" из "Андерлехта", похоже, произвела впечатление и на боссов дортмундской "Боруссии". Приобретя Яна за 11 миллионов евро, они вскоре прикупили еще и юркого невысокого (172 см) бразильца Эвертона, который должен был выполнять в команде функции Радзински. Эксперимент, в общем, удался. В первом же сезоне в бундеслиге Ян забил 11 голов, Эвертон 10. Неплохо, конечно, но по сравнению с голевым пиршеством Коллера и Радзински в Бельгии не очень впечатляет.
"Оно и понятно, - объясняет Ян. - В бундеслиге забивать значительно труднее. В Бельгии мы не уделяли столько внимания тактическим хитростям, стремились играть в основном в атакующем ключе. В Германии же команды думают об обороне куда больше".
ЧУДЕСА В ВОРОТАХ
Когда Коллер перебрался в Дортмунд, бульварная пресса, восторгаясь габаритами чеха, разумеется, тут же стала величать его Монстром, Жирафом, Дино (от слова динозавр). Последнее, кстати, не очень раздражало Яна, ведь еще в Праге друзья, находившиеся под впечатлением знаменитого фильма "Парк юрского периода", называли его именно так - Дино.
Однако вскоре германские журналисты, специалисты и болельщики убедились, что Коллер добивается успеха на поле далеко не только за счет своих выдающихся физических качеств. Выяснилось, что форвард прекрасно обращается с мячом, владеет отличным скоростным дриблингом, великолепно видит поле. Не случайно в первом же сезоне в "Боруссии" он сделал больше всех в бундеслиге передач партнерам под удар.
О работоспособности Коллера на поле и вовсе стали ходить легенды. В прошлогоднем чемпионате на счету Яна больше всех единоборств в бундеслиге, причем в 55 процентах из них он вышел победителем, что является лучшим показателем среди всех форвардов. При этом Коллер хорош на всех позициях - по количеству перехватов мяча в своей штрафной площади после угловых ударов соперников уступает лишь... вратарю Леманну и дортмундскому зубру обороны Ройтеру.
Очередной подвиг, о котором все до сих пор вспоминают с восторгом, чешский Геракл совершил в первом круге нынешнего чемпионата. В Мюнхене в поединке с "Баварией" Леманн на 65-й минуте получил красную карточку, а лимит замен в "Боруссии" был к тому времени уже исчерпан. Тогда оранжевый свитер Леманна натянул Коллер - и сыграл в воротах так, что пробить его не смогли ни Баллак, ни Элбер, ни Салихамиджич.
С обязанностями голкипера Ян справился настолько здорово, что журнал Kicker включил его в символическую сборную тура на позиции... вратаря. Правда, позднее Коллер рассказал, что вовсе не случайно был на посту номер один столь надежен - когда-то, еще в детской команде, его, долговязого подростка, периодически ставили в ворота, что его, впрочем, вовсе не вдохновляло.
После мюнхенского подвига менеджер "Боруссии" Михаэль Майер, известный тем, что шутит крайне редко, произнес такую фразу: "Коллера надо клонировать. Такой игрок нужен нам во всех линиях и на всех позициях".
ДВЕРЬ - В ЩЕПКИ
Еще деталь: все в "Боруссии" восторгаются характером Яна. "Он по-настоящему хороший человек", - говорит о нем тренер Маттиас Заммер. - Ян всегда благожелателен, вежлив, готов помочь и совершенно не строит из себя звезду. Те же самые журналисты, которые представляли его как монстра, узнав Коллера ближе, с удивлением стали писать уже о том, что "чудовище" и муху не в состоянии обидеть.
Однако "гигант с душой овечки", как охарактеризовала Яна газета Stuttgarter Zeitung, порой все-таки взрывается. После проигрыша в стартовом матче второго круга нынешнего первенства "Герте" раздосадованный Коллер очень удивил партнеров: снял в раздевалке бутсы, швырнул их на пол, а потом вдруг выругался как сапожник. Таким чеха в "Боруссии" еще не видели... А он, между прочим, и до этого срывался не раз. После того как его заменили в отборочном матче мирового первенства против Северной Ирландии, Коллер настолько энергично выражал по этому поводу свое недовольство, что руководство чешской сборной оштрафовало его на 600 долларов.
Когда-то отметился Ян и в Праге: однажды, после того как болельщики "Спарты" его в очередной раз освистали, он так ударил кулаком по двери раздевалки, что та разлетелась в щепки. Сейчас, кстати, фаны той же "Спарты" отношение к Коллеру резко изменили. Болельщики чешской столицы даже шутят: чтобы вернуть Яна в "Спарту", готовы, мол, продать даже знаменитый Карлов мост.
ЧЕШСКИЕ РАЗБОРКИ
Уважение болельщиков Коллер, которого по итогам минувшего года назвали вторым (после Росицки) футболистом Чехии, заслужил не только прекрасной игрой в сборной и дортмундской "Боруссии". Все прекрасно знают, как нелегко шел форвард к признанию. "У меня не было большого таланта, - рассказывает Ян. - Если чего-то и добился, то благодаря работе, работе, работе. И, конечно же, никогда не терял веры в себя".
Болельщики, которые в Дортмунде собираются на тренировки "Боруссии", всегда восхищаются тем, как, не жалея себя, пашет Коллер. Все привыкли к тому, что на занятиях, проходящих в мороз, лишь один Ян не натягивает на себя теплые рейтузы и шапочку. Единственное же, что "носит", - так это наушники и плеер во время стайерских командных пробежек.
Сегодня на Коллера сыпется град комплиментов. "У Яна грандиозная репутация", - говорит Заммер. "Нам надо опасаться не Аморозо и Росицки, а именно Коллера", - признавались боссы "Арсенала" перед осенними поединками в Лиге чемпионов. "Полностью нейтрализовать Коллера невозможно", - заявлял и Юрий Семин. И оказался прав: как ни опекали чешского форварда железнодорожники, он все равно забил им и в Москве, и в Дортмунде. "То, что делает нынче для "Боруссии" Коллер, просто потрясающе, сенсационно", - суммирует впечатления об игре чешского гиганта легендарный в недавнем прошлом защитник дортмундского клуба и сборной Германии Юрген Колер...
Сегодня Ян получает даже больше комплиментов, чем его друг и партнер по клубу и национальной команде одареннейший Томаш Росицки. Они, кстати, на поле прекрасно взаимодействуют. Атаки "Боруссии" чаще всего начинаются после верховых передач на Коллера, тот, как правило, головой сбрасывает мяч Росицки, после чего диспетчер дортмундцев и получает свободу для творчества.
Но Ян и Томаш нередко играют в футбол и друг против друга - на компьютере. "Когда мы сражаемся, гвалт в комнате стоит такой, как будто в ней человек двадцать, - рассказывает Росицки. - Причем шум исходит в основном от Яна, который проигрывает чаще. А он уступать очень не любит".
ГДЕ НАЙТИ ОБУВЬ 50-го РАЗМЕРА?
Разумеется, дортмундские болельщики Коллера обожают. Стоит только ему появиться на улице, как его тут же окружают толпы поклонников. Поэтому за покупками Ян вместе со своей подругой Хедвигой, которая ждет от него ребенка, ездит, как правило, в Дюссельдорф или Кельн. Правда, ему и там проходу не дают - уж больно выделяется из толпы своим ростом.
Во время шопинга возникают и другие проблемы: не так-то просто купить подходящую обувь 50-го размера, подобрать нужной длины брюки и рубашки. Эти трудности наверняка знакомы баскетболистам...
Кстати, Ян баскетболом никогда не увлекался. Если уж играет во что-то кроме футбола, так это в хоккей. Выходит на лед чаще всего с друзьями в Сметанове Льготе, куда всегда приезжает во время отпуска.
После хоккейных баталий ребята не расходятся и ведут за пивом долгие беседы. В одной из них Ян пообещал, что после окончания профессиональной футбольной карьеры обязательно вернется домой и будет играть за команду Сметановы Льготы, в какой бы лиге она ни выступала.
ДОСЬЕ "СЭ" |
Ян КОЛЛЕР |
Родился 30 марта 1973 года в Сметанове Льготе (тогда Чехословакия).
Нападающий.
Рост 202 см, вес 100 кг.
Выступал за чешские команды "Сметанова Льгота" (1978 - 1989), ZVZ Милевско (1989 - 1994), "Спарта" Прага (1994 - 1996), бельгийские "Локерен" (1996 - 1999), "Андерлехт" (1999 - 2001). С 1 июля 2001-го - в дортмундской "Боруссии".
60 встреч (13 голов) в высшем чешском дивизионе, 128 (77) - в бельгийском первенстве, 58 (22) - в бундеслиге. 54 матча (24 гола) - в еврокубках, 38 (20) - в составе сборной Чехии.
Чемпион (1994, 1995) и обладатель Кубка Чехии (1996), чемпион Бельгии (2000, 2001), чемпион Германии (2002). Самый меткий снайпер бельгийского первенства (1999), лучший футболист Бельгии (2000), лучший футболист Чехии (1999).