Газета Спорт-Экспресс № 96 (3183) от 5 мая 2003 года, интернет-версия - Полоса 10, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 мая 2003 | Хоккей - Чемпионат мира

ХОККЕЙ

ЧЕМПИОНАТ МИРА

ЛАТВИЯ - РОССИЯ - 2:1 (0:0, 0:0, 2:1)

Слава МАЛАМУД

из Турку

В ЗАПАСЕ - НОВОСЕЛЬЦЕВ

О том, что перед матчем со сборной Латвии в составе нашей команды произойдут изменения, можно было догадаться. В частности, Александру Гуськову, который не принимал участия во встрече со шведами, Плющев практически сразу же сказал, что его вывод из состава - явление временное. Тренер сдержал слово, и в матче с латышами Гуськов вышел в четвертой паре, заменив Ждана, чья звезда стремительно закатилась.

Ожидались и перестановки в атакующих тройках...

За день до поединка с командой Латвии Олег Сапрыкин покинул лед в чрезвычайно расстроенных чувствах, которых не пытался скрывать, проходя мимо стоявших в коридоре представителей прессы. Среди журналистов мгновенно распространился слух о расформировании второго, "энхаэловского" звена, но он впоследствии не подтвердился. Вместо этого Плющев вернул в четвертое звено Семина, убрав явно выпадавшего из игры Новосельцева.

ЛАТВИЯ: ЕЩЕ ЕСТЬ ШАНС!

Что касается латышей, то их шансы на выход в четвертьфинал благодаря обидному поражению от Швейцарии к моменту начала матча можно было отнести к разряду призрачных. Все, на что могли надеяться наши соседи, - выиграть у России и Дании и уповать на поражение россиян от Канады, которое внесло бы полную неразбериху в турнирную таблицу. В этом случае три команды, претендующие на два места в плей-офф, имели бы по четыре очка, при бесконечных вариантах в подсчете разницы забитых и пропущенных шайб (во встрече с датчанами, как уже было убедительно доказано, реально забить и два, и семь голов).

Такой расклад был для латышей довольно обидным, так как они небезосновательно считали, что уж швейцарцев-то надо проходить обязательно. Большую часть матча Латвия действительно выглядела гораздо убедительнее соперника, и, когда уроженец Санкт-Петербурга Вячеслав Фандуль забил второй гол, казалось, что за третьим и четвертым дело не станет. Но шайба в ворота не шла, силы постепенно иссякали, а потом неуверенно сыграл на выходе Наумов, и в дальнейшем дожимали соперника уже более выносливые швейцарцы. Как и любой матч, в котором активную и умную команду "душит" прагматичный соперник, зрелище это было довольно грустное.

НА РОССИЮ БРОСИЛИ ИРБЕ

Однако на боевой настрой латышских болельщиков не повлияли ни поражения сборной, ни мелкий, но противный дождь, не прекращавшийся всю неделю. Поубавилось лишь самих латышей: из присутствовавших на предварительном этапе четырех с половиной тысяч в Турку их осталось чуть больше сотни.

Для Латвии, как видно, матч с Россией важен уже сам по себе, безотносительно к турнирной ситуации. Имена Артура Ирбе и Ильи Ковальчука обсуждались на все лады как в пресс-центре, так и на трибунах. Ирбе, проведший один из худших сезонов в своей энхаэловской карьере и неубедительно выглядевший во встрече с канадцами, не случайно получил шанс реабилитировать себя в матче с Россией: сложные и противоречивые чувства Артура именно к этому сопернику давно известны. Между прочим, хочет Ирбе того или нет, но для нас он на чемпионатах мира пока сделал больше, чем для Латвии. Ведь до того, как Максима Соколова признали лучшим голкипером ЧМ-2002, последним нашим вратарем, удостоившимся этой чести, был именно Ирбе, в 1990-м.

ТО ЛИ "ЛАССИЯ", ТО ЛИ "РОССВИЯ"

Илья Ковальчук, отметившийся голом в каждом из первых четырех матчей (все как на подбор - красавцы), имел прекрасную возможность отличиться уже на первой минуте. Начавшая игру первая пятерка вытворяла в зоне латышей все, что хотела, и Дацюк, нашедший лазейку в защите соперника, выдал с неудобной руки фантастический пас Ковальчуку. Ирбе, которого в НХЛ называют Волшебником, сумел предотвратить гол, лишь распластавшись на льду и потеряв при этом клюшку.

В дальнейшем первый период проходил местами в равной борьбе, местами - с преимуществом нашего соперника. Заметно уступающие россиянам в габаритах латыши взяли на вооружение довольно умную тактику: не пытаясь входить в нашу зону через центр, они протискивались туда по бортикам. Скорости прибалтам не занимать, поэтому атаки их выглядели гораздо острее, и Подомацкому несколько раз пришлось выручить команду. Помогали Латвии и необязательные удаления, которые, приходится констатировать, уже становятся геральдическим знаком молодой и горячей команды Плющева.

Что касается нападения россиян, то оно вызывало нехорошие воспоминания о матче со шведами. В активе: индивидуальные действия игроков первой пятерки, напористость звена Зиновьева и старательность молодежи. В пассиве: сумбурные и часто бессмысленные действия в атаке, острейший дефицит точных длинных передач и подозрительно медленное перемещение через среднюю зону, при том, что в скорости мы вроде бы не должны уступать никогда и никому.

Но явного игрового преимущества, во всяком случае - в равных составах, не было ни у кого. Даже на трибунах россияне старались вовсю: боевые кличи обеих сторон постоянно сливались, и вопреки историческим реалиям то и дело получалась не то "Лассия", не то "Россвия". Впрочем, святое "Шайбу!" и "Saruj!" болельщики кричали порознь.

Чуть повеселее стало российскому сектору во втором периоде. На четвертой минуте третье звено усилиями Антипова и Зиновьева ходило вприсядку по зоне соперника, но распечатать ворота Ирбе не смогло. Увы, как всегда, юношеский задор ни во что конструктивное не воплотился: вслед за хороводом Антипова мгновенно удалились Кайгородов и Соин, любезно вернув инициативу латышам. Последние, впрочем, играя впятером против троих, не поразили выдумкой и серьезных задач перед Подомацким не поставили.

За исключением этого отрезка, преимущество наших во второй 20-минутке было заметным. Но наступали подопечные Плющева рывками, большей частью действуя поодиночке, и редко использовали свое преимущество в габаритах и технике. В какой-то момент оживилось второе звено, создавшее несколько опасных моментов у ворот латышей. Но и энхаэловцам не хватило точности в завершающей стадии: Архипов, бросавший с близкого расстояния, не сумел замкнуть точную передачу Фролова.

АРГУМЕНТОВ У НАС НЕТ

Стремление Плющева оживить игру было вполне понятным и то, что он ради этого предпринял, - вполне предсказуемым. На скамейку села четвертая пара защитников, а также нападающие Кайгородов, Суглобов и Сапрыкин.

Надо признать, мера подействовала - опасные моменты стали возникать. Правда, не только у ворот Ирбе, но и у наших. И первый из них, в первой же смене, завершился голом сборной Латвии. При этом особенно неприятным был не сам факт взятия ворот Подомацкого, а то, с какой легкостью звено латышей развезло по углам нашу лучшую пятерку, в результате чего Тамбиев завершал атаку совершенно беспрепятственно.

Шока у россиян не было - в следующей смене отличился Фролов, забивший трудовой гол при жестком противодействии защитника. Но через несколько минут игра у нашей сборной неожиданно пропала. Хоккеисты принялись больше действовать индивидуально и, что особенно бросалось в глаза, вопиюще медленно. В результате Латвия отличилась еще раз, причем опять - после серии серьезных позиционных просчетов подопечных Плющева.

В оставшееся время россияне так и не смогли ради спасения матча предпринять что-то серьезное. Даже менять вратаря на полевого игрока в концовке встречи тренеры не стали.