Газета Спорт-Экспресс № 121 (3208) от 5 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 6, Материал 4

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 июня 2003 | Лыжные гонки

ЛЫЖИ и БИАТЛОН

КАК ПРОЖИТЬ БЕЗ НЕФТЕРУБЛЕЙ

"СЭ" уже сообщал о том, что с 1 июня компания "Роснефть" прекратила финансирование национальных федераций лыжных гонок и биатлона

Мастер парадокса Оскар Уайльд тонко подметил: "В неразумной молодости я полагал, будто все в этом мире зависит от денег. Повзрослев и поумнев, понял, что так оно и есть".

Вот и мы, повзрослев и прозрев за годы перехода к рынку, убедились в правоте ирландца. И спорт - не исключение, ибо является составной частью общества, в котором мы все живем. Признавая, что большой спорт - это большая индустрия, нельзя не прийти к выводу: без серьезных денег ждать громких побед по меньшей мере наивно. Привлечение крупных финансов в спорт выгодно как самим атлетам, так и выделяющим эти средства компаниям. Согласитесь, насколько симпатичнее стал образ "Кока-колы", производящей не самый полезный для здоровья продукт, после того, как компания стала официальным спонсором Олимпийских игр. А надежность Оливера Кана в воротах футбольной сборной Германии стали сравнивать с надежностью "мерседеса" на дороге, когда немецкий автоконцерн начал спонсировать национальную команду.

Альянс "Роснефти" с отечественными Федерацией лыжных гонок и Союзом биатлонистов приносил весьма ощутимые результаты: золото чемпионатов мира и Олимпиад, победы на этапах Кубка мира... Несомненно, в триумфе Ольги Пылевой в Солт-Лейк-Сити есть немалая заслуга нефтяной компании. Как и в успехе Ольги Завьяловой на чемпионате мира в Италии. Чем же вызвано скоропалительное решение "Роснефти" прервать контракт с относительно успешными (на фоне других видов спорта) федерациями? Фразы о том, что вложения в лыжный спорт и биатлон оказались неэффективными, выглядят малоубедительными. И уж совсем непонятно звучит заявление представителя пресс-службы "Роснефти", что, мол, спорт не является профильным активом компании. Ведь и так ясно, что речь с самого начала шла о благотворительности, без которой современный спорт просто немыслим. Это решение выглядит еще более странным в свете обсуждавшейся несколько месяцев назад возможности выдвижения кандидатуры главы "Роснефти" Сергея Богданчикова на пост президента ФЛГР. Правда, тогда в стане спортсменов поднялся ропот: как можно отдавать благородное дело спорта в руки бизнесмена, чужого, дескать, человека? Но именно этот чужой дядя из доходов своей компании оплачивал дорогостоящие сборы, закупал недешевую экипировку, выплачивал премиальные. А встав у руля федерации, он вполне мог превратить лыжный спорт в "профильный актив" "Роснефти". Ведь не жалуются же фехтовальщики, федерацией которых руководит глава "Газпроминвестхолдинга" Алишер Усманов, лично поощряющий лучших мастеров клинка премиями и стипендиями. И если спорт - это деньги, то господин Богданчиков уже доказал, что считать их и распоряжаться ими умеет. А подготовка гонщиков по-прежнему бы оставалась прерогативой тренеров, которым тоже было неплохо под крылом "Роснефти". Очевидно, демарш руководства нефтяной компании стал реакцией на те скандалы, которые частью искусственно раздувались вокруг спонсора. Расчет прост: раз мы такие плохие, попробуйте без нас взять те же высоты. Хорошая реклама для компании, пытающейся доказать свою главенствующую роль в спорте высших достижений. Для сравнения: соотношение вложений "Роснефти" и Госкомспорта в лыжи было 5:1.

Хотелось бы надеяться, что оптимизм, сохраняемый главами обеих пострадавших от решения "Роснефти" федераций и их сборных, зиждется не на пустом месте. И в ФЛГР, и в СБР убеждены, что беспризорными их виды не останутся и уже скоро появится новый богатый инвестор. Переговоры ведутся. Но пока на сбор лыжники отправляются за счет Госкомспорта, который выделил всего по 750 рублей на человека в день.

А может, проведя акцию устрашения, вернется к лыжам и винтовкам "Роснефть"?..

Ровшан АСКЕРОВ

ЛЫЖИ

Сборная России отправилась на февральский чемпионат мира-2003, который проходил в Италии, далеко не в лучшей своей форме. Да и психологическое ее состояние оставляло желать лучшего: еще не утихли допинговые скандалы Солт-Лейк-Сити, в результате которых были дисквалифицированы лидеры женской команды Лазутина, Данилова и Баранова, тренерский штаб раздирали противоречия... Однако когда Ольга Завьялова выиграла в предпоследний день мирового первенства золото на дистанции 30 км, "СЭ" вышел с громкой шапкой на первой полосе: "Русские лыжи бессмертны!"

Но, похоже, справедливость этого утверждения теперь нуждается в дополнительной проверке. После неожиданного отказа от своих спонсорских обязательств компании "Роснефть" наш лыжный спорт остался без серьезной финансовой поддержки.

Возникают вопросы: почему это случилось и как жить дальше? За ответами на них корреспондент "СЭ" обратился к главному тренеру национальной сборной и по совместительству генеральному директору спортклуба "Роснефть" Александру Кравцову.

- В своем заявлении руководство нефтяной компании утверждает, что вложенные средства не оправдали ожиданий и поэтому принято решение свернуть программу поддержки национальной Федерации лыжных гонок. Вам не кажется, что это может стать убийственным ударом для столь популярного у нас и имеющего давние и славные традиции вида спорта?

- Я бы не стал драматизировать ситуацию до такой степени. Не хочу сейчас комментировать решение президента "Роснефти" Сергея Богданчикова, так как мы с ним еще не встречались и не обсуждали эту проблему. В письме, полученном мною от "Роснефти", меня уведомили, что договор о спонсорской поддержке клуба расторгнут. Что ж, придется искать новых инвесторов. И, как главный тренер, я тоже буду в этом участвовать.

- Известно, что именно вы привлекли "Роснефть" к финансированию сборной страны. Кое-кто даже обвинял вас в том, что вы, воспользовавшись связями с Богданчиковым, добились своего назначения на пост главного тренера.

- Чушь. Достаточно сказать, что сейчас, когда уже нет денег "Роснефти", никто не просит меня уйти из сборной. Наоборот, на днях Госкомспорт утвердил мою кандидатуру.

- Какую помощь оказывала компания российским лыжам?

- В течение трех лет через клуб "Роснефть" она не только спонсировала сборную страны, но и снабжала экипировкой и инвентарем регионы, поддерживала спортшколы, организовывала и проводила соревнования, в частности, в Москве. Подчеркну, что Госкомспорт финансировал сборную только в тех объемах, которые регламентированы государственными тарифами. Например, средств ведомства господина Фетисова хватало лишь на проведение сборов в России. Бюджетные деньги выделяются из расчета 750 рублей в день на проживание и питание одного спортсмена. Согласитесь, с такими средствами не проведешь полноценные сборы в Австрии или Италии. "Роснефть" же брала на себя все расходы. А в прошлом сезоне она еще и призовые выплачивала.

- Возможно ли, что руководство компании передумает и возобновит сотрудничество с ФЛГР?

- Не берусь отвечать за других. Но я понимаю мотивы поступка Сергея Богданчикова и удивляюсь его долготерпению. Ведь на него и на компанию вылили столько грязи, обвиняли в диктатуре, навязывании сборной своих тренеров, бонапартистских планах захвата власти в Федерации лыжных гонок страны. И вот из-за внутреннего скандала в ФЛГР сразу две национальные спортивные федерации лишились спонсора. Хотя причина отказа "Роснефти" не указана, думаю, я обозначил ее верно.

- Юлия Чепалова со своим отцом, который ее тренирует, едет готовиться на базу в Остров, две группы лыжников отправляются на сборы в Адлер. Кто теперь все это оплачивает?

- Госкомспорт.

- А если ФЛГР не найдет нового спонсора до начала сезона, сможет ли он и дальше достойно содержать сборную, обеспечивать ее всем необходимым?

- Надеюсь, что спонсора мы все-таки найдем. Но даже в самом неблагоприятном случае, смею вас уверить, лыжный спорт в России выживет. Придется научиться жить по тем средствам, которые есть, затянуть потуже пояса. Конечно, сборов станет меньше и проводиться они будут в России. Однако, не сомневаюсь, новые инвесторы, которым дорога честь российских лыж, обязательно появятся. Может, и не так скоро, как нам хочется. Ведь в последнее время наш вид спорта все больше упоминается в контексте очередного допингового или иного скандала, а не в связи с победой на чемпионате мира или Олимпийских играх. А какому руководителю солидной компании хочется, чтобы его торговая марка ассоциировалась с чем-то негативным?

- Вы уже пробовали наладить контакты с новыми потенциальными спонсорами?

- Переговоры ведутся, но еще рано называть конкретные имена.

- Это будет тоже нефтяная компания?

- Возможно.

- Как долго могут продлиться поиски?

- Скажу лишь, что пока мы будем готовиться к сезону за счет государства.

А вот мнение одного из тренеров сборной, отца двукратной олимпийской чемпионки Юлии Чепаловой Анатолия Чепалова:

- Уход "Роснефти" из российского лыжного спорта - печальный факт. Конечно, без ее помощи нам будет трудно. Мотивы отказа компании от продолжения сотрудничества с нами я бы не стал искать ни в результатах наших гонщиков в последние годы, ни в скандальной репутации российских лыж после Солт-Лейк-Сити, ни в разногласиях между тренерами на чемпионате мира в Валь-ди-Фьемме. Истинные причины известны только владельцам "Роснефти". Да, лыжный спорт в России сейчас переживает кризис, но это кризис тренерской мысли, спортивного мастерства, а не финансовый. И потом, "Роснефть" - это всего лишь спонсор одного клуба, который помогал и сборной. Ответственность же за главную команду страны на мировой арене и за спорт в государстве в целом несут федерация и Госкомспорт, который финансировал и продолжает финансировать национальную сборную. Уверен, что наши лыжи, имеющие победные традиции, не останутся без спонсоров. Разве не престижно, что на верхней ступеньке пьедестала почета мирового первенства или Белой олимпиады стоит человек, на костюме которого красуется логотип твоей компании?..

Ровшан АСКЕРОВ

БИАТЛОН

Выступления нашей сборной минувшей зимой вполне заслуживают оценку "отлично". На чемпионате мира, который впервые проходил в России, она завоевала два золота, два серебра и бронзу. В розыгрыше Кубка мира Альбина Ахатова заняла второе место, а ветеран Сергей Чепиков - седьмое. А сколько эстафетных гонок, которые отражают общее состояние вида спорта в стране, было выиграно в сезоне-02/03! За такие успехи наших спортсменов и тренеров надо бы наградить дополнительными премиальными.

Однако вместо этого уже в самом начале подготовки к следующей зиме отечественный биатлон оказался на грани безденежья. Прокомментировать сложившуюся ситуацию корреспондент "СЭ" попросила президента Союза биатлонистов России Александра Тихонова.

- Увы, в спорте сегодня без денег никуда, - констатирует 4-кратный олимпийский чемпион. - Тем более в таком дорогостоящем виде, как биатлон. Одних только патронов спортсмен за сезон расстреливает 10 - 12 тысяч. И я надеюсь на то, что глава "Роснефти" Сергей Богданчиков все-таки пересмотрит свое решение. Кстати, хочу искренне поблагодарить его: за те годы, что "Роснефть" нас финансировала, у Союза биатлонистов не было никаких проблем с подготовкой сборных. Думаю, мы сумеем найти компромисс и наши отношения с этой компанией продолжатся.

Хочу подчеркнуть, что среди зимних видов спорта биатлон является сегодня лидером по телевизионному рейтингу, по количеству часов, отведенных ему на крупнейшем европейском спортивном канале "Евроспорт". На втором месте - прыжки с трамплина, на третьем - горные лыжи. Ни в тех, ни в других спортсменов мирового класса у нас нет, в биатлоне же они есть!

Идем дальше. Чемпионат мира в Ханты-Мансийске, по мнению иностранных специалистов, был лучшим за всю историю проведения мировых первенств. А какой прекрасный комплекс построен в Башкирии, где в 2006 году состоится чемпионат Европы! Как много делает для биатлона Новосибирск, какую прекрасную базу создали в Острове! Будет страшно обидно, если из-за финансовых проблем все это рухнет...

- Может, у спонсора есть какие-то претензии к выступлению биатлонистов в прошедшем сезоне?

- На мой взгляд, никаких претензий быть не должно. За эту зиму во взрослом, юношеском и юниорском биатлоне россияне завоевали больше первых мест, чем все наши конкуренты, вместе взятые. Да просто сказочный сезон получился! Вот только почему-то никто, в том числе и пресса, не дал этим результатам объективной оценки. Все предпочитают считать недополученные медали и критиковать.

- Наверное, если бы на таком уровне выступила любая другая европейская сборная, спонсоры ее на руках бы носили.

- Конечно. Там ведь совершенно иной подход к спорту, к жизни, если хотите. Вот смотрите, сейчас в Германии довольно сложная экономическая обстановка. Но тем не менее 40 процентов всех спонсорских денег Международный союз биатлонистов получает именно из этой страны. 20 процентов - из Норвегии. А из России - ничего. Более того, за все время существования международной федерации ни одна наша компания не выступала в качестве ее спонсора. А теперь мы дожили до того, что и у самой российской биатлонной федерации нет спонсора! Наши зарубежные коллеги просто руками разводят: мол, как же так, в России столько богатейших компаний, добывающих нефть, газ, алмазы, а на свою родную сборную денег нет? В общем, дальше так жить нельзя. Думаю, что у Владимира Владимировича Путина наверняка есть какие-то планы относительно спорта, что будут внесены изменения в законодательство, касающиеся спонсорства. Ведь наш президент сам большой поклонник спорта.

- А что собираетесь предпринять пока?

- Если не договоримся с "Роснефтью", придется обращаться к другим нашим компаниям. В конце концов, можно найти спонсора за рубежом, с этим, уверен, проблем не будет. Но только стыдно обращаться за помощью к иностранцам, когда своих крупных предпринимателей вокруг столько...

- Финансирования Госкомспорта, естественно, не хватит?

- Он оплачивает нам все тренировочные сборы и соревнования, за что я очень благодарен Вячеславу Фетисову. Сейчас команда уже приступила к подготовке к новому сезону в полном боевом составе. А вот на все остальное денег уже нет.

- В федерации не наблюдается растерянности?

- Нет. Народ-то там крепкий подобрался, ко всему привычный.

- На какой срок планируете заключить новый спонсорский контракт?

- До 2006 года, то есть до конца олимпийского цикла. Чтобы тренеры могли работать спокойно, не дергаясь, чтобы спортсмены были уверены в том, что у них не возникнут проблемы с винтовками, патронами, лыжами...

Лина ХОЛИНА