СПОРТ-ЭКСПРЕСС ШАХМАТЫ |
Гарри КАСПАРОВ
РОССИЙСКИМ ШАХМАТАМ НУЖЕН БИЗНЕС-ПЛАН
Было время, когда Гарри Каспаров очень живо принимал участие в решении и российских, и мировых шахматных проблем, которые всегда довольно тесно переплетались между собой. От него зависело многое. А порой - все.
В 1991 году в Нью-Йорке Каспаров стал первым спортсменом, который в ультимативной форме потребовал установить ему на столик трехцветный российский флажок. В то время это было актом гражданского мужества. На многих Всемирных олимпиадах Каспаров возглавлял российскую команду, неизменно приводя ее к победе. "За Гарри Кимовичем - как за каменной стеной", - говорили его молодые коллеги во время последней Олимпиады в Бледе. И говорили не для красного словца.
Российские проблемы Каспарова по-прежнему волнуют. И поэтому тон его высказываний в нашем разговоре был, мягко говоря, полемичным. Но мне, знающему Гарри четверть века, приходилось от него слышать и не такое...
- Что вы думаете о месте шахмат в современном российском обществе? - задал я "наводящий" вопрос - и в ответ услышал гневную тираду. Видно, накипело у человека...
- Российские шахматы находятся на обочине общественного внимания. Ничего не меняется. Я говорил это и после Всемирной шахматной олимпиады, повторю и сейчас. Во многом работаем на внутренних ресурсах. Какой-то инерционный задел еще остался, вот и держимся. Хочу надеяться, что ситуация как-то исправится, но пока смотрю на нее с известной долей пессимизма. При этом каждый президент РШФ делал все, что мог. Спасибо Андрею Макарову, спасибо Андрею Селиванову за то, что шахматы у нас в стране не исчезли окончательно.
- Да, судя по нашим результатам на Всемирной олимпиаде и в личном первенстве мира, не исчезли...
- И что из того?! Отношение спортивной власти к шахматам как было прохладным, так и осталось. Мы не олимпийский вид, мы никому не нужны...
- В советские времена шахматы у нас ценились едва ли не выше футбола. Что же, после распада СССР отношение к ним коренным образом изменилось?
- Во времена СССР к спорту предъявлялись другие критерии. В шахматах мы доминировали, и для работников идеологического фронта было важно, чтобы доминация сохранялась. Сейчас Россия в шахматах по-прежнему доминирует, но живем мы уже по другим меркам, поэтому никого это не интересует. А интересуют те виды спорта, где крутятся большие деньги.
- Теннис, футбол...
- Естественно. Тенниса у нас в 1991 году не было. Молодец Шамиль Тарпищев, использовал конъюнктуру. Но тем не менее тысячи теннисных кортов в стране появились. Фактически с нуля ведь начали. Кто 15 лет назад в России о теннисе слышал?!
- А сейчас выигрываем Кубок Дэвиса...
- Но мы знаем, какие вливания потребовались, какая организационная помощь. И знаем, почему они были получены: в теннис играл Ельцин, вот по всей стране и стали строить корты. Я не говорю, что это плохо. Это прекрасно! Для того чтобы поддержать шахматы в России, нужна одна сотая процента того, что сегодня тратится на футбол. И тогда золото будут выигрывать не китаянки, а россиянки. Нужны смехотворно малые суммы для поддержания национального престижа - и никого это не волнует! Вот, скажем, играет Россия против остального мира. Куда ставит 1-й телеканал передачу о матче? А вот куда: на 14 часов 15 минут. Конечно, я виноват, плохо сыграл в этом матче. Но проиграли-то не кому-нибудь, а сборной мира! И не с разгромным счетом: 48-52. А если бы мы с Крамником сыграли получше... Невероятное невезение: провал первых двух досок! И все равно говорить о разгромном поражении от команды, подавляющее большинство которой составляли бывшие советские игроки, неправильно! Тем более что ни в футболе, ни в хоккее против сборных мира мы, скорее всего, и 10 минут не продержимся...
- В футболе и хоккее никому и в голову не придет вызывать на матч сборные мира. Не доросли...
- Вот я и говорю, что у кого-то там наверху должно измениться отношение к шахматам. Самое удивительное, что при таком отношении шахматная жизнь продолжается. Появляются талантливые, очень талантливые шахматисты и шахматистки, медали какие-то выигрываем... За последние шесть лет, когда федерацией руководил Андрей Селиванов, медалей завоевано больше, чем любой другой страной! Причем конкурируют наши ребята опять же с детьми из бывшего СССР. 12-летний Ян Непомнящий появился, девочки Косинцевы... И это на фоне абсолютного отсутствия внимания! Как не было корпоративного спонсорства, так и нет, как не было реальной государственной поддержки, так и нет... И повторяю, денег-то шахматам нужно немного. Нам же ничего не надо строить - ни крытых стадионов, ни полей с подогревом. Не надо закупать игроков в Бразилии или в Италии. Только слегка поддержать то, что имеем! Поддерживать ведь легче, чем строить заново.
- Шахматисты возлагают большие надежды на Александра Жукова...
- Если что-то изменится к лучшему, я буду только рад. Но измениться должно прежде всего отношение к шахматам. Все-таки это, пожалуй, один из немногих видов спорта, где Россия сохранила лидирующие позиции. Выиграли что-то в лыжной эстафете - на телевидении целая истерика! А выиграли золото на Всемирной олимпиаде, в борьбе с сильнейшими командами мира из гораздо более благополучных в экономическом отношении стран, - ну выиграли, ну и что. Подумаешь, в энный раз выиграли...
- Какое направление в работе нового состава РШФ, на ваш взгляд, должно быть приоритетным?
- Нужно поддержать то, что еще осталось в детских шахматах. Требуются смехотворно малые средства по сравнению с теми суммами, которые вкладывают корпорации в другие виды спорта. РШФ должна попытаться изменить отношение к шахматам и поставить детские шахматы на подобающую высоту. Тем более что сейчас есть Интернет, есть много возможностей для того, чтобы работать с детьми на качественно новом уровне. И, конечно, хотелось бы, чтобы в России были возрождены турниры. Ведь турниров-то в России нет! Все как-то спонтанно происходит. Родилась идея провести матч "Россия - Остальной мир". Ну хорошо, провели. Оказалось, по большому счету никому не нужное мероприятие. Что дальше?
- Маленький Линарес ежегодно проводит супертурнир, которым восхищается весь мир. Неужели Москва и Петербург не в состоянии организовать что-то подобное, пусть не каждый год?
- Опять же вопрос отношения. Для маленького Линареса этот турнир - жизнь. То, что сделало Линарес знаменитым. То, чем он гордится. Поэтому они берегут турнир. Деньги найти в Москве - не проблема. Но деньги будут потрачены на конный спорт, на дзюдо, еще на что-нибудь... А на шахматы денег нет!
- А как же его изменить, отношение?
- В народе в целом отношение к шахматам не изменилось. Как было хорошим, так и осталось. А вот у чиновников на телевидении изменилось, иначе бы они не показывали матч "Россия - Остальной мир" в четверть третьего дня.
- Какие первоочередные шаги, на ваш взгляд, необходимо предпринять новому руководству РШФ, чтобы придать толчок развитию шахмат?
- Сегодня все упирается в поиск средств. Чем больше денег на счету у организации, тем больше у нее возможностей. И, конечно, необходим генеральный план развития шахмат в России. Надо попытаться связать воедино весь механизм - от детских шахмат до крупных турниров. То есть наладить работу на перспективу. Иными словами, требуется "бизнес-план" на несколько лет вперед. С учетом того, что в мире тоже происходят изменения. Российская шахматная федерация должна играть очень активную роль в мировых процессах. Я говорю, разумеется, о конструктивном диалоге, потому что шахматный мир сегодня нуждается в конструктивных предложениях, а не в продолжении противостояния.
- Новый президент РШФ намерен создать попечительский совет и пригласить в него чемпионов мира. Если вас пригласят, войдете в совет?
- Естественно.
Юрий ВАСИЛЬЕВ