Газета Спорт-Экспресс № 101 (3188) от 13 мая 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 14 мая 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

Герман ТИЛКЕ

ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ

Властелин Колец, как считают в Германии, вовсе не литературный вымысел, а вполне реальный человек. Он, естественно, немец и обитает в Аахене, на Крефельдерштрассе, 147. По этому адресу и отправился корреспондент "СЭ".

ФАБРИКА С ХАРАКТЕРОМ

Я оказался в нужном месте в нужный час: герр Тилке, он же - Властелин Колец, как раз парковал черный "Порше" рядом со своими владениями. Дорогая спортивная машина, как я понял, вовсе не пижонство, а дань прошлому: в свое время мой собеседник был автогонщиком, да и теперь время от времени выходит на старт ветеранских турниров.

Любопытная деталь, без упоминания которой портрет придворного архитектора Ее Величества "Формулы-1" был бы, мне кажется, неполным. Тилке уже было направился в свой офис, но по дороге по-хозяйски принялся носком ботинка убирать с дороги невесть откуда взявшиеся камешки. Все дело в том, что мелочей для этого человека нет.

Позже, когда мы ближе познакомились, Тилке сообщил, что дом на Крефельдерштрассе, 147, - его собственность. Покупку здания он считает крайне удачным вложением капитала, вот и относится тут ко всему с особым трепетом.

Мне же выбор моего нового знакомого, ворочающего сотнями миллионов долларов, показался странным: что он нашел хорошего в здании казарменного типа, внешне явно проигрывающем своему ультрасовременному соседу, где размещается другое архитекторское бюро? "Может, - спросил я Тилке, - все дело в футболе, и вы предпочли это здание, чтобы из окна своего кабинета наблюдать за матчами местной команды второй бундеслиги, благо стадион всего в двух шагах?"

Тилке улыбнулся. Сказал, что к футболу он, конечно, относится положительно, но дело вовсе не в стадионе. А в том, что раньше милый его сердцу дом был швейной фабрикой:

- У старых зданий свой, особый характер. И прежде всего - у старых фабрик. Там простор, высокие потолки, и удивительно легко дышится. А значит, и работается продуктивно. Этот дом подошел мне по всем параметрам.

МАСТИТЫЕ КОНСУЛЬТАНТЫ

...На стенах бывшей фабрики были развешаны многочисленные чертежи гоночных трасс. Хозяин объяснил, что это обычный учебный комплект, предназначенный для студентов, которых время от времени германские вузы присылают на его фирму проходить практику.

- А гонщики "Формулы-1" к вам приходят? - поинтересовался я. - Может, им любопытно увидеть место, где проектируются автодромы, где они ездят.

- Приходят, только не действующие, а бывшие - те, кто стал журналистами. Им, как и вам, редакции дают задание написать о нашей фирме. Что же касается боевых пилотов, то обычно я сам отправляюсь на свидание с ними. Меня, естественно, крайне интересует их мнение по поводу того, что я делаю, поэтому такие встречи бывают практически после каждого "Гран-при". И, как правило, гонщики дают мне весьма дельные советы. Мы ведь не обсуждаем проблемы глобального масштаба, а прежде всего делаем упор на детали - например, на то, как пилот чувствует себя в том или ином повороте.

- И кто из гонщиков входит в группу ваших, так сказать, консультантов?

- Контакты налажены со многими, но охотнее всего со мной сотрудничают Михаэль Шумахер и Дэвид Култхард. Их мысли о том, как сделать соревнования более захватывающими и одновременно более безопасными для зрителей и гонщиков, представляют для меня большой интерес.

ЭФФЕКТ ПРИСУТСТВИЯ ДОСТУПЕН НЕ ВСЕМ

В то же время, как признался Тилке, ему далеко не всегда удается следовать рекомендациям гонщиков. Ведь порой он имеет дело с таким трассами, где из-за нехватки места трудно что-либо кардинально переделать.

- Почти у каждой трассы свое лицо, свой характер, - пояснил он. - Взять хотя бы старый добрый Нюрбургринг. Он так органично вписан в окружающий ландшафт, что, боюсь, повторить нечто подобное моему поколению специалистов не удастся. Но вся беда в том, что создатели этой трассы не заглядывали далеко вперед. Они не учли того, что скорости резко возрастут - и гонщикам станет крайне трудно справляться с управлением в поворотах. Вот и получается, что мой любимец-автодром реконструкции, увы, не подлежит.

Кстати, именно там я начинал свою профессиональную карьеру, получил первый подряд. За что мне, помнится, заплатили 600 марок. Порой приезжаю туда, чтобы поглядеть на первое творение своих рук - участок покрытия у сервисных боксов. До сих пор все в приличном состоянии.

- Я слышал, что немало интересных идей у Ханса-Харальда Френтцена. Сложно ли учесть пожелания этого пилота?

- Френтцен, к примеру, недавно предложил прокладывать трассы таким образом, чтобы зрители чувствовали себя как бы соучастниками гонок. Это направление, конечно, надо развивать, но хочу заметить, что нами в данной области и так уже достигнуто многое. Ничего нереального в предложениях Френтцена нет, и мы мыслим в одном направлении.

Тут герр Тилке принялся подробно объяснять, как он добивается подобного "эффекта присутствия", но, видимо, по моим глазам понял, что слишком уж сложно все излагает, и решил проиллюстрировать свои слова: соорудил на столе из подручных средств миниатюрный автодром, в качестве болида использовал мобильный телефон, а ладонью изображал трибуны. И сразу все стало ясно. "Эффект присутствия", по мнению архитектора автодромов, возможен прежде всего тогда, когда зрители видят проносящуюся мимо них машину сзади или спереди.

По словам Тилке, этот эффект намного усиливается, если гонщик в данный момент маневрирует, бросая болид из стороны в сторону. Такие места на трибунах особенно популярны у публики, но их пока не хватает. С другой стороны, и в автобусе не у всех пассажиров есть возможность сидеть за спиной водителя.

МОСКВА ОГОРЧИЛА

В другом помещении, куда я случайно забрел, отбившись от своего экскурсовода, на экране компьютера красовалась фотография, на которой группа парней и девушек позировала на фоне сооружающегося автодрома.

- Это по электронной почте прислали мои сотрудники, отправившиеся с инспекцией в Бахрейн, - сказал подоспевший Тилке. - Посмотрите, какие довольные у них лица. Что ж, нам есть чем гордиться: в пустыне строим, где никто еще ничего подобного не делал. В Бахрейне гонщики будут стартовать в оазисе, потом трасса уйдет в пески - и вернется обратно. Получается как в давние времена: уставшие от жары путники находят убежище в тени деревьев. Использованы и многие другие символы.

Но это мы сейчас такие умные, а сколько ошибок в свое время совершили! Знаете что самое сложное во время работы в экзотических странах? Подобрать нужный материал. Асфальт только на первый взгляд везде одинаковый, а на самом деле в Шанхае он один, в Малайзии - другой, в Бахрейне - третий. Когда разрабатываешь дизайн трассы, необходимо учитывать и эти нюансы.

Фотография из Бахрейна навела меня на мысль предложить Тилке сфотографироваться на фоне своих эскизов. Он согласился, но при этом продолжал вводить в курс дел. Остановившись у шанхайского проекта, отметил, что постарался учесть особенности местного колорита: входы на арену украсят скульптурные изображения львов, конфигурация трассы будет в виде иероглифа, домики для гонщиков построят на воде...

Мы подошли и к отложенному до лучших времен московскому проекту, который все еще висит на одной из стен третьего этажа. Тилке, заслонив его грудью, попросил проект не фотографировать, а то вдруг в Москве его неправильно поймут. Но потом сжалился и дал добро на съемку - но с условием: если в редакции этот снимок решать публиковать, пусть сделают приписку. Мол, это уже не актуально, из серии "нереализованные мечты".

На мой вопрос, сильно ли он огорчен тем, что об автодроме в Москве пока следует забыть, Тилке кивнул: "Еще как огорчен! Охотно поработал бы в ваших краях".

Во время нашей дальнейшей прогулки по зданию архитектор еще не раз, вспоминая российскую столицу, с грустью повторял эти слова.

СБОРНЫЙ ПУНКТ НА ЧЕРДАКЕ

- Господин Тилке, за вашими плечами уже столько сделанного, в том числе и в весьма экзотических странах. Есть ли в голове еще какие-то идеи, в том числе необычные? Могли бы, скажем, построить автодром в Арктике?

- А почему бы и нет? - улыбнулся хозяин, и повел меня на чердак, сказав, что недавно прикупил его, так как прежних площадей для работы стало не хватать. Там мы вошли в очень важную, по словам Тилке, комнату. Оказывается, сюда, под крышу, стекается все, что наработал коллектив фирмы за день. Глядя на то, как из чрева какого-то мудреного аппарата безостановочно выползают чертежи, я понял, что свое дело Властелин Колец, подобно владельцам бывшей фабрики, поставил на поток. Тилке пояснил:

- У нас потому так много работы, что мои сотрудники заняты не только автогонками, но и другими видами спорта, а в городах мы строим целые кварталы жилых домов. Но все же приоритет отдан "Формуле-1", которой подчинены приблизительно 70 процентов всех мощностей компании.

Размах действительно впечатлил. Как свидетельствовали экспонаты на стенах, из ныне действующих трасс "Ф-1" Тилке и К° построили или реконструировали 8, а всего фирма, персонал которой сейчас насчитывает 120 человек, приложила руку к 27 автодромам. При этом, как я понял, каких-либо отделов, занимающихся чисто формулическими делами, нет. Все подразделения работают сообща.

ЖЕНА ВСЕГДА РЯДОМ

- А конкуренты у вас есть?

- Если вы про "Формулу-1", то тут мы лидеры. Вот в других областях завоевать место под солнцем куда труднее.

- С защитниками окружающей среды во время строительства проблем не возникает?

- Мы приступаем к делу, имея на руках полный пакет необходимых документов, с печатями всех инстанций, поэтому с "зелеными" конфликтов практически нет. Даже жильцы близлежащих домов не ропщут. Мы ведь делаем все возможное, чтобы шум моторов их не беспокоил. Конечно, любая стройка что-то да нарушает, но мы исходим из того, что любое сооружение нужно людям, как нужны теннисные площадки и футбольные поля.

- Когда трудитесь над очередным проектом, не возникает желания установить какой-нибудь рекорд? Скажем, спроектировать самый длинный поворот в истории "Формулы-1"?

- Если и устанавливаем какие-то рекорды, то не потому, что гонимся за славой. То или иное решение напрашивается в каждом конкретном случае.

- Следующий этап чемпионата "Формулы-1" пройдет в Австрии, и если не произойдет ничего экстраординарного, то для автодрома в Шпильберге этот "Гран-при" должен стать последним. Как утверждает австрийская пресса, земельные власти, разочарованные известием о непродлении контракта, намерены использовать его под военный аэродром.

- Насколько я знаю, речь о таких радикальных изменениях в судьбе А-1 все же не идет. Трасса останется. В конце концов, на "Формуле-1" свет клином не сошелся, есть и другие виды автогонок.

- А сколько вообще живут автодромы "Ф-1"?

- Современные выдерживают без каких-либо переделок около 10 лет. А если лет 30 к ним не прикасаться, а потом попробовать реконструировать, то ничего не получится. Надо будет строить заново.

- Вам приходится мотаться с одного объекта на другой, посещать этапы чемпионата "Формулы-1". Наверное, жена недовольна вашими частыми отлучками?

- Как-то в беседе с одним журналистом она заметила, что ей удается со мной пообщаться только в самолете, когда мы летим на какое-нибудь мероприятие. Но это явное преувеличение. Она ведь в этих же самых стенах работает. Так что возможностей для общения у нас хватает.

Борис ТОСУНЯН

Аахен - Вена