ФУТБОЛ |
ЧЕМПИОНАТ РОССИИ. ПРЕМЬЕР-ЛИГА |
ДЕНЬГИ В ФУТБОЛЕ: НА ЧЕМ ЗАРАБАТЫВАЕМ И НА ЧТО ТРАТИМ
Окончание. Начало в номере от 15 апреля |
10 САМЫХ КРУПНЫХ ПРИОБРЕТЕНИЙ РОССИЙСКИХ КЛУБОВ |
Владимир КОНСТАНТИНОВ
ВМЕСТО БАРАХОЛОК - КАЧЕСТВЕННЫЕ ПОЛЯ!
В последние годы хорошим подспорьем для целого ряда элитных клубов были барахолки, располагавшиеся на территории их стадионов. По данным еженедельника "Деньги" издательского дома "Коммерсантъ", один из таких рынков приносил ЦСКА около миллиона долларов в месяц! Что, собственно, уже обеспечило бы армейскому клубу заявленный бюджет. Однако по распоряжению московского мэра Юрия Лужкова рынки прикрыли - или, во всяком случае, вынесли за пределы центральных стадионов.
Этот шаг побудил хозяев клубных арен искать другие формы коммерческого использования освободившихся площадей. И там, где работают предприимчивые люди, выход был найден, хотя новые проекты пока не приносят столько денег, сколько раньше. Так, в Лужниках положили несколько качественных искусственных газонов, которые теперь сдаются в аренду профессиональным и любительским футбольным командам (кстати, на одном из них по вторникам играют журналисты "СЭ"). Больше того, некоторые клубы первой и второй лиг минувшей зимой предпочли проводить предсезонные сборы не в Турции или на Кипре, а в Лужниках.
Есть идея о коммерческом использовании футбольного манежа и у "Динамо" - когда он будет свободен от тренировок юных футболистов. "Уже собираем заявки от желающих поиграть на хорошем современном покрытии, - рассказывает генеральный директор клуба Юрий Заварзин. - Один час игры стоит 400 долларов. Если учесть, что одновременно на поле играют до 30 человек, цена, на наш взгляд, не очень высока. Манеж работает с 6 утра до 12 ночи, но, если будет спрос и на более позднее время, всегда сможем договориться".
ДОРОЖЕ ОСТАЛЬНЫХ ПРОДАЛИ СЫЧЕВА И РАДИМОВА
И, наконец, еще один источник доходов, за счет которого клубы всегда пополняли свои бюджеты. Это продажа игроков. В начале и середине 90-х, когда за рубеж уезжали по несколько ведущих российских футболистов в год, хозяева клубов могли спать спокойно. Еще бы: продажа Карпина, Мостового, Колыванова и других звезд по старым, "додефолтовским" ценам компенсировала многие затраты команд, откуда они уехали.
Однако на рубеже веков этот поток иссяк, и последними из могикан стали отправившиеся во Францию Александр Панов и Алексей Смертин, за которых соответственно "Зенит" и "Локомотив", по разным данным, выручили от 4 до 6 миллионов долларов. Да и конъюнктура на западном футбольном рынке резко изменилась.
Прошлой зимой только "Спартаку" удалось выгодно продать футболиста за границу. Речь, как вы понимаете, о Дмитрии Сычеве, за которого руководство красно-белых получило 3 миллиона евро, хотя первоначально рассчитывало на сумму в два раза большую. В любом случае, учитывая тупиковую ситуацию и налет скандальности, сопутствовавшие переходу Сычева сначала якобы в киевское "Динамо", а потом в "Марсель", эту сделку следует признать успешной.
Лишившись возможности пополнять бюджет за счет экспорта лучших футболистов, хозяева клубов как никогда активно проявили себя на российском рынке. И некоторые из них, между прочим, неплохо заработали и здесь. К примеру, почти те же три миллиона евро, что Червиченко выручил за ссылку несговорчивого Сычева в Марсель, президент "Ротора" Владимир Горюнов добыл за счет продажи трех своих ключевых игроков - вратаря Андрея Чичкина в "Крылья Советов", защитника Альберта Борзенкова в "Сокол" и нападающего Романа Павлюченко в "Спартак".
Разумеется, босс волгоградского клуба сделал это не от хорошей жизни. Но сегодня на дворе не середина 90-х, когда "Ротор" во главе с депутатом Государственной думы Горюновым процветал и боролся за медали самого высокого достоинства, а 2003-й, когда команда с трудом сводит концы с концами.
Суммы трансферов на ведущих футболистов внутри страны понемногу подтягиваются к мировым ценам, тем более что на Западе сейчас происходит как раз обратный процесс. Самая крупная внутрироссийская сделка минувшей зимы оценивается в 1,4 миллиона долларов. Именно на столько вырос бюджет "Крыльев Советов" после того, как они продали капитана команды Владислава Радимова в "Зенит". Кстати, этот переход стал возможным благодаря новому главному акционеру питерского клуба - ЗАО "Банкирский дом "Санкт-Петербург".
Всего же, по словам того же Ткаченко, самарский клуб заработал в этом году на продаже и сдаче футболистов в аренду почти 2 миллиона. В свою очередь, "Зенит" разжился миллионом долларов, уступив в другие клубы Лепехина, Базаева, Горового и менее известных футболистов.
Элистинский "Уралан", который по уточненным данным находится на содержании международной компании "Уралан Ltd", мог совершить миллионную сделку, продав защитника молодежной сборной России Дениса Колодина в ЦСКА, однако она в последний момент сорвалась.
В принципе освоить в межсезонье миллион на "лишних" футболистах по силам любому клубу. Главное только - вместе с водой не выплеснуть ребенка. Не потерять того, кто может еще сослужить клубу службу, сколько бы денег за него ни давали.
Помимо дотаций акционеров, спонсорских вливаний, заработков непосредственно на футболе, поступлений от продажи игроков, билетов и телевизионных прав, а также от рекламы и коммерческого использования спортивных сооружений у клубов есть и другие источники доходов, но они не несут решающей нагрузки в бюджете.
У НАС ПОЯВИЛИСЬ ПЕРВЫЕ МИЛЛИОНЕРЫ
В том, где футбольные клубы берут деньги, мы уже более или менее разобрались. Теперь посмотрим, на что они их тратят и по доходам ли у них расходы.
Как и у любой другой хозяйственной организации, расходы футбольного клуба можно разделить на капитальные и текущие. К числу первых относятся наиболее затратные статьи, рассчитанные не на один год. Такие, как покупка игроков, строительство или реконструкция стадиона и тренировочной базы, приобретение клубного автобуса. А текущие связаны в первую очередь с содержанием команды, ее повседневной жизнью, которая также прописывается в бюджете.
Итак, покупка игроков. Собственно говоря, мы уже касались этой темы при рассмотрении доходов, поскольку переход любого футболиста в балансе одного клуба проводится как доход, а другого - соответственно как расход. Впрочем, этой зимой самые весомые, рекордные для отечественного футбола приобретения наши клубы сделали не внутри страны, а на внешнем рынке. Речь о чехе Ярошике, за которого ЦСКА выложил 3,7 миллиона долларов, и бразильце Соузе, стоившем "Крыльям" чуть меньше.
Конечно, такие инвестиции не сравнить с теми, что "Реал" вкладывает в покупку Фигу, Зидана или Роналдо (те стоят в 15-20 раз дороже), но для российских клубов это колоссальные деньги, которые могут быть направлены разве что на решение качественно новой задачи. Очевидно, что для ЦСКА - это чемпионство, для "Крыльев" - место на пьедестале. И оба джокера, похоже, уже начали отрабатывать вложенные в них миллионы. Во всяком случае, Ярошик с учетом финала Суперкубка России уже забил пять мячей в пяти матчах и постепенно превращается в лидера армейской команды.
Не менее чем за миллион долларов также за границей были куплены бразильцы Алберто ("Динамо"), Рони ("Рубин") и чех Мареш ("Зенит"). Это, кстати, еще одно свидетельство того, что в Россию потянулись квалифицированные иностранные футболисты.
КАК СЭКОНОМИТЬ НА ПОКУПКЕ ИГРОКОВ?
В прошлом году на покупку новых игроков больше других потратил президент ЦСКА Евгений Гинер, более чем на половину обновивший состав "под Газзаева". Перед началом этого сезона армейцы ограничились точечной селекцией, прикупив помимо Ярошика лишь Кусова и Гейнриха.
Зато всех перещеголяло вставшее под крыло ЮКОСа "Динамо". По словам его генерального директора Юрия Заварзина, клуб потратил на новичков пять миллионов долларов. При этом многие сомневались в целесообразности таких затрат, однако резвый старт бело-голубых в чемпионате-2003 заставил скептиков придержать язык.
Более трех миллионов "зеленых" стоило обновление "Спартаку", в клубной ведомости которого появилось как минимум полтора десятка новых футболистов. Чуть меньше - дебютанту премьер-лиги "Рубину", "Зениту" и "Шиннику". В то же время многие клубы попытались сэкономить на покупке игроков, заключая контракты преимущественно со свободными агентами или беря нужных футболистов в аренду. Такая практика, ставшая возможной после известного "дела Босмана", значительно сокращает расходы клуба на пополнение.
- Мы не тратим денег на дорогостоящих футболистов, а контракты заключаем только с игроками, способными реально помочь команде, - говорит генеральный менеджер "Торпедо-Металлурга" Юрий Белоус. - У многих наших новичков, например Оганяна, Валлерстедта и Рехвиашвили, контракты с прежними клубами уже закончились. А плеймейкера боснийской сборной Миро Катича приобрели за относительно небольшую сумму - 70 тысяч долларов.
Тем не менее на сегодняшний день селекционную работу "металлургов" успешной не назовешь, поскольку команда плетется в конце турнирной таблицы. И это при том, что за ней стоит такой могучий покровитель, как "Норильский никель", который на днях выкупил у ЗИЛа полный пакет акций автозаводского клуба.
ЦСКА И "СПАРТАК" ПРОДОЛЖАЮТ БОМЖЕВАТЬ
Вложения в клубную инфраструктуру - как правило, долгосрочные, растягивающиеся на несколько лет. И хотя они наиболее осязаемы для футболистов и болельщиков (как раз от этого зависит их комфорт на стадионе, тренировочной базе, в автобусе), проследить за такими расходами под силу только финансовым органам. С другой стороны, объемы именно этого финансирования, которое не дает сиюминутной отдачи, указывают на то, что у руля клуба находятся не случайные люди.
В последние годы в премьер-лиге появились два стадиона-красавца, на которых не стыдно принять и престижные международные матчи. Это "Локомотив" в Москве и "Сатурн" в Раменском. Накануне нового сезона о грандиозных планах реконструкции клубного стадиона и базы в Новогорске объявило "Динамо". Благо, средства теперь на это выбивать ни у кого не надо.
По утверждению Заварзина, динамовская арена станет чисто футбольной, поле будет углублено на три метра, за счет чего вместимость трибун увеличится до 60 тысяч. Все трибуны накроет козырек.
В то же время два именитых и богатых московских клуба "Спартак" и ЦСКА продолжают бомжевать, отстегивая немалые суммы на аренду других стадионов. Так, один "домашний" матч на стадионе "Торпедо" имени Э. Стрельцова, по просочившимся в печать данным, обходится спартаковскому бюджету 25 тысяч долларов. После этого становится ясно, почему босс клуба едва "не уходит в минус" при подсчете прибыли за продажу билетов.
Примерно такая же картина и с учебно-тренировочными базами. У одних, как у "Локомотива" и "Крыльев Советов", они отстроены и оснащены по последнему слову техники, другие клубы продолжают кормить своих футболистов и тренеров обещаниями, по привычке отправляя команды в подмосковный Новогорск, где, впрочем, база тоже уже морально устарела.
В общем, расходы на строительство или реконструкцию клубных объектов могут колебаться от нескольких десятков до сотен тысяч или даже миллионов долларов - в зависимости от намеченных на финансовый год работ.
НЕ ПОРА ЛИ СНИЖАТЬ ЗАРПЛАТУ ФУТБОЛИСТАМ?
Наиболее емкая статья текущих расходов клубов, как нетрудно догадаться, - затраты на зарплату и другие контрактные выплаты игрокам и тренерам включая так называемые подъемные и премиальные. Сейчас, похоже, уже перестало быть секретом, что у нас есть футболисты, получающие 15-20 тысяч долларов в месяц. При том что на балансе едва ли не каждой команды находятся 30 - 40 игроков (пусть и с заметно меньшими зарплатами) и несколько тренеров, все это выливается в кругленькую сумму с пятью нолями в валютном эквиваленте.
Большие деньги, пришедшие в наш футбол в последние два года, наверняка поднимут эту планку. Те же Ярошик и Соуза, приобретенные более чем за три с половиной миллиона каждый, вряд ли будут получать меньше Титова, Гусева или, скажем, Овчинникова. Впрочем, не исключено, что их зарплаты уже были включены в сумму трансфера между клубами, что в конечном итоге и сказалось на их высокой цене.
Между тем в благополучной Европе идет обратный процесс - зарплаты футболистов поползли вниз, поскольку на каком-то этапе достигли немыслимых размеров. (Например, Зидан в "Реале" и Верон в "МЮ" получают более 100 тысяч долларов в неделю!) По прогнозам президента "Локомотива" Валерия Филатова, через несколько лет то же самое произойдет и в России. В той же Италии хозяева клубов не скрывают, что игроки, за редким исключением, не стоят тех денег, которые получают. Просто они сами загнали себя в угол, а мы идем тем же путем.
Первые попытки сократить футболистам зарплаты были предприняты уже этой зимой. Президент "Спартака" Андрей Червиченко принял подобные меры к ряду футболистов, в частности к Ковтуну и тогда еще красно-белому Рубину. Вице-президент "Черноморца" Георгий Антоньян, в свою очередь, экономит клубные денежки за счет исключения из бюджета такой строки, как "подъемные".
- В прошлом сезоне мы вообще исключили это понятие из обихода, - с гордостью говорит Антоньян. - И сейчас ясно, что эта мера была абсолютно оправданной. Если игрок хочет получить определенную денежную сумму, он ее получит - в виде зарплаты и ряда поощрений, например премиальных. Но сначала пусть заработает эти деньги! А подъемные... Эта форма стимуляции больше подходит для младших научных сотрудников, чем для футболистов...
Очевидно, что сегодня в российском футболе стало значительно меньше "летунов", которые, как мухи на мед, собирались со всех концов страны там, где поначалу отваливали щедрые авансы. В этом плане ситуация сейчас более контролируемая.
С другой стороны, вряд ли кто будет отрицать, что лишние три-четыре тысячи долларов за победу - неплохая прибавка к зарплате и что это по-прежнему действенный стимул для футболистов. Хотя в некоторых клубах, к примеру в "Зените" и "Крыльях", система поощрения уже более изощренная: она предполагает выплату премиальных не за конкретный матч, а за совокупный результат по итогам нескольких встреч.
Нельзя забывать и о бонусах за успешное выступление по итогам всего сезона. Насколько мне известно, есть команды, где каждому игроку за чемпионство обещана премия 100 тысяч долларов, что, понятно, увеличит клубные расходы еще как минимум на полтора-два миллиона. Впрочем, в этом случае поиск недостающих денег станет для руководителей приятными хлопотами.
САМОЛЕТ - ХОРОШО! ТОЛЬКО ДОРОГО
Достаточно существенным видом расходов является взнос в РФПЛ в размере 5 миллионов рублей, который предназначается для проведения собственно чемпионата, в том числе для оплаты работы арбитров. В этом году хозяин "Торпедо" Владимир Алешин просил понизить ценз до трех миллионов, однако его предложение у большинства коллег поддержки не нашло. Вообще же стоит заметить, что основная нагрузка на клубный бюджет в плане расходов ложится в первом квартале, когда заканчивается селекционная кампания, проводятся дорогостоящие зарубежные сборы, закупается форма и идут последние приготовления к чемпионату.
Отдельной строкой в бюджете проходят транспортные расходы, а точнее - аренда самолета, поскольку в премьер-лиге не осталось команд, путешествующих каким-то другим видом транспорта. Удовольствие это тоже не из дешевых. За один перелет туда-обратно клубы платят от 10 до 20 тысяч долларов в зависимости от длины маршрута и комфортабельности воздушного судна. Как правило, это Ту-134 или Як-42.
Между прочим, такие перелеты могут стоить казне провинциальных клубов до 300 тысяч долларов в год, не считая поездок на матчи Кубка России и Кубка премьер-лиги. Слава богу, в высшем свете сейчас нет команд из азиатской части страны, в противном случае эти расходы резко возросли бы.
Впрочем, не все команды пользуются чартерными рейсами. "Спартак-Алания", например, нередко летает в Москву рейсовыми самолетами, экономя на этом часть бюджетных средств. Кроме того, есть команды, которые совершают перелеты на ведомственных или корпоративных авиалайнерах.
Выезд в другой город - это, разумеется, не только расходы на самолет. Прибавьте к этому размещение в гостинице (как правило, на два дня), питание, медикаменты. Все это обычно выливается в сумму от 10 до 15 тысяч у.е. Конечно, если размещаться в хорошем отеле. Кстати, большинство команд именно так и поступает, справедливо полагая, что перед игрой у футболистов не должно быть неудобств вроде отсутствия горячей воды в кране или сломанной кровати в номере.
ВО СКОЛЬКО ОБХОДЯТСЯ СУДЬИ?
На что еще требуются средства футбольным клубам? На аренду квартир для иногородних игроков, которые ютятся, как вы понимаете, не в коммуналках. А это в зависимости от города и района - от 500 до 1000 долларов за каждого в месяц. При том, что где-то по контракту футболисты сами частично оплачивают свое жилье.
Еще - на офисные расходы, связь, подготовку программок к матчам, за которые к концу месяца тоже набегают немалые суммы. На зарплаты работникам клуба и тому подобное. Помимо этого, по законам бухгалтерии к сверстанному уже бюджету следует прибавить 10 - 15 процентов в качестве "непредвиденных расходов". Это уже аксиома.
Наконец не стоит забывать и о том, что при большинстве клубов премьер-лиги работают детско-юношеские футбольные школы или интернаты, которые также "съедают" определенную часть бюджета. И пусть она не самая затратная, новые Сычевы и Кержаковы, на которых клубы впоследствии попытаются заработать миллионы, растут сейчас именно там. И им, как ни банально звучит, для профессионального роста нужны и ровные поля, и хорошее питание, и удобные, теплые раздевалки.
И последнее. Не могу этого утверждать, поскольку такая строка в бюджете клубов не прописана, но не раз и не два приходилось слышать от высоких должностных лиц нашего футбола о пресловутой "работе" с судьями и игроками команд-соперниц (если называть вещи своими именами, то речь идет об откровенном подкупе). И это - несмотря на меморандум президентов о честной игре.
Вот и сейчас с подачи человека № 1 в "Спартаке" - президента Червиченко - эта тема вновь всплыла в средствах массовой информации. По некоторым данным, отдельные клубы тратят на подобные цели не десятки, а сотни (!) тысяч долларов.
Но это, как говорится, уже совсем другая история...
P.S. Вчера, в первой части этого материала, была допущена опечатка: в начале 90-х в составе "Эспаньола" играл, разумеется, не Мор, а Мох.