ХОККЕЙ |
Вячеслав ФЕТИСОВ
ОСЕНЬЮ ЖДЕМ В МОСКВЕ БЭТТМЕНА
Нет ничего удивительного в том, что все связанное с хоккеем председатель Госкомспорта России Вячеслав Фетисов воспринимает особенно близко к сердцу. И потому свой недавний визит в США он не мог не использовать для прояснения одного из самых болезненных вопросов сегодняшнего нашего хоккея - будущего договора с Национальной хоккейной лигой. Ведь срок прежнего истекает после окончания сезона-2003/04.
- Свою позицию по нынешнему соглашению я высказывал давно: то, что происходит в последние годы, - неправильно, - сказал Фетисов корреспонденту "СЭ". - Во время прошлого чемпионата мира я разъяснял свою позицию и президенту ФХР Александру Стеблину, и президентам наших клубов, которые приезжали в Швецию. Федерация хоккея России приняла мои аргументы и уже выступает с новых позиций.
Сейчас в Америке я встретился с комиссаром НХЛ Гэри Бэттменом. Поскольку знаю ситуацию изнутри, причем с обеих сторон, разговор вышел достаточно конструктивным.
- В чем состоит ваша позиция?
- Полагаю, компенсация, которую мы получаем за уехавших в НХЛ игроков, мягко говоря, недостаточна. Кроме того, неконтролируемый отток игроков служит плохую службу самим хоккеистам. Получив обещание златых гор, многие ребята уезжают в Америку и "гибнут" там как игроки, не сумев полностью раскрыться. В 18 лет трудно перебираться в другой мир, полностью менять стиль жизни, игровые навыки. Ведь уровень хоккея в низших заокеанских лигах не соответствует уровню таланта многих ребят из Европы, которые туда приезжают. А возможности пробиться из низшей лиги в НХЛ практически нет. Каждый сезон в клубах появляются всего одно-два места. И, играя в низших лигах за копейки, молодые хоккеисты ломаются и физически, и психологически.
Этот вопрос - один из ключевых для нашего хоккея. Юные суперталанты, конечно, будут уезжать - они и так попадут в основные составы. А вот игроки классом пониже должны, на мой взгляд, уезжать лишь на конкретное место в конкретный клуб. Сегодня же многие наши хоккеисты, завязшие в фарм-клубах, по условиям контракта не могут даже вернуться играть домой. Какая система сегодня существует в НХЛ? 18-летнего парня на драфте выбирает команда, причем не спросив его согласия. И только в 30-летнем возрасте хоккеист, став свободным агентом, может по своему желанию, и то с оговорками, поменять клуб.
Так что нынешний договор кабальный и ничего, кроме вреда, нашему хоккею не приносит. А то, что российские игроки будут уезжать в лучшую лигу мира, - ради бога. Только уезжать они должны за нормальную компенсацию и не бесконтрольно, а с разрешения.
- С чьего разрешения? Федерации?
- Думаю, федерации в нашей стране должны заниматься развитием видов спорта. Решение же профессиональных вопросов следует поручить профессионалам.
- Насколько я понимаю, президент ИИХФ Рене Фазель хочет, чтобы новый договор тоже был коллективным. Вы же предлагаете заключить отдельное соглашение России с НХЛ.
- Нас опять пытаются загнать в колхоз. А ведь ситуация в разных странах далеко не одинаковая. К примеру, в Финляндии или Швеции деньги на подготовку юного хоккеиста дают родители. И потому компенсация в 150 тысяч долларов клубы этих стран вполне устраивает.
Думаю, и НХЛ более выгоден именно коллективный договор, иначе бы лига его в свое время не заключила. С НХЛ мы можем либо воевать, либо сотрудничать. Хотя в торговле - а у нас похожие отношения взаимной выгоды добиться очень трудно. Но у меня возникло ощущение, что заокеанские партнеры меня понимают. Диалог постепенно налаживается, и серьезных возражений я пока не слышал. Ведь аргументы, которые я привел в последнем разговоре с Бэттменом, - логичные.
Кстати, когда только закончил играть, тоже беседовал с комиссаром. И предложил ему создать специальный фонд помощи ветеранам российского хоккея. Откуда брать деньги? Игроки, дисквалифицированные НХЛ, платят штрафы. Набегает довольно серьезная сумма. Наказываются в том числе и наши хоккеисты. И их штрафы вполне могут пойти на помощь российским ветеранам.
Тогда эту идею осуществить не удалось: руководители нашего хоккея захотели контролировать такой фонд. А я предлагал создать попечительский совет, в который вошли бы всеми уважаемые ветераны. И они сами решали бы, кто нуждается в деньгах, скажем, на лечение. В итоге хорошее дело было загублено.
- Полагаете, теперь вам удастся переломить ситуацию?
- Бесстрастно наблюдать за нынешним положением дел я просто не мог. А поскольку очень хорошо знаю, что происходит в заокеанском и российском хоккее, лапшу на уши мне вешать проблематично.
- Думается, взаимоотношения с НХЛ во многом будут зависеть от того, начнет ли лига признавать контракты, заключенные нашими игроками с российскими клубами. Пока этого нет.
- А кто их разрабатывал, эти контракты? Чиновники из федерации. Возможно, такие соглашения были кому-то выгодны. Сейчас лицензии агентам на работу с игроками выдает Федерация хоккея России. То есть общественная организация, которая выполняет государственные функции. Это, на мой взгляд, нонсенс. Ведь в воспитание игрока деньги вкладывает именно государство. По моим подсчетам - не менее миллиона долларов.
- Есть ли какие-то различия в позициях Бэттмена и исполнительного директора Ассоциации игроков НХЛ Боба Гуденау в отношении нового договора?
- После поездки в Америку я должен был встретиться в Швейцарии с Гуденау. К сожалению, другие дела не позволили мне на ней присутствовать, и встречу отменили. Но все же я беседовал с Гуденау по телефону и высказал ему свою точку зрения. Что же касается разногласий... Ожидаемый локаут, думаю, покажет, что у них всегда есть разногласия.
Кстати, профсоюз игроков пусть и минимально, но старается как-то компенсировать переходы наших игроков. Присылает, к примеру, детскую хоккейную форму. Так, на уровне развивающихся стран. Но в хоккее Россия - развитая страна. И если мы будем получать то, что нам по-настоящему полагается, другая помощь не потребуется. Хотя к дружеским жестам Ассоциации игроков мы относимся с благодарностью.
- Каковы дальнейшие шаги в переговорах?
- В ближайшее время в Москву приедет один из помощников Бэттмена. А на открытие следующего сезона мы пригласим и самого комиссара НХЛ, который никогда не был в России. Пусть посмотрит страну, где рождаются звезды для его лиги. Встретили бы Бэттмена и сейчас, но он не может оставить НХЛ во время розыгрыша Кубка Стэнли. Да и дочка у него вскоре выходит замуж.
- Если вам удастся заключить справедливый договор с НХЛ, это наверняка повлияет и на развитие хоккея в России.
- Недавно мы в Госкомспорте провели встречу с хозяевами российских клубов. Большинство из них поддерживают наши новые инициативы. Если компенсации за уехавших игроков будут реальными, а не чем-то вроде подачек, то мы сможем выстроить четкую систему организации хоккея в стране.
К примеру, тренер, который нашел талантливого мальчишку, должен обязательно получать процент от его продажи за океан. Это, во-первых, даст возможность оценить труд, причем колоссальный, который сейчас никому не виден. Во-вторых, станет хорошим стимулом для других детских тренеров, которые с большей энергией станут искать способных ребят, беречь и развивать таланты. Представьте себе: продали игрока за миллион долларов. И, скажем, пять процентов идет детскому тренеру - это 50 тысяч долларов. Какой стимул для работы, причем не за счет государства.
Компенсацию должна получить и спортшкола, вырастившая игрока. А когда заинтересованность будет у всех - от детского тренера до команды суперлиги, наш хоккей станет развиваться в правильном направлении.
Сейчас у многих клубов нет больших денег на покупку игроков. И что они делают? Вкладывают меньшие суммы в развитие детских спортшкол. А потом появляется агент с чемоданом купюр и увозит игрока. То есть клубы пытаются работать на перспективу, а ее нет.
Думаю, можно ввести "Паспорт хоккеиста", который мальчишка получит в самом начале игровой карьеры. И все важнейшие данные о хоккеисте будут заноситься в этот паспорт. Например, имя первого тренера. Чтобы потом на компенсацию не претендовали родители, как нередко бывает.
Короче, система должна быть стройной, прозрачной и, что очень важно, прогнозируемой. И тут нельзя слепо копировать НХЛ - там хватает перекосов. Надо аккуратно адаптировать мировой опыт к нашим условиям.
- Хозяева российских клубов, с которыми вы встречались, не имеют принципиальных возражений?
- Может, и есть несколько несогласных. Но с логикой спорить трудно.
- Когда следует ждать первых конкретных результатов в плане реализации ваших предложений?
- Многое зависит от того, какими силами браться за дело. После разговора с владельцами российских клубов я понял, что у них есть возможность привлечь лучших юристов страны. Новые документы нужно разработать с учетом интересов хоккейного бизнеса, то есть тех людей, которые непосредственно заинтересованы в изменениях.
- И можно предположить, что владельцы клубов создадут рабочую группу, которая займется разработкой этих документов, начиная от договора с НХЛ и заканчивая структурой организации нашего хоккея?
- Она уже создана. А консультации этой группе я готов организовать на самом высоком уровне. И не только хоккейном.
Сергей РОДИЧЕНКО