ФОРМУЛА-1 |
54-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Четвертый этап. |
МИХАЭЛЬ БЫЛ ВЕЛИКИМ ГОНЩИКОМ. ОСТАЕТСЯ ВЕЛИКИМ И СЕГОДНЯ
ФОРМУЛА-1 |
С Герхардом БЕРГЕРОМ |
Знаменитый в прошлом пилот "Больших призов", а ныне спортивный директор БМВ Герхард Бергер продолжает комментировать специально для "СЭ" события 54-го чемпионата мира.
Борис ТОСУНЯН |
из Вены |
- Вы, господин Бергер, оказались правы: воскресная гонка в Имоле показала, что разговоры о кризисе "Феррари" и Михаэля Шумахера были преждевременны. Получается, лидер вернулся на прежние позиции?
- Я за Михаэлем внимательно слежу с начала сезона и не заметил, чтобы он хоть чем-то отличался от себя прежнего, выигрывавшего все подряд.
- Его брат Ральф в воскресенье тоже поначалу выглядел впечатляюще, но потом сник. В чем причина?
- Во многом виноват сам Ральф. Например, ошибся с выбором передачи при выезде с первого пит-стопа - вместо первой включил вторую и в итоге потерял время. Правда, и команда оказалась не на высоте: в очередной раз отказало дозаправочное оборудование! Впрочем, пострадал от этого больше Монтойя, чем Шумахер-младший.
- Лидеры сезона "Макларен-Мерседес" и "Феррари" сейчас вовсю дорабатывают свои новые болиды, которые вот-вот появятся на трассе. А что делает "Уильямс-БМВ", чтобы не отстать от конкурентов?
- У "Мерседеса" в прошлом сезоне были проблемы с мотором, но теперь они решены. Если вы заметили, и у нас в воскресенье были позитивные сдвиги. В частности, улучшилась аэродинамика машин, за счет чего возросла скорость. На предыдущем этапе мы стартовали на этих же болидах, но из-за плохих погодных условий не удалось полностью раскрыть их потенциал.
В отличие от "Феррари" и "Макларена" мы с самого начала сезона используем новый автомобиль, так что речь может идти только о некоторых доработках. А создание следующей модификации "Уильямса" уже идет полным ходом.
- Вернемся к проблемам с обслуживанием на пит-стопах. Они были и у "Феррари". Шумахера механики выпустили на трассу быстро, а вот с Баррикелло возились непозволительно долго.
- Знаю по личному опыту, что дело тут вовсе не в чьем-то злом умысле. Помню, мы с Айртоном Сенной тоже сталкивались с подобным. Просто технический персонал обычно уделяет больше внимания лидеру команды. Причем делает это не осознанно, а подсознательно.
- Накануне воскресной гонки братьев Шумахеров постигло большое горе - умерла их мать. Что заставляет гонщиков даже в таких ситуациях выходить на старт? Ведь откажись Ральф и Михаэль от гонки, их бы никто не осудил.
- В 1997-м в Хоккенхайме я сам оказался точно в таком же положении: незадолго до той гонки в авиакатастрофе погиб мой отец. Но я все же не пропустил этап. И был уверен, что отец одобрил бы мое решение. Стоя на пьедестале почета, я представлял, как радовался бы он моей победе, если бы был жив. Полагаю, те же чувства испытывали и Михаэль с Ральфом.
- В последние пять сезонов в Имоле побеждают только Шумахеры: четырежды - старший брат, один раз - младший. Как, на ваш взгляд, им удалось подобрать ключи к этой весьма непростой трассе?
- Секрет прост. Им посчастливилось родиться с талантом гонщиков, но они на этом не успокоились и упорным трудом доказывают, что являются лучшими на сегодняшний день.
- Несмотря на то, что автодром имени Энцо и Дино Феррари в Имоле имеет богатейшую историю и любим большинством пилотов, в последнее время гонки на нем получаются довольно незрелищными, если не сказать скучными. Почему это происходит?
- Не только этот "Гран-при", но и первый этап "Формулы-3000" в Имоле тоже получился унылым. И виноваты в этом, думаю, владельцы автодрома, которые, реконструировав трассу после известных событий 1994 года, по сути, лишили пилотов возможностей обгонять друг друга.
- "Формула-1" вернулась в Европу - и от перенасыщенных событиями гонок не осталось и следа. Что, новые правила в Старом Свете не работают?
- Я бы не хотел быть столь категоричным. Да, по сравнению с тремя предыдущими гонками эта была, мягко говоря, невыразительна. Но не думаю, что так будет до финиша сезона. Нас наверняка ждет впереди много интересного.
- А как вы лично относитесь к трассе в Имоле, ведь с ней у вас немало связано, в том числе и не самого приятного? Я имею в виду аварию 1989 года?
- У меня к Имоле особое чувство. Здесь я познал и взлеты, и падения. Горел в упомянутом вами 89-м. И все равно этот автодром для меня - самый лучший в мире!
- В минувший уик-энд после длительного перерыва в Имоле побывал ваш бывший напарник по "Феррари" и "Бенеттону" Жан Алези, в 2001 году завершивший карьеру пилота "Формулы-1" и ставший гонщиком немецкой серии DTM. Вы поддерживаете с ним отношения, следите за его выступлениями?
- Часто смотрю по телевизору соревнования с его участием. А в Имоле мы наконец-то увиделись, кофейку вместе попили...
- Когда-то казалось, что Алези от "Формулы-1" клещами не оторвешь, настолько он был влюблен в нее. А теперь на вопрос, не хочется ли ему вернуться, ответил: "Это чувство меня больше не преследует". Ваш друг на 39-м году наконец-то повзрослел?
- (Смеется.) Если судить по тому, о чем мы с ним говорили во время последней встречи, то нет!
- А на самом деле, насколько легко пилоту отвыкнуть от постоянного ощущения опасности, от предельных скоростей?
- Мне это далось очень легко. У других может быть иначе.
- В первой из наших ставшими регулярными бесед вы сказали, что реформы в "Формуле-1" - это благо. Не изменили с тех пор своего мнения?
- Меня смущает то, что во время квалификации зрителям на трибунах не очень-то интересно наблюдать за происходящим. Что гонщик, занимающий поул-позишн, порой получает эту привилегию по чистой случайности, а не завоевывает ее, как раньше, с боем. Хоть результаты в Имоле немного успокоили, вопросы все равно остались. Так что я по-прежнему приветствую реформы, но при этом отмечаю про себя, что у них есть не только плюсы, но и минусы.