Газета Спорт-Экспресс № 74 (3161) от 5 апреля 2003 года, интернет-версия - Полоса 11, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 6 апреля 2003 | Шахматы

СПОРТ-ЭКСПРЕСС ШАХМАТЫ

Владимир КРАМНИК

С ЖУКОВЫМ КОНТРАКТ НЕ ОБЯЗАТЕЛЕН.
ОН ИЗ ТЕХ, У КОГО СКАЗАНО - СДЕЛАНО

Узнав о том, что "СЭ" совместно с Российской и московской шахматными федерациями готовит специальный выпуск, посвященный грядущему съезду РШФ, и разыскивает его для беседы, чемпион мира по классическим шахматам со свойственной ему любезностью позвонил мне сам. Звонок был издалека: накануне Крамник закончил играть на турнире в Монако. Но говорили в основном о российских делах, которыми он живо интересуется.

Владимир Крамник играет во французской лиге, менеджер у него из Германии, один из тренеров - испанец, сам он дружит с английским лордом Реннелом - словом, не понаслышке знает, как работают национальные федерации упомянутых стран. Отсюда и первый вопрос, который захотелось задать собеседнику:

- Как думаете, мы отстаем от них в постановке работы?

- Да я бы не сказал, что мы от кого-то отстаем. Скорее, наоборот, они от нас отстали. Лидерство в мировых шахматах мы сохраняем уверенно, и угрозы нашим позициям я не вижу. Да, не так давно проиграли матч сборной мира. Но, во-первых, это все же сборная мира, а во-вторых, проигрыш был связан с тем, что не в лучшей форме были мы с Каспаровым (а я еще и серьезно болел). Жаль только, что крупных турниров в России не проводится. Основные проходят на Западе: в Вейк-ан-Зее, Линаресе, Дортмунде, Дос-Эрманасе. Хотелось бы иметь хотя бы один крупный традиционный турнир в России - скажем, в Москве или Петербурге. Российские шахматисты и любители шахмат это заслужили. Да и традиции у нас в этом плане богатые.

- Что думаете о так называемой депутатской рокировке в руководстве Российской шахматной федерации?

- Я позитивно отношусь к Александру Дмитриевичу Жукову. То, что человек такого масштаба, социального и личностного, будет управлять российскими шахматами, - огромный плюс для всех. Это вопрос не только моих личных симпатий. Я твердо знаю из общения с коллегами: Жуков пользуется абсолютным доверием и уважением шахматистов. А это важно для любого начинания нового руководства РШФ. У меня нет сомнений, что теперь и состав команды на олимпиадах и первенствах мира будет неизменно сильнейшим - раньше так было не всегда. И что не будет никаких конфликтов с игроками, что тоже случалось.

- Будущий президент РШФ в разговоре с корреспондентом "СЭ" пообещал, что будут возрождены сильные финалы чемпионатов страны, по круговой системе, с солидными призами. Вы бы сыграли в таком турнире?

- Я не играю только в слабых турнирах. Не потому, что чего-то боюсь: просто неинтересно. А чемпионат России, в котором будут все сильнейшие, - настоящий супертурнир. И в нем, конечно, я охотно буду играть.

- Если бы вам пришлось выбирать между французской лигой и российским чемпионатом, что бы выбрали?

- Конечно, наш. Во-первых, потому, что наши играют сильнее всех. А кроме того, у нас среди шахматистов очень хорошая, дружеская атмосфера. И, безусловно, появление Жукова на посту президента - гарантия того, что все будет хорошо. В отношениях с ним не нужны никакие контракты: этот человек сказал - сделал.

- Одна из идей Жукова - создать попечительский совет при федерации, куда помимо видных политиков и бизнесменов он бы хотел пригласить чемпионов мира. Вы вошли бы в такой совет, если бы вас пригласили?

- Безусловно. Я готов предоставить и свое имя, и свое время под все проекты, которые замыслил Жуков, потому что твердо знаю: все, за что берется этот человек, будет сделано так, как надо. Единственная оговорка: прежде всего я профессиональный шахматист и во время турниров или подготовки к ним не смогу принимать участие в заседаниях совета. Но в целом готов помочь новому президенту во всех начинаниях.

- Что бы вы посоветовали сделать будущему руководству РШФ, чтобы поднять шахматы на новую высоту?

- Убежден, что Жукову не нужны никакие советы. Он сам отлично знает, что нужно сделать для развития шахмат в нашей стране.

- В планах федерации - возрождение гроссмейстерских школ. В одной из них, которой руководил Михаил Моисеевич Ботвинник, вы сами занимались в детстве. А недавно 10-й чемпион мира Борис Васильевич Спасский, благополучный французский гражданин, вместе с гроссмейстерами Юрием Балашовым и Евгением Свешниковым совершили несколько поездок по российской глубинке, прочли серию лекций юным шахматистам, дали сеансы одновременной игры. Хороший пример молодым чемпионам мира, как вы думаете?

- Конечно, у меня сейчас меньше свободного времени, чем у других шахматистов. Но это не мешает восхищаться подвижнической деятельностью глубоко симпатичного мне Бориса Васильевича Спасского. О себе могу сказать следующее. Когда видишь, что дело не стоит на месте и все действительно стремятся улучшить положение в шахматах в регионах, конечно, хочется помочь.

- Владимир, хотя разговор посвящен нашим российским делам, думаю, любители шахмат не простят мне, если я ничего не спрошу о прошедшем турнире в Монако, где вы прекрасно сыграли в турнире не глядя на доску. А с другим видом программы - быстрыми шахматами - на этот раз оказалось труднее?

- Игра не глядя на доску никогда не доставляла мне особых хлопот. Как я не раз уже говорил, профессионалу нетрудно держать в голове одну партию. Но, видимо, на два напряженных турнира одновременно меня не хватило чисто физически. Дело в том, что вслепую мы играли в начале, когда еще свежи силы. А "рапид" был вечером. Уровнем своей игры я доволен, особенно в игре не глядя на доску. И две трети "быстрых" партий тоже проводил на высоком уровне. Но в конце партий голова начинала "плыть". Видимо, организм все же не выдержал нагрузки: я ведь сыграл в трех напряженных турнирах подряд - Вейк-ан-Зее, Линарес, Монако. Видимо, я еще не в том состоянии, чтобы выдержать 47 партий за три месяца.

- Вы же хотели много играть, экспериментировать - теперь пожинаете плоды...

- Я не жалуюсь. И в целом своей программой экспериментов доволен. Удалось полностью преобразить свой стиль: во всех упомянутых турнирах, включая Монако, я играл очень агрессивно. Жертвовал фигуры, подкручивал непрерывно... Общий результат был смазан непостижимыми оплошностями в конце быстрых партий. Просто немыслимо, сколько на сей раз я упустил выигрышей: с Топаловым, с Шировым, с Анандом. И проигрывал совершенно ничейные партии. Для меня очевидно, что по игровым кондициям я вышел на тот уровень, на который собирался выйти. А над физическими надо поработать.

Я, конечно, тщательно проанализирую партии свои и Леко. Хотя он сейчас демонстрирует очень высокий уровень игры, думаю, что наш матч должен протекать с моим преимуществом.

- Сколько партий все же вы решили играть: 16 или 14?

- Об этом сейчас ведутся окончательные переговоры с организаторами и спонсорами матча. Все прописывается на бумаге. Первоначально договаривались играть 16 партий. Но, возможно, число сократится. Но не меньше 14 партий, это точно.

- На съезд РШФ в Сочи не собираетесь приехать? Вас, как мне известно, приглашали.

- К сожалению, в ближайшие две недели я должен находиться в Европе, предстоит подписывать окончательные контракты на матч с Леко. До середины апреля вырваться никак не смогу. А как только все свои дела завершу, обязательно приеду в Москву и встречусь с новым руководством федерации. Готов оказать любую помощь, которая от меня потребуется, - и моральную, и профессиональную.

Юрий ВАСИЛЬЕВ