Газета Спорт-Экспресс № 61 (3148) от 21 марта 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 21 марта 2003 | Футбол

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ

В ГОСТЯХ У "СЭ"

В БРАК СО СПОНСОРАМИ НАДО ВСТУПАТЬ ПО ЛЮБВИ

Александр ТУКМАНОВ. На днях гостем редакции "СЭ" стал генеральный директор Российского футбольного союза. Его фамилию слышали, наверное, все, кто интересуется футболом. Но при этом мало кто имеет представление о функциях нашего собеседника. Между тем его нередко называют "серым кардиналом" РФС. Почему? С этого вопроса и начался разговор.

ИЗ ДОСЬЕ "СЭФ"

ТУКМАНОВ Александр Вячеславович

Родился 28 апреля 1950 года. Воспитанник футбольной школы "Торпедо". Защитник. Выступал за команды "Торпедо" М (1968 - 1975), "Спартак" М (1976), "Факел" Воронеж (1977). В чемпионатах СССР провел 74 матча, забил 2 гола. Заслуженный тренер РСФСР. Кандидат педагогических наук. Тренер-методист Управления научно-методических работ Спорткомитета СССР (1983 - 1984), начальник отдела обеспечения и проведения спортпредприятий (1984 - 1986), заместитель начальника Главспортснаба Спорткомитета СССР (1986 - 1988). Заместитель начальника Управления футбола и хоккея Спорткомитета СССР (1988 - 1991). Начальник олимпийской сборной СССР (1986 - 1988) и сборной России (1992 - 1994). Заместитель председателя Федерации футбола СССР (1990 - 1991). Вице-президент РФС (1992 - 1998). С 1998 года - генеральный директор РФС. Награжден орденом Дружбы (1997).

"КУРОПАТКА" ДЛЯ КОЛОСКОВА

- Впервые услышал об этом лет пять назад, - рассказал Тукманов. - Хотя справедливости ради должен заметить, что мне и раньше, в бытность вице-президентом РФС, приходилось самостоятельно принимать решения - разумеется, если Вячеслав Колосков был в отъезде.

- Что входит в круг ваших обязанностей?

- Подготовка и обеспечение сборных команд, организация работы аппарата РФС, привлечение спонсоров, финансовые вопросы, связи с московскими и федеральными структурами.

- Колосков - хороший начальник?

- Думаю, да. По мелочам не допекает. Определяет задачу - и будьте добры ее решить.

- У вас только деловые отношения или они выходят за рамки схемы "начальник - подчиненный"?

- Прежде всего, конечно, деловые. Но нам случается встретиться в неформальной обстановке, и тогда они становятся более открытыми. Ходим, например, друг к другу на дни рождения.

- И какие дарите подарки?

- Чаще всего виски Famous Grause - этот напиток, который любим мы оба, в народе еще именуют "куропаткой".

- Срок полномочий Колоскова истекает в конце года. Покинет он свой пост?

- Лучше спросить у него. Мы эту тему не обсуждали. Могу сказать вот что: я работаю с Колосковым каждый день, знаю его вес в Европе и мире. И считаю, что руководитель такого уровня - это, поверьте, не лесть, а констатация объективного факта - в скором времени появится едва ли.

- Часто вы общаетесь с шефом, когда он в командировках? И какие решения можете принимать сами, а какие - только посоветовавшись с ним?

- Мы на связи практически ежедневно. Если требуют обстоятельства, обязательно консультируемся. Если же мы в Москве считаем, что вправе принять решение самостоятельно, так и делаем. После чего информируем президента РФС.

- Владимир Радионов - генеральный секретарь, вы - генеральный директор. В чем различия?

- К прерогативе коллеги относятся взаимоотношения с ФИФА, УЕФА и национальными ассоциациями, работа в исполкоме РФС. То есть он отвечает за международные дела, я - за внутрироссийские.

ДЕНЬГИ НУЖНЫ. НО ТОЛЬКО РОССИЙСКИЕ

- В последнее время появилась новая волна тренеров - тех, кто возглавил различные юношеские сборные. Чем вы руководствовались, делая ставку на людей, недавно завершивших игровую карьеру и не имеющих тренерского опыта?

- Когда я в конце 80-х пришел работать в Управление футбола и хоккея, Колосков сразу мне доверил быть одним из руководителей советской делегации на Играх в Сеуле-88. Наши футболисты, как вы помните, выступили успешно. С тех пор я постоянно в курсе всего, что происходит со сборной. И ребята, о которых вы говорите, - Чернышов, Лосев, Чугайнов, Колыванов, - всегда были у нас на глазах. Когда было решено внести свежую струю в работу с юношескими сборными, мы прежде всего обратили внимание на тех, кто имел опыт выступлений за национальную команду и зарубежные клубы. У них свежий взгляд, новые подходы к формированию команды и своим обязанностям. Плюс ко всему они не ангажированы.

- Будучи футболистами, они зарабатывали приличные деньги. Став тренерами, наверняка сильно потеряли в финансовом плане...

- ...Подписав контракт с "Ростелекомом", мы смогли поднять зарплату всем сотрудникам РФС, и в первую очередь тренерам. Сейчас они получают по 30 - 40 тысяч рублей. Хотя люди это обеспеченные и на переговорах никто из них разговор о зарплате не заводил.

- Как вышли на "Ростелеком"?

- Генерального спонсора искали долго, причем сами себе поставили условие: им обязательно должна быть российская компания. У нас достаточно коммерческих структур, акционерных обществ, способных частично взять на себя финансирование сборной. Помогли партнеры из Футбольно-туристического агентства. Пригодились и знакомства, которые вольно или невольно завязываются при посещении футбола и прочих публичных мероприятий. Узнали, что есть такая компания "Ростелеком", к которой можно обратиться и, весьма вероятно, получить поддержку. Так и сделали.

- Легко получилось?

- На удивление. Первую встречу с участием министра связи провели в ноябре прошлого года. С нашей стороны кроме Колоскова и меня присутствовал Валерий Газзаев. Сразу почувствовали заинтересованность в сотрудничестве. И в конце концов переговоры пришли к логическому завершению. "Ростелеком" - акционерное общество. Получив добро от акционеров, руководители компании решили поддержать сборную. Проще говоря, людьми они оказались футбольными и на наше предложение откликнулись с удовольствием.

- Какими критериями кроме российской принадлежности компании вы руководствуетесь в поиске спонсоров?

- Решающую роль играют личные контакты. Если мы на первой встрече не видим благожелательного отношения к футболу, к сборной, повторно на эту тему с людьми не говорим. Общаться продолжаем, на футбол их приглашаем, но спонсорство уже не обсуждаем. Потом, работаем в тех направлениях, где спонсор может проявить себя, если речь идет, скажем, об официальном поставщике какого-то продукта, напитка, о производителе автомобилей, электронной техники.

- Некоторым клубам в поиске спонсоров помогают некие влиятельные люди. Иногда даже оказывают давление на те или иные компании, с тем чтобы те заключили спонсорское соглашение. У РФС есть такие покровители?

- Путь такой существует, и подобные рычаги используют многие, но не мы. Мы скорее за брак по любви.

СУЕВЕРИЙ СТАЛО МЕНЬШЕ

- Сколько человек в аппарате РФС?

- Около семидесяти.

- С какими футбольными федерациями у РФС наиболее теплые отношения?

- Прежде всего с национальными ассоциациями стран бывшего СССР. Очень хорошие отношения с Германией, Италией, Испанией.

- Финал Кубка России - собственность РФС. С финансовой точки зрения какие команды вы предпочли бы видеть в этой игре?

- Из оставшихся - прежде всего "Спартак". Финал-то играется в Москве, и на красно-белых болельщики, конечно, придут. Наверное, "Крылья", которые в этом году хорошо укомплектовались. Но мой "прогноз", сами понимаете, никакого значения не имеет. Кстати, пользуясь случаем, хочу поздравить коллег из премьер-лиги с прекрасно проведенным Суперкубком.

- Раз уж зашла об этом речь, какие отношения у РФС с ПФЛ и РФПЛ?

- Партнерские, регулируемые трехсторонним договором. Накладки? Скорее в прошлом году были спорные моменты. Их решение затягивалось, что нервировало оба аппарата, выносилось в печать. Но это все рабочие моменты.

- Во что обходится РФС один сбор первой и молодежной команд?

- У нас есть регламент сборной, определяющий, что на размещение в гостинице выделяется до 200 долларов на человека в сутки, на питание - до 100 долларов. Этого вполне хватает. Добавляются расходы на аренду полей, стирку формы, связь, транспорт. Ближайший сбор в Италии будет стоить 25 тысяч, не считая оплаты чартерного рейса. Теперь о перелетах. Решено, что на все матчи - как официальные, так и товарищеские - сборная будет летать чартерами. Перелеты на предстоящий сбор и игру в Албании, включая стоянку самолета в Италии, обойдутся примерно в 60 тысяч.

- Рейс будет выполняться из Внукова?

- Да. В дальнейшем, не исключено, какие-то рейсы будут выполняться из Домодедова.

- Кто это определяет и чем руководствуется?

- РФС. Но спрашиваем и мнение команды. Как правило, если сбор проходит в Бору, лететь удобнее из близлежащего Домодедова. С другой стороны, во Внукове давно отлажен механизм отлета, а авиакомпания имеет договоренности об аренде залов. Подчеркну, авиаперевозчик - не спонсор РФС, все услуги мы оплачиваем. Договорились об аренде машины Ту-154, которая оборудована всем необходимым для пролета по Европе и закреплена за нами постоянно. На борту три салона. Один - для гостей РФС и спонсоров, второй - для руководства команды, третий - для футболистов.

- Учитываются ли так называемые сопутствующие факторы: мол, вылетели отсюда - и проиграли, а оттуда - выиграли, значит, на следующий матч обязательно отправимся из второго, "счастливого" аэропорта?

- К счастью, эта команда пока не проигрывала. Да и вообще при нынешнем руководстве суеверие в сборной проявляется не так, как при прежнем. О подробностях, простите, умолчу.

- С финансовой точки зрения текущий сезон представляется для РФС не очень удачным: всего две домашние игры, финальных турниров чемпионатов мира либо Европы нет. Вы учли то, что этот год станет убыточным?

- Убыточным он не станет. Благодаря соглашению с "Ростелекомом" можно говорить о том, что год будет стабильным. Более того, мы должны завершить его с небольшой прибылью.

ЧЕМ КОРМИТЬ БЛАТТЕРА С ЮХАНССОНОМ?

- Когда в Москву приезжают Зепп Блаттер или Леннарт Юханссон, чем вы их угощаете? Традиционными русскими пельменями и водкой?

- Обязательно. Они очень любят русские блюда. Поначалу мы гадали, что предложить гостям. Спросили их самих и услышали: "Только русскую кухню!" Предпочтения футбольных функционеров неоригинальны - водка и икра.

- РФС, помимо прочего, занимается выдачей лицензий агентам. Каковы критерии?

- Прежде всего знание основ нашего законодательства, особенно трудового права. Безусловно, знание уставов РФС и ФИФА, регламента соревнований. Необходимо владение иностранным языком, в основном английским. Желательно иметь в биографии хотя бы какую-то футбольную страницу. И, конечно, требуются финансовые гарантии.

- Кто проверяет знания?

- Комиссия по лицензированию, которую возглавляет Никита Симонян. В нее входят специалисты из РФС, из департамента по проведению соревнований, юристы. Честно говоря, ситуация с выдачей удостоверений непроста. Практика показывает, что футбольные агенты зачастую действуют не столько в интересах игроков и клубов, сколько в личных.

- Много ли в России лицензированных агентов?

- После трагической гибели Юрия Тишкова осталось тринадцать. Юридические лица пока не регистрируем.

ЭДИК. АНАТОЛЬИЧ. ЭДУАРД АНАТОЛЬЕВИЧ

- Если говорить о биографии, то у вас она целиком связана с футболом. Карьеру начинали в "Торпедо"...

-.. .Потому что жил на Автозаводской улице, где расположен зиловский стадион. С юных лет болел за эту команду, занимался в ее школе. Повезло с детскими тренерами - Николаем Синюковым и Юрием Золотовым. Команда мальчишек 50-го года рождения оказалась очень сильной, мы были бронзовыми призерами Союза, и почти всех потом взяли в "Торпедо". А там в это время играли Кавазашвили, Шустиков, Воронин, Медакин, Батанов, Бреднев... Всех и не упомнишь.

- С Эдуардом Стрельцовым играли?

- Когда попал в коллектив, Эдуард Анатольевич как раз заканчивал, но несколько матчей удалось провести вместе.

- Вы его называли по имени отчеству?

- Обычно просто Анатольич. А во время игры, когда времени в обрез, - Эдик.

- Вне футбольного поля общались?

- Да, но больше - с Ворониным, который жил на соседней Велозаводской улице. И пока он играл, и когда, уйдя из "Торпедо", трудился на заводе, и потом, когда остался без работы. Как-то, помню, Воронин позвонил часа в три ночи, сообщил, что едет из какого-то аэропорта, попросил рассчитаться за такси. Я заплатил водителю и некоторую сумму дал Валерию Ивановичу. На следующий день пришла его сестра.

Не давайте, говорит, пожалуйста, брату больше денег: мы стараемся вылечить его от пьянства, а вы нам мешаете. Для меня это стало уроком на всю жизнь.

Вспоминается и другой, более веселый случай, связанный с Ворониным. В конце 70-х в Сокольниках проводилась выставка спортивной продукции, и компания "Адидас" пригласила на нее Валерия. Он попросил составить ему компанию. Стоявшие у адидасовского павильона девушки Воронина не узнали. Тогда он достал из кармана пригласительный билет от самого Хорста Дасслера - брата основателя всемирно известной фирмы и второго в ней человека. Что тут началось! Воронина задарили бутсами, костюмами, футболками. Его слава выходила далеко за пределы Союза...

В "СПАРТАКЕ" НЕ СЛОЖИЛОСЬ

- Вы всегда играли правого защитника, так?

- Исключительно. К атакам подключался часто, но забить удалось всего дважды. Поэтому отлично помню оба гола - "Молдове" и "Арарату". Ереванскую команду, кстати, огорчил в год их победного дубля: они выиграли чемпионат и Кубок. После углового мяч отскочил за пределы штрафной прямо ко мне, и я не промахнулся. 1:0 - мы выиграли. Несмотря на такой исход, у нас завязалась дружба с ребятами из "Арарата". До сих пор поддерживаю близкие отношения с Оганесом Заназаняном, крестным отцом моего сына, с Сашей Коваленко, Колей Казаряном, Эдиком Маркаровым, да со всей той компанией.

- Маркаров некоторое время был тренером одной из юношеских сборных России. А теперь его в нашем футболе нет...

- К сожалению, всем найти по команде невозможно.

- Сами никогда не хотели стать тренером?

- Четыре года работал в торпедовской школе параллельно с учебой в Малаховском инфизкульте. Возглавлял команду игроков 1970 года рождения, в которой тренировались Шустиков-младший и Чугайнов. Но хотелось чего-то другого.

- Вернемся к вашей игровой карьере. Почему так рано ее завершили - в 27 лет?

- Во-первых, за четыре года до этого серьезно повредил колено и травма давала о себе знать. Во-вторых, в 75-м в "Торпедо" произошли перестановки, ушли несколько игроков, в том числе и я. Тогда же совершенно случайно, прогуливаясь по Москве, встретил главного тренера "Спартака" Никиту Симоняна. Разговорились, он пригласил меня в свою команду, я с удовольствием согласился. Спустя некоторое время, когда пришла пора начинать подготовку к сезону, раздался звонок от Никиты Павловича: извини, говорит, но меня назначили в сборную. "Спартак" возглавил Крутиков, который на первом же собрании заявил, что новых людей он не приглашал, а рассчитывает на старую гвардию - Ловчева, Логофета, Осянина, Папаева, Киселева... В "Спартаке" не сложилось, а силы еще были. Принял приглашение воронежского "Факела", но, отыграв сезон, понял, что вдали от дома жить не могу. Вернулся в Москву.

- Опустошения не ощущали?

- Ощущал. Считал, что мог еще поиграть в высшей лиге.

- Кто из современных игроков вашего амплуа нравится вам больше всего?

- Скажу, кто импонирует из крайних защитников, не ограничиваясь правым флангом: Лизаразу, Роберто Карлос и Кафу

- А есть кто-то, по манере игры напоминающий вас?

- Березуцкий.

- Какой из них?(Общий смех.)

- Это сложный, конечно, вопрос. На недавней встрече с болельщиками даже Газзаев представил: "Это - Василий. А, нет, он говорит - Алексей"...

СЕУЛЬСКИЕ СЛЕЗЫ

- Как вы попали в РФС?

- Играя в "Торпедо", шесть лет учился во ВТУЗе при ЗИЛе. Главной целью обучения была, конечно, защита от армии. После воронежского этапа игровой карьеры понял, что инженером мне не стать: сопромат, теория вероятностей и тому подобное - не для меня. Перевелся на третий курс в Малаховку, за два года закончил, после чего пригласили инструктором в Госкомспорт, в отдел международного календаря Управления планирования спортивных мероприятий. Спустя два года мой начальник Юрий Березин возглавил "Союзспортобеспечение" и предложил должность начальника отдела по проведению спортивных мероприятий. Под моим началом оказалось сорок инструкторов - по одному на каждый вид спорта. В наши функции входило обеспечение соревнований, проходящих в России, формой, транспортом, питанием, билетами, наградами и так далее. Там я проработал до 88-го. А потом Колосков мне говорит: "Ты не там работаешь! Ты же футболист, переходи ко мне в Управление футбола и хоккея". Согласился не раздумывая. Со старого места меня полгода не отпускали, но Колосков добился своего.

- Золотую медаль в Сеуле вам вручили?

- Нет, нам не полагалось. Зато довелось стоять на пьедестале почета. Незабываемое впечатление! От радости и гордости за нашу страну слезы на глаза наворачивались.

- В ложе почетных гостей приходилось сдерживать эмоции?

- А я все матчи провел на скамейке с тренерским штабом.

- Еще одна деталь из вашего досье: вы кавалер ордена Дружбы. Когда и за что вам его вручили?

- В 1997 году, когда в связи со столетием российского футбола была награждена группа специалистов, тренеров и работников аппарата.

- Вам доставляет удовольствие аппаратная работа?

- Да. Когда знаешь предмет, свои возможности и не боишься принимать решения - всегда интересно.

ВЛЮБЛЕННЫЙ В "ИНТЕР"

- За кого болеете в нашем чемпионате?

- Сложно сказать. Было "Торпедо-ЗИЛ", сейчас это другая команда, с иными людьми. Пройдут первые туры - посмотрим, к какому клубу будет лежать душа. Наверное, симпатии останутся на стороне "Торпедо-Металлурга" .

- Тяжело наблюдать за тем, что происходит с командой?

- Конечно. Это проблема не футбола, а завода, автомобильной отрасли в целом. Поэтому хорошо, что люди из "Норильского никеля" взвалили на себя эту ношу.

- Говорят, вы большие друзья с президентом "Локомотива" Валерием Филатовым. Это так?

- Мы ведь вместе играли в "Торпедо". Но на работе это не сказывается - и наоборот. Если, скажем, не договоримся по поводу стадиона на Кубок LG, на нашей дружбе это не отразится.

- Находится время поиграть в футбол?

- Последние девять лет вхожу в клуб правительства Москвы, созданный Лужковым. Играем два раза в неделю: в среду - в восемь утра, в субботу - в девять.

- Расскажите немного о своей семье.

- С будущей женой познакомился в школе, она училась в параллельном классе. Расписались 33 года назад. Дочь уже подарила мне внука, сыну двадцать лет.

- Футболом увлекся?

- В торпедовской школе занимался, но больше ради того, чтобы не огорчать отца. Сейчас на четвертом курсе юридической академии, и вряд ли его будущая деятельность окажется связанной с футболом. Может составить мне компанию, когда смотрю матч. Но не более. А вот про автомобили знает все.

- Ваша любимая команда, наверное, сборная России?

- Да, после "Торпедо".

- А из иностранных?

- "Бавария" и "Интер". В миланский клуб влюбился в 66-м, после его встречи с торпедовцами.

- Какие ожидания у вас связаны с начинающимся сезоном?

- Посмотрев встречу Суперкубка, обратил внимание, что из перспективных ребят уже вырастают зрелые мастера. Это прежде всего касается ЦСКА. Верю, что заиграют Измайлов, Пименов, Сычев. А если говорить о первенстве, то рассчитываю, что мы окончательно распрощались с матчами, в которых результат можно было предсказать со стопроцентной уверенностью еще до стартового свистка. Надеюсь, через 3-4 года вернем утраченные в последнее десятилетие позиции.

- Последний вопрос - о вашем хобби.

- Свободного времени очень мало, но если появляется - провожу его на даче с внуком. Машину водить нравится.

- Не бывает такого: ночью за руль - и два круга по Садовому кольцу?

- (Улыбается.) Этот этап жизни у меня уже позади...

Записали Константин АЛЕКСЕЕВ,
Александр МАРТАНОВ