ЛЫЖИ |
Когда на лыжном чемпионате мира в Валь-ди-Фьемме Ольга Завьялова пересекла финишную черту в гонке на 30 км с лучшим временем, многие облегченно вздохнули: честь российских лыж спасена. А ведь до начала чемпионата в победу Завьяловой не верил, казалось, никто.
Ольга ЗАВЬЯЛОВА: "ПРИШЛО МОЕ ВРЕМЯ"
ДОСЬЕ "СЭ" |
Ольга ЗАВЬЯЛОВА |
Родилась 24 августа 1972 года в деревне Бегунцы (Ленинградская область). Живет в Красногорске (Московская область). Заслуженный мастер спорта. Тренер - А. Бояринов. Первый тренер - А. Минаев.
С 1992 года - в сборной страны. Чемпионка мира-2003 на дистанции 30 км. Бронзовый призер чемпионата мира-2003 на дистанции 15 км и в скиатлоне.
Призер этапов Кубка мира 1995, 2001 и 2003 годов. Лучшее место в общем зачете Кубка мира - 5-е (1995, 2001).
* * *
- Сезон завершен. Каким он сложился для вас лично и для российской сборной в целом?
- Все, что планировала, успешно выполнила. На "пять с плюсом". Честно признаюсь, в начале сезона такой прыти от себя не ожидала. На бронзу чемпионата мира мысленно замахивалась, а о золоте даже думать боялась. Все-таки тяжело привыкать к роли лидера сборной.
Но, с другой стороны, я ведь столько лет шла к этому успеху. Да и девчонки наши очень достойно выступили. Рада за Лену Бурухину выигравшую серебро. Четыре медали мирового первенства - неплохой результат для обновленной команды.
- Начало сезона не предполагало такого финала?
- Нет, конечно! На всех этапах, которые прошли до Нового года, я даже в двадцатку не попадала, а 10-е место было тогда для меня большим успехом.
- Какие задачи, в таком случае, ставили перед вами тренеры и чего хотели вы сами перед поездкой в Валь-ди-Фьемме?
- Тренер нашей группы Андрей Бояринов готовил Лену Бурухину и меня к медалям, но я все-таки чересчур суеверна, а потому гнала от себя любые мысли о золоте. Очень не люблю загадывать. У меня так в жизни всегда - чем меньше зацикливаюсь на чем-то, тем проще это что-то мне в руки дается.
"СПАСИТЕЛЬ ОТЕЧЕСТВА"
- Когда все лидеры ушли (кто сам, кто из-за допингового скандала), не было мысли, что именно на вас ложится ответственность за всю сборную, за честь российских лыж?
- Нет, такие мысли не посещали. Думаю, что не это гнало меня на трассе вперед. Просто пришло вдруг ощущение, что вот оно - мое время, больше нельзя откладывать победы на завтра. Думаю, если бы наши примы Лазутина и Данилова остались в строю, то и тогда смогла бы дать им бой, боролась бы до конца. А вот когда выиграла "тридцатку", вдруг почувствовала себя "спасителем Отечества" (улыбается).
После чемпионата мира в Италии довелось услышать от одного из наших тренеров: дескать, Завьялова заняла то место, которое освободилось после ухода лидеров. Атак быть бы ей шестой или десятой. Не согласна! Это именно мое место, которое я выстрадала годами работы в команде.
- Чья заслуга в том, что талант Завьяловой-лыжницы так вдруг раскрылся?
- Наверное, тренера нашей группы Андрея Бояринова. Первым, кто подтолкнул меня к работе с Бояриновым, был главный тренер сборной Александр Кравцов, за что я ему очень благодарна. Решающим же аргументом стало то, что именно Бояринов согласился включить в тренерский штаб моего личного тренера Николая Бондарева.
ПРИ ЧЕМ ТУТ ЛИЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ?
- В ходе чемпионата мира и после него работу главного тренера сборной часто критиковали, обвиняли его, например, в провале женской эстафеты, где на стартовый этап он выставил молодую Наталью Коростелеву...
- Я не люблю обсуждать работу и решения тренеров, но отмечу, что Кравцов очень требовательный и очень грамотный специалист. И руководитель отличный. По крайней мере работу в сборной он организовать сумел. Думаю, он понимает в спорте немного побольше тех критиков из газет, которые ополчились на него. Да и медали чемпионата мира говорят за себя.
- Разделение единой сборной на две, по сути, конкурирующие группы не мешало подготовке к чемпионату мира?
- Нет. В таком подходе, на мой взгляд, больше плюсов, чем минусов. С небольшой группой тренеру легче работать, он может уделять больше внимания исправлению недостатков каждой лыжницы, подобрать для каждой спортсменки необходимую методику, готовить ее к конкретному старту.
- И каково было в группе соперничать с Бурухиной, гонщицей тоже очень амбициозной, претендующей, как и вы, на роль лидера сборной, а кроме того, связанной с Бояриновым семейными узами? Сказывалось ли это на ваших отношениях с тренером, не было ли ревности, подозрений, что Лене уделяется больше внимания?
- Ни в коей мере. У нас в группе всегда были хорошие рабочие отношения. Семья - это дома, а на тренировке Лена и Андрей - ученица и тренер. В общем, не могу сказать, что чувствовала себя обойденной вниманием Бояринова.
- Ну а как складывались отношения с девушками из группы Анатолия Чепалова?
- Не понимаю, почему все убеждены, что между нами пробежала черная кошка. Каждый делал свое дело, готовился к стартам. Да, все мы живые люди, и невозможно, чтобы в большом коллективе у всех были ровные отношения. К кому-то я могу относиться теплее, к кому-то прохладнее. Но к работе это никакого отношения не имеет. Я лично не видела в девочках из группы Чепалова врагов или конкуренток за место в составе.
- Однако поговаривали, что между вами и Натальей Коростелевой, бежавшей первый этап в эстафете, далеко не дружеские отношения и именно это повлияло на ваш, скажем так, не самый лучший ход на втором этапе.
- Не хотела бы комментировать наши с Натальей отношения. Да, они не самые дружеские, но списывать поражение в эстафете на них, считаю непрофессиональным. Я пробежала свой этап плохо только потому, что перегорела до старта и не успела восстановиться после предыдущей гонки.
ФИННОВ ЖАЛКО...
- Кстати, об эстафете. Вы, наверное, слышали, что после дисквалификации финской лыжницы Кайсы Варис бронзу чемпионата мира в этом виде могут отдать вам.
- Слышала, конечно. Скажу честно, особой радости не испытываю. Во-первых, очень жаль Кайсу, и до слез обидно за финнов. С ними так жестоко обошлись на чемпионате мира в Лахти два года назад! Казалось, они стали выбираться из кризиса - и снова удар. Лыжный спорт для них почти религия, а такие скандалы неизменно ведут к отказу спонсоров поддерживать лыжную федерацию страны.
А во-вторых, я убеждена, что медали нужно выигрывать во время гонки, а не в залах суда и с помощью апелляций. Может, и передадут нам эту злосчастную бронзу, но в душе-то я понимаю, что финишировали мы четвертыми.
- Раз уж речь зашла о медалях, не могу не спросить: после выигрыша золота на "тридцатке" вы признались, что посвящаете победу дочери, которой обещали привезти золотую медаль. Где сейчас "сувенир" из Италии?
- Висит на стене в комнате дочери. Она, как только встретила меня в аэропорту, сразу спросила: "Мама, медаль привезла?"
- А как отметил ваш успех муж?
- В тот же день собрал друзей в ресторане. А вот вдвоем нам посидеть никак не удается. После чемпионата я сразу уехала в Норвегию на этап Кубка мира, потом в Финляндию, оттуда - в Швецию, затем в Сыктывкар на чемпионат России. Но мы обязательно отпразднуем в кругу семьи, обещаю.
НАЧАЛО ЭПОХИ
- Вернемся к проблемам национальной команды. Кого сегодня, на ваш взгляд, можно назвать лидером российского лыжного спорта?
- Хороший вопрос... Даже не знаю, что ответить.
- Многие отводят эту роль вам. Согласитесь с ними?
- Наверное, соглашусь. По крайней мере результаты чемпионата мира в Италии этому не противоречат.
- В таком случае, следующий вопрос: можно ли считать Валь-ди-Фьемме-2003 началом эпохи Завьяловой в российских и мировых лыжах?
- Убеждена, что золото Валь-ди-Фьемме - только первый, но далеко не последний из моих успехов. Конечно, удержаться на вершине всегда сложнее, чем покорить ее, но мне очень важна была эта победа - теперь я стала по-спортивному наглее, на лыжне чувствую себя гораздо увереннее. А ведь перед чемпионатом в Италии тренер, опасаясь за мою психику, скрывал от меня некоторые интервью, в которых "доброжелатели" анализировали положение дел в женской сборной и предрекали Завьяловой полный провал. Думаю, я дала им ответ.
- А кто в сборной может составить вам конкуренцию? Или, скажем так, помочь российским лыжам вернуть ведущие позиции в мире?
- У нас собирается очень неплохая команда. Главное, все девчонки - сильные личности, амбиций никому не занимать. Кроме Лены Бурухиной могу назвать возвращающуюся после дисквалификации Наталью Баранову и, конечно, молодую маму Юлию Чепалову.
- Помнится, в Валь-ди-Фьемме, заняв третье место на 15 км, вы пообещали, что со временем обязательно выиграете у Скари. И вот норвежка заявила о своем уходе из спорта. Что скажете по этому поводу?
- Мы были на чемпионате страны в Сыктывкаре, собирались на гонку, когда в автобус вбежала Юля Чепалова и рассказала об этом решении норвежки. Я, признаюсь, была в шоке! Бенте просто обманула меня (смеется). Я, конечно, успела выиграть у нее одну гонку в Лахти на этапе Кубка мира, но ведь этого мало! Осталось чувство неудовлетворенности. Но с другой стороны, молодец Бенте - красиво ушла, на пике. Завидую.
- И кто теперь может претендовать на трон ушедшей королевы?
- Претенденток много - Кристина Шмигун из Эстонии, итальянка Габриэла Паруцци, немки Эви Захенбахер и Клаудиа Кюнцель, да и мы с Чепаловой можем побороться. Когда уходит признанный лидер, за место на Олимпе всегда начинается драка. Думаю, предстоящий сезон будет очень интересным и непредсказуемым.
НУЖНО ПОДТЯГИВАТЬ СПРИНТ
- Вы финишировали в общем зачете Кубка мира одиннадцатой. Не далековато ли от пьедестала?
- Далеко, конечно, но меня очень подвели спринтерские гонки. Именно спринт нужно подтягивать в первую очередь.
- Этой зимой российские спортсмены смогли "намыть" на мировых чемпионатах по олимпийским видам всего три золотые медали: Завьялова - в лыжах, Плющенко - в фигурном катании, Архипов - в фристайле. Не маловато ли? Чем объяснить такое "затишье"?
- Год послеолимпийский - и этим все сказано. У многих вполне ожидаемый спад. Видимо, наша троица вернулась из Солт-Лейк-Сити самой неудовлетворенной. Вот и добились успехов сейчас.
- У вас, вижу, чемоданное настроение. Куда на сей раз собираетесь?
- Сперва в Комсомольск-на-Амуре - там побегу марафон, а оттуда с мужем - на Камчатку, отдыхать. Вернусь в Москву к середине апреля.
- А когда опять на лыжи?
- Наверное, в июне. Начну подготовку к сезону.
- Какие стратегические задачи ставятся перед чемпионкой мира?
- Как минимум улучшить свои достижения в мировом Кубке и готовиться к Олимпиаде в Турине. Наступающий трехлетний цикл становится для меня самым важным в жизни.
Ровшан АСКЕРОВ