Газета Спорт-Экспресс № 128 (3215) от 17 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 17 июня 2003 | Формула-1

ФОРМУЛА-1

54-й ЧЕМПИОНАТ МИРА. Восьмой этап. ГРАН-ПРИ КАНАДЫ

ГОНКА ВЗБУНТОВАВШИХСЯ ЗАПЧАСТЕЙ

Четвертой в этом сезоне и 68-й в карьере победой Михаэля Шумахера завершился "Гран-при Канады". От финишировавшего вторым его младшего брата Ральфа Шумахера на "Уильямсе" премьера "Феррари" отделили всего 0,007 секунды!

Внешне канадский этап получился довольно зрелищным и напряженным, однако, по сути, все было как всегда: лидерство Шумахера-старшего никем из конкурентов под сомнение не ставилось - он словно застрахован от каких-либо атакующих поползновений соперников. Поэтому упомянутые семь тысячных не несут никакой смысловой нагрузки. Так, циферки - не более того.

Старт получился довольно академичным. Шумахер-младший, завоевавший в Канаде второй подряд поул в сезоне-2003 и всего третий в карьере, ушел на дистанцию легко и без помех. То же в принципе удалось и его напарнику по "Уильямсу" Хуану Пабло Монтойе, стоявшему на стартовом поле вторым, хотя нервы колумбийцу слегка потрепал Шумахер-старший, попытавшийся было в первом же повороте протиснуться на второе место. Но благоразумие (как известно, в первом повороте гонки не выигрываются, но зато проигрываются легко) взяло верх, и Михаэль на время смирился с третьей позицией.

Уверенно вошел в первый поворот и испанец Фернандо Алонсо на "Рено". А вот следом разыгралась небольшая драма. В стартовой сумятице бразилец Рубенс Баррикелло травмировал свою "Феррари", свернув носовые антикрылья, и стал первым, кому пришлось заворачивать на пит-лайн. Смена поврежденной детали заняла 13,5 секунды, и обратно на трассу он вернулся лишь на 19-й позиции.

Благодаря своему незапланированному заезду в боксы Баррикелло оказался по соседству с маклареновцем Кими Райкконеном, который в субботу из-за аварии не смог проехать квалификационный круг и должен был стартовать в воскресенье с последнего места. Однако финн и вовсе отправился на трассу из боксов - что-то случилось с резиной, которую спешно меняли. Когда возникли проблемы у второй "Феррари", "Макларен" лидера чемпионата шел на 18-м месте. И со второго круга "Гран-при Канады" до финального 70-го финн и бразилец вынуждены были ехать рядом, что оказалось в итоге судьбоносным.

Забегая вперед, скажу, что после планового пит-стопа на 39-м круге Баррикелло оказался впереди конкурента. А до этого на 33-м круге у болида Райкконена взорвалась задняя покрышка. Правда, финну повезло: инцидент произошел на въезде на пит-лайн, и потеря времени оказалась небольшой. Однако Райкконену пришлось побывать в боксах раньше, чем было предусмотрено, и он выпал из очковой зоны. Баррикелло произвел рокировку, а затем грамотно удерживал финна позади себя и помог своему напарнику по "Феррари" Шумахеру-старшему возглавить общий зачет чемпионата мира.

- На моем итоговом результате сказались события на старте, - заметил позже Баррикелло. - В первом повороте возникла давка, и я, уворачиваясь от Уэббера, задел своими передними антикрыльями за "Рено" Алонсо. Пришлось внести коррективы в стратегию, но толку от этого было мало, потому что начались проблемы с тормозами и коробкой передач, а из-за отлетевшего левого бокового дефлектора нарушился баланс. Машина управлялась с трудом, однако мне все же удалось не пропустить Райкконена вперед себя.

- Шестое место после старта из боксов - не так ужасно, как кажется, даже несмотря на то, что я потерял лидерство в чемпионате, - прокомментировал итоги гонки Райкконен. - Наверное, мог выступить и лучше, но на 10-м круге мне по радио дали команду беречь тормоза. А когда едешь вполсилы, то и очков получаешь соответственно... Если бы не это и не прокол на 33-м круге, из-за которого пришлось заехать в боксы раньше времени, я, уверен, финишировал бы по крайней мере впереди Баррикелло.

Кстати, что касается отлетевшего дефлектора Баррикелло и сорвавшейся "с катушек" покрышки Райкконена... В минувшее воскресенье различные запчасти болидов жили своей отдельной и очень активной жизнью. Кроме Райкконена пелотон пугал ошметками своей резины Трулли, а на обоих "Уильямсах" дружно отвалились зеркала заднего вида (правое у Шумахера-младшего и левое у Монтойи), которые до конца гонки выбивали бодрые марши не только на бортах машин, но и порой на шлемах пилотов!

- Летающее зеркало отвлекало, но по крайней мере я был лишен удовольствия видеть, как на последних кругах ко мне подбирался Алонсо на своем "Рено", - шутил Монтойя. - Когда мне по радио передали, что он всего в паре секунд от меня, я лишь охнул!..

- Эта дрянь периодически залетала в кокпит и мешала пилотировать, - смеясь, рассказывал Ральф Шумахер. - Приходилось вышвыривать ее за борт, что не давало полностью сосредоточиться на гонке. С другой стороны, было чем заняться.

В этой шутке лишь доля шутки. Несмотря на то, что в первой части гонки Ральф играл роль зайца для гончей в лице старшего брата, а во второй они поменялись ролями, заняться им и в самом деле было особо нечем. Никаких попыток, по крайней мере видимых, атаковать друг друга Шумахеры ни разу не предприняли. Все, как обычно, решилось на пит-стопах, которыми "Феррари", тоже как обычно, распорядилась более грамотно. Именно после первого заезда в боксы (Ральф сделал это на 20-м круге, а Михаэль - на 21-м) старший опередил младшего и решил исход "Гран-при Канады" в свою пользу.

Ольга ЛИНДЕ

Михаэль ШУМАХЕР:

- В первой половине гонки я преследовал Ральфа и видел, что у него возникли проблемы из-за того, что долго прогревается резина. В результате я подобрался очень близко к нему (на 11-м круге Шумахеров разделяли всего 0,5. - О.Л.) и решил: на следующем круге атакую. Но тут покрышки Ральфа наконец заработали как надо, и он смог обезопасить себя от моих атак, а у меня начались неприятности с тормозами, из-за чего я не мог активно прессинговать. Во второй половине, когда я вышел в лидеры, удалось, несмотря на тормоза, поддерживать безопасный для себя темп. Стартовали мы примерно с тем же, что "Уильямсы", запасом топлива, но у нас его было чуть больше, и это позволило, затянув пит-стоп, выиграть гонку.

Ральф ШУМАХЕР:

- Да, стратегически мы, образно выражаясь, отстали от "Феррари" на круг. Обидно, потому что по скорости "Уильямсы" были явно лучше. Тем не менее во второй половине гонки я ни разу не смог подобраться к Михаэлю на дистанцию для атаки, поэтому предпринимать что-либо даже не пытался. Как бы то ни было, нам с Хуаном удалось подняться на подиум, что хорошо для команды. Но мы отдаем себе отчет в том, что Монако и Монреаль сыграли нам на руку, с Нюрбургрингом же через пару недель будет совсем другая история. Утешает лишь мысль, что, как показывают последние гонки, команда движется в правильном направлении.

Хуан Пабло МОНТОЙЯ:

- Гонку я проиграл целиком по своей вине. В начале второго круга, когда я был очень близко от Ральфа, опоздал с торможением, меня развернуло и я оказался где-то на шестом месте вместо второго. Но машина была настолько хороша, что мне без труда удалось вернуться в группу лидеров. Правда, для этого пришлось обогнать Алонсо. На его "Рено" было много аэродинамических элементов, что обеспечивало хороший граунд-эффект, но лишало скорости на прямых. А вот в поворотах он почему-то тормозил очень рано. Алонсо был уверен, что я попытаюсь атаковать именно на прямой, но я сделал это в повороте на торможении. Однако потом у меня начались проблемы с тормозами, пришлось даже несколько раз срезать петлю. Да и коробка чуть ли не со старта барахлила - включать нижние передачи приходилось вручную, а я к этому не привык. Так и мучился до самого финиша!

ТОЛЬКО ПОСЛЕ ВАС, МИХАЭЛЬ!

Ольга ЛИНДЕ

Двойственное чувство осталось после "Гран-при Канады"-2003. С одной стороны, вроде грех жаловаться: когда еще было, чтобы квартет лидеров уместился в 4-секундном интервале?! Но, с другой, как верно заметил один читатель "СЭ" в гостевой книге нашего сайта, наблюдать парад автомобилей на автодроме, носящем имя Жиля Вильнева, было обидно.

В который уже раз недоумеваю: что за конструктивная особенность не дает нынешним звездам "Формулы-1" атаковать даже тогда, когда их машина явно быстрее машины соперника, а наградой за удачную атаку может стать не только победа в гонке, но и, возможно, корона чемпиона мира? Странно было слышать дифирамбы, которые вновь расточал в адрес Михаэля Шумахера спортивный директор Скудерии Жан Тодт. Лично я не вижу в 68-й победе Шумахера-старшего никакого триумфа суперталанта и супермастерства. Это был скорее триумф арифметики. Который вряд ли бы состоялся, если бы соперники чемпиона в очередной раз не сыграли с ним в поддавки.

Конечно, нужно отдать должное Михаэлю, который, пилотируя находившуюся явно не в лучшей форме "Феррари", привел машину к финишу первой, не совершив ни одной ошибки. Но ведь каждый знает, что, именно когда на него начинают давить конкуренты, Шумахер эти самые ошибки и делает. И разве тот же Жиль Вильнев, окажись он на месте Ральфа Шумахера, не попытался бы воспользоваться этим? В воскресенье же Михаэль мог спокойно позволить себе вести машину в "безопасном", как он выразился, темпе, потому что точно знал: атак не будет.

Не очень все это весело. Слегка утешает мысль о том, что не все в современном пелотоне бухгалтеры. Об этом, пускай и предельно осторожно, сказали боссы "Уильямса" Патрик Хед и Фрэнк Уильямс. "Если бы не разворот, - заметил первый, - то Михаэль вряд ли бы опередил Хуана". "Думаю, Хуан на месте Ральфа предпринял бы какие-то активные действия", - полагает второй.

И Алонсо тоже, добавлю от себя. Отнюдь не потому, что молод, азартен и обладает латинским темпераментом. Темперамент у него, судя по всему, скорее вильневский.

54-й чемпионат мира по автогонкам в классе машин "Формула-1". 8-й этап. "Гран-при Канады". 15 июня. Монреаль. Автодром имени Жиля Вильнева. 305,270 км (70 кругов по 4361 м). 1. Михаэль Шумахер (Германия, "Феррари") - 1:31.13,591 (средняя скорость 200,777 км/ч). 2. Ральф Шумахер (Германия, "Уильямс-БМВ") - отставание 0,007. 3. Хуан Пабло Монтойя (Колумбия, "Уильямс-БМВ") - 1,003. 4. Фернандо Алонсо (Испания, "Рено") - 4,004. 5. Рубенс Баррикелло (Бразилия, "Феррари") - 1.04,002. 6. Кими Райкконен (Финляндия, "Макларен-Мерседес") - 1.10,005. 7. Марк Уэббер (Австралия, "Ягуар-Форд") - 1 круг. 8. Оливье Панис (Франция, "Тойота") - 1 круг. 9. Йос Ферстаппен (Голландия, "Минарди-Форд") - 2 круга. 10. Антонио Пиццония (Бразилия, "Ягуар-Форд") - 4 круга. 11. Кристиано Да Матта (Бразилия, "Тойота") - 6 кругов.

Быстрейший круг в гонке: 1.16,040 (средняя скорость 206,465 км/ч) - Алонсо (53-й). Круги лидирования: Ральф Шумахер с 1-го по 19-й, Михаэль Шумахер 20-й, Алонсо с 21-го по 25-й, Михаэль Шумахер с 26-го по 48-й, Алонсо с 49-го по 54-й, Михаэль Шумахер с 55-го до финиша.

Поул-позишн: 1.15,529 (средняя скорость 207,862 км/ч) - Ральф Шумахер (стартовое поле см. "СЭ" от 16.06.2003).

Причины сходов. Хайнц-ХаральдФрентцен (Германия, "Заубер-Петронас") - 7-й (электроника). Жак Вильнев (Канада, "БАР-Хонда) - 15-й (тормоза). Джанкарло Физикелла (Италия, "Джордан-Форд") - 21-й (коробка передач). Ральф Фирман (Великобритания, "Джордан-Форд") - 21-й (маслопровод). Ник Хайдфельд (Германия, "Заубер-Петронас") - 23-й (мотор). Ярно Трулли (Италия, "Рено") - 23-й (авария). Дэвид Култхард (Шотландия, "Макларен-Мерседес") - 48-й (коробка передач). Дженсон Баттон (Великобритания, "БАР-Хонда") - 52-й (коробка передач). Джастин Уилсон (Великобритания, "Минарди-Форд") - 61-й (коробка передач).

Чемпионат мира

1. Михаэль Шумахер - 54. 2. Райкконен - 51. 3. Алонсо - 34. 4. Ральф Шумахер - 33. 5. Монтойя - 31. 6. Баррикелло - 31. 7. Култхард - 25. 8. Трулли - 13. 9. Физикелла - 10. 10. Баттон - 8. 11. Френтцен - 7. 12. Уэббер - 6. 13. Да Матта - 3. 14. Вильнев - 3. 15 - 17. Панис, Хайдфельд и Фирман - по 1.

Кубок конструкторов

1. Феррари - 85. 2. Макларен - 76. 3. Уильямс - 64. 4. Рено - 47. 5. Джордан - 11. 6. БАР - 11. 7. Заубер - 8. 8. Ягуар - 6. 9. Тойота - 4.