СПОРТ-ЭКСПРЕСС ФУТБОЛ |
РЕГИОН |
ЖИТНИЦА, ЗДРАВНИЦА, КУЗНИЦА
КУБАНЬ.Краснодарский край в российском футболе занимает особое место. Только Татария, Подмосковье и Санкт-Петербург могут похвастать, что их полпреды играют во всех четырех дивизионах, включая КФК. И лишь Москва превзошла Кубань по суммарному числу команд, в разные годы выступавших в элите российского футбола. У столицы их семь, на Кубани три - "Кубань", "Жемчужина", "Черноморец".
ТОВАРИЩ ПОДПОЛКОВНИК
Главный тренер "Кубани", одного из лидеров первого дивизиона, Владимир Лагойда по характеру "настоящий полковник". Хотя по званию, если быть точнее, подполковник. В отставке. Правда, должность в государственной налоговой службе он занимал полковничью. С нее и ушел в 48 лет без малого год назад. Из любви к футболу. Службу Лагойда покинул не сразу. "Думал два месяца, прежде чем согласиться", - рассказывает его приятель, ныне директор ФК "Кубань", а в ту пору бизнесмен Владимир Подобедов.
Подумать стоило. Завершив осенью 1986 года карьеру футболиста, Лагойда 15 с лишним лет был далек от большого футбола. Так, тренировал в свое удовольствие и на радость шефу, генералу Перонко, команду ГНС-"Спартак". В ее составе в первенстве Краснодарского края играли сотрудники налоговой службы. Больших успехов "спартачи" в погонах не добивались.
Если этой осенью "Кубань" выйдет в премьер-лигу, ее главный тренер получит замечательный подарок к 50-летию. Уроженец Краснодара три года отыграл в союзной высшей лиге за "Зенит", но, едва родная "Кубань" поднялась в элиту, немедленно вернулся домой. То, что он сделал прошлым летом, его партнер по "Кубани" 80-х Александр Чугунов, ныне второй тренер краснодарского "Динамо", лидера любительского краевого футбола, называет настоящим подвигом. "Футбольных университетов Лагойда не заканчивал, - говорит Чугунов. - Даже в ВШТ его никто не посылал. А жаль. Володе еще бы поучиться, да повариться в атмосфере большого футбола, - мог бы стать большим тренером".
Чугунов, кстати, после завершения игровой карьеры тоже в футбол вернулся не сразу - сначала работал в таксопарке, занимался бизнесом. Как и он, Лагойда рискнул тем, чего добился в нефутбольной жизни. Ведь если бы у него не получилось, над подполковником смеялся бы весь край. К счастью, получилось. А если команда в премьер-лигу выйдет, быть Лагойде народным героем Кубани.
ОТ АРМАВИРА ДО КАНЕВСКОЙ
Краснодарский край - место с футбольной точки зрения уникальное. Нет у нас в стране другого региона, где местное первенство разыгрывалось бы в двух лигах. В высшей играют 16 команд, включая дублеров "Черноморца", "Кубани" и "Краснодара-2000". В первой за три путевки наверх спорят 22 коллектива. Краевой центр представлен в турнире довольно скромно - пятью командами в "элите" и тремя в первой лиге. Остальные 30 коллективов - из других городов, городков и станиц.
Вот, например, Стародеревянковская. До двух тысяч станичников собирает на игры местный стадион. Но все рекорды посещаемости краевых состязаний бьет в этом году Каневская - самая большая станица с населением более 10 тысяч. Местная "Олимпия", вернувшаяся в высшую лигу Кубани, живет в атмосфере всеобщей любви и ажиотажа. Казаки и казачки забивают трибуны 4-тысячной арены под завязку. Не отстает от Каневской Армавир, потерявший несколько лет назад команду мастеров во втором дивизионе, но не вкус к футболу. Средняя посещаемость городского стадиона на играх тамошнего "Торпедо" - 2500 зрителей.
Во многих городках издаются программки на матчи, а в краевом центре стараниями известного статистика Валерия Вишталя выходит ежегодник "деревенского футбола", рассказывающий об итогах краевого чемпионата. Широко освещает турнир пресса. Только специализированных спортивных изданий на Кубани три! Впечатляет география первенства: от Адлера на юге, Гулькевичей на востоке и Кущевской на севере - территория, на которой легко уместились бы Бенилюкс и немалая часть Франции. С деньгами - порядок: гонорар главного арбитра в первой лиге - 500 рублей, лайнсмена - 250. В "вышке" - больше. Судят игры лучшие рефери региона, включая Юрия Чеботарева.
Средняя ставка игрока в клубе высшей лиги первенства Кубани - 3000 рублей. Потолок - 7000. Столько платят игрокам, приглашенным на роль звезд. Ведь почти в каждой команде высшей лиги Кубани есть футболисты, имеющие опыт выступлений в первом российском дивизионе. Попадаются и настоящие звезды. Одно время в первенстве Кубани играл Максим Деменко, не растерявший за полгода такого "простоя" игровую форму. Помимо зарплаты игрокам платят премиальные. Нижний предел - 2000 рублей, верхний - 5000. Суммы зависят от состоятельности спонсоров.
КОЛХОЗ - ДЕЛО ДОБРОВОЛЬНОЕ
Понять, какая именно сила движет этими спонсорами, трудно. Никаких налоговых льгот они не получают, но - молодцы! - упорно финансируют команды. Престижно, наверное, это на Кубани. Да и народ в здешних краях живет очень непростой - амбициозный, гордый, знающий себе цену, ценящий деньги и свободу. Для многих футбольная команда - возможность доказать что-то, утереть нос конкурентам. Справедливости ради стоит сказать, что клубы, представляющие райцентры вроде Армавира или Тихорецка, - "бюджетники". Им помогают руководители районов. Но почти у каждой команды есть и спонсор. В большей степени это касается клубов Краснодара, Новороссийска и... колхозов.
Да-да, на Кубани живет и здравствует некогда популярное первенство для колхозов. Впрочем, чему тут удивляться, если в Кубке "Золотой Колос" (был такой турнир в СССР) кубанцы побеждали восемь раз, а в призерах побывали в общей сложности 15 раз! Триумфаторами четыре раза становились игроки совхоза "Кировец" из станицы Староминская, дважды - колхоза "Победа" Каневского района, по разу - рисосовхоза "Красноармейский" и колхоза "Садовод". В этой команде из Тимашевска играл Иван Буталий, в будущем форвард, потом второй, старший и главный тренер "КАМАЗа". Турнир сельских команд Союза считался соревнованием очень приличного уровня. Шутка ли, если его победители, украинский "Колос" и "Котайк" из Армении, потом играли в первой лиге!
Сильное региональное первенство позволяет Кубани пренебрежительно относиться к турниру КФК. Лишь одна команда, из станицы Полтавская, принимает участие в этих соревнованиях. Причем год назад под флагом местного "Динамо" играл нынешний дубль "Черноморца", а за год до этого - теперешние резервисты "Уралана". Сейчас честь Полтавской защищает коллектив, в прошлом году выступавший только на "край". Подобные метаморфозы для Кубани обычное дело. К примеру, под маркой анапского "Спартака" во втором дивизионе сейчас играет прошлогодний обладатель Кубка края, "Уренгойгазпром" из Анапы. А большая часть прошлогодней команды мастеров во главе с тренерами переехала в Лазаревское. Местный "Авангард" - завсегдатай краевой высшей лиги.
Но с этого года все немного иначе. Теперь лишь игра за колхоз осталась источником приработка для футболистов-любителей региона. Это их стараниями в прошлогоднем первенстве Краснодара играло 150 команд! Правда, многие игроки успевали защищать честь, а точнее, ковать денежку, одновременно в трех коллективах. Нынче краевая и городская федерации занялись паспортизацией футболистов Кубани, и скоро играть каждый сможет только за одну команду.
В крае считают, и не без оснований, что это перегиб. Решение ударит по кошелькам, по массовости, плохо отразится на юношах: прежде, гоняя мяч с мужиками на "город", они получали богатую практику. Теперь "похалтурить" можно только на колхозы. Гонорары там, правда, выдают все больше картофелем, луком, мясом, молоком, яблоками или рыбой.
НЕПРИМИРИМЫЕ
Именно так зарабатывал несколько лет назад и Жерри-Кристиан Тчуйсе, начинавший карьеру в совхозной команде, а продолживший в "Нефтянике" из Горячего Ключа. Там же играл Дидье Бианг, ныне форвард "Кубани". Два камерунца, старые знакомые, сегодня играют за команды, чьи отношения - уменьшенная копия спора "Реала" и "Барселоны".
Не надо улыбок! Если с достижениями у "Черноморца" и "Кубани" дела обстоят явно хуже, чем у великих испанских грандов, то с историей соперничества все в порядке. Кубанские футбольные летописцы так и не пришли к единому мнению: где и когда в крае начали играть в футбол. Версий, сами понимаете, две. Краснодар или Новороссийск.
Зато доподлинно известно, что первое кубанское дерби состоялось 6 августа 1912 года в Екатеринодаре (так тогда назывался краевой центр). Второй состав "Олимпии" из портового города проиграл хозяевам из "Ахиллеса". По поводу счета тоже спорят. В Краснодаре полагают, что соперник был разбит со счетом 5:0. В Новороссийске считают, что один гол дублеры-"олимпийцы" все-таки забили. Спустя неделю основа "моряков" взяла реванш - 4:1.
И с тех пор страсти не утихают. Даже когда в 70-е Новороссийск лишился команды мастеров, древний и принципиальный спор продолжался - на уровне краевого первенства. Особенно жарким он стал в наши дни, когда именно город-герой обрел статус футбольной столицы Кубани. Теперь "Черноморец" - полпред региона, а не только портового города. В "Кубани" к этому относятся с некоторой ревностью, в том числе и из-за того, что соседи отрезали себе солидную часть бюджетного пирога, который раньше, видимо, доставался только "Кубани".
Теперь клуб из краевого центра получает на свои нужды 4 миллиона долларов, а "Черноморец" - 5,7. Общая сумма впечатляет. С 10-миллионным бюджетом можно смело вести борьбу за место в пятерке сильнейших российской премьер-лиги. Если, конечно, вместо двух клубов создать один. Но это утопия. Примирить соседей не удастся никогда. Слишком они разные.
Новороссийск - город моряков, промышленности, рабочего люда. Район дает больше трети налоговых поступлений в краевой бюджет, знает об этом, гордится своей значимостью для экономики Кубани и вежливо, но твердо настаивает на своем особом статусе.
Краснодар - административный центр региона, оплот казачества, место, где продукция всероссийской житницы - молоко, пшеница, фрукты - превращается в деньги и товары.
Спорят жители двух городов ожесточенно. Сравнивают, не понимая того, несравнимое: Черное море и грандиозное водохранилище на Кубани, горы Шесхариса и заливные луга Пашковской, главные улицы - Красную и Советскую, стадионы - "Центральный" и "Кубань", климат, девушек, цены на рынках. Да все! Мнения, где лучше, ясное дело, расходятся радикально.
В Новороссийске на обиды "Кубани" смотрят философски. А вот краевая столица многолетнее прозябание в тени "Черноморца" и "Жемчужины" по понятным причинам переживает болезненно. Но что делать - Новороссийск действительно ушел вперед.
- В "Черноморце" давно поняли, что футбольный клуб - самое настоящее предприятие, - говорит Владимир Подобедов. - К вопросу собственности там подходили очень серьезно. Кто платил (а это много лет делал город), тот и был хозяином клуба. В Краснодаре все иначе. Власть у нас много лет давала деньги предприятию, которым владела группа частных лиц. В итоге, когда этих людей попросили уйти из футбола, они увели весь актив - автобус, машины и даже тренировочную базу. Ее, правда, недавно удалось вернуть, но только пройдя через суды и скандалы. В результате у "Черноморца" есть солидная инфраструктура: новая база, несколько кафе, тренировочные поля, клубный транспорт, реконструированный стадион. А "Кубань" занята акционированием и созданием собственной базы, на которой можно будет потом развиваться. Я сейчас пытаюсь сделать так: ушел Подобедов, пришел Петров, а собственность осталась в клубе. Прежде было иначе.
- Почему?
- В городе масштабов Новороссийска или Сочи вопросы управления решаются проще. В Краснодаре все намного сложнее. Хотя сейчас работать стало полегче. Есть самое важное: политическая воля губернатора края Александра Ткачева. Он хочет, чтобы в регионе был большой футбол, и дает на его развитие деньги из бюджета. Сегодня у "Кубани" есть возможность работать и жить в хороших условиях, на новой тренировочной базе. Но мы ее арендуем, а собственники этого отличного объекта - нефтяники. Бывший президент клуба, Паненко, сейчас отошедший от дел по болезни, построил себе настоящий памятник - на десятилетия. База еще послужит футболу Кубани. Но кто мешал в 90-е заниматься старым добрым Читуком?! Однако так вышло, что известный всей стране комплекс на сегодня требует капитального ремонта. А это деньги, и немалые. В прошлом году мы попытались нанять одну фирму. Итог "сотрудничества" - суд. Клуб считает, что сметная стоимость ремонта завышена на 2 миллиона рублей. Дело, правда, не стоит: приняли в штат клуба строителей, которых кормим, поим, платим зарплату. Так дешевле.
Значит, нынешние руководители "Кубани" понимают: если есть желание догнать далеко ушедший поезд премьер-лиги, нужно работать. Много, качественно, честно. Подобедов так и говорит: "У меня, как и у фактического руководителя "Черноморца" Георгия Антоньяна, есть амбиции. И у Лагойды тоже. Надо пытаться их реализовать". Что же, именно амбиции всегда двигали мир вперед.
В КУЗНИЦЕ
Если все пойдет по плану, у "Кубани" есть шансы превратиться в команду, которой по плечу самые серьезные задачи. Потенциал у кубанского футбола такой, что доморощенных классных футболистов хватит на два добротных коллектива. Вспомним: целую команду можно было бы набрать из воспитанников кубанского футбола, выступающих за клубы премьер-лиги и за границей, - Чичкин, Герус, Гордиюк, Микадзе, Хохлов, Деменко, Церюта, Бузникин, Самодин, Овчинников II, Попов... 18 городов, поселков и станиц региона заявляли команды мастеров в чемпионат страны! Сейчас полпредов Кубани в футбольном чемпионате России восемь - по одному в премьер-лиге и первом дивизионе, шесть - во втором. Возникает, правда, резонный вопрос: хватит ли на всех денег?
Важно не растерять новых Хохловых, Деменко, Чичкиных. Но это Кубани сегодня по силам. А нынешние звезды краевого футбола, зарабатывающие деньги и славу вдалеке от родных мест, наверняка приедут играть в Краснодар, едва появится возможность. Вернулся же Герасименко, который за полгода сделал для нынешней "Кубани" очень многое. И не только на поле. Это Герасименко затащил в Краснодар жителя Киева Павла Шкапенко, который не нашел общего языка с руководителями "Томи" при подписании нового контракта. Шкапенко и еще один "легионер", калужанин Эдуард Демин, заметно усилили команду. Заодно опровергнув тезис о том, что нынешняя "Кубань" - команда, ориентированная в вопросах комплектования только на воспитанников краевого футбола.
- Нужно разумное сочетание. Хотя упор, конечно, лучше делать на своих. Они составят костяк, а к ним можно добавить несколько мастеров высокого класса, - объясняет Подобедов принципы клубной селекции. Именно так комплектовалась "Кубань" в начале 80-х, когда играла в высшей лиге Союза.
Что касается денег, то край, не богатый гигантами металлургии или автопрома, давно сделал ставку на средний бизнес, который исправно платит "подати" в казну: это один из лучших регионов России по части сбора налоговых платежей. Именно частный бизнес содержал в прошлом году как минимум четыре профессиональных клуба Кубани - "Черноморец", "Жемчужину", "Немком" и "Краснодар-2000". Сегодня полностью частной осталась одна команда - "Краснодар-2000". "Немком" вообще прекратил существование, "Черноморцу" заметно помогает власть, а из Сочи столичные инвесторы ушли, переключив внимание на подмосковный "Титан", который зимой перевезли в столицу. В Москву в массовом порядке перебирались в 90-х и талантливые кубанские мальчишки. Ими край торгует не менее активно, чем помидорами, клубникой или черешней.
- Для меня значимость нашего региона как потенциальной кузницы талантов очевидна, - говорит Подобедов. - Приведу простой факт. Наши соперники по первому дивизиону - "Сокол", "Томь", "Лада" - содержат в штате селекционеров, которые живут у нас и отвечают за Кубань. Их цель - искать молодые таланты, вербовать способных ребят из нашего региона. Уверен, есть свои люди на Кубани и у "Торпедо", ЦСКА, "Локомотива". Филатов - он ведь наш, краснодарский, Семин был капитаном "Кубани" и даже три месяца руководил командой. Я тогда еще сам играл и прекрасно помню первые шаги Юрия Павловича на тренерской стезе.
По словам Подобедова, несколько лет назад юные дарования везли на продажу все кому не лень. Однако редко кто добивался успеха, миновав серьезный кубанский клуб. Последний - Хохлов. Остальные, включая юного армейца Самодина, которому прочат большое будущее, ехали, предварительно поиграв, пусть и в юношах, за профессиональные клубы Краснодарского края. Второй футбольной родиной могут считать Кубань Тчуйсе, Алексей Березуцкий, Семененко, Тлисов. В Москве сейчас играет еще одно здешнее дарование - Сергей Овчинников-младший.
АРОНЫЧ
Футболисты - богатство Кубани. Такое же, как Черное и Азовское моря, уникальный климат, живописные Кавказские горы и Кубанский народный хор. Еще одно достояние региона - футбольные поля. Они есть в каждой станице, и очень неплохого качества. Поэтому с недавних пор Кубань - место предсезонных сборов российских команд всех дивизионов. В Сочи этой зимой побывали "Спартак", "Алания", "Торпедо", в Анапе - "Черноморец". Принимали команды второго и первого дивизионов Полтавская, Павловская, Славянск, Небуг, Адлер, Лазаревское, Туапсе. Но всех обошел Крымск. А точнее - частный предприниматель Анатолий Нисимов, более известный в футбольных кругах как Ароныч.
Уроженец Грозного, перебравшийся на Кубань, рискнул вложить деньги в футбол. Точнее - в гостиницу и футбольные поля, которые строит ежегодно. Сегодня у Ароныча их четыре, в том числе одно искусственное. Еще есть два кафе, сауна. Как любит говорить о себе Нисимов, он в одиночку воюет с мировым капитализмом. "Отнимаю кусок хлеба у киприотов и турок, которые прочно обосновались на футбольном рынке. Один, без поддержки государства", - не без пафоса утверждает Ароныч, сумевший встать на ноги благодаря деньгам американской фирмы, тянувшей нитку газопровода "Голубой поток".
Американцам была нужна хорошая гостиница в российской глубинке. Она нашлась у Ароныча, который успел к тому моменту достроить одно крыло своего частного отеля. Его он и сдал "штатникам" в аренду, а на вырученные деньги начал развиваться. И хотя Нисимов жалуется на высокие налоги, на клиентов, которые предпочитают ехать на сбор в долг, дела у него все равно идут. Единственный минус уникальной базы, способной принять до пяти команд одновременно, - комфорт. Ведущие клубы к Аронычу пока не едут: привыкли к иному уровню гостиничного сервиса. У Нисимова он без излишеств. Чисто, но скромно. Зато для второй лиги и средней руки клубов первого дивизиона его база - рай земной. Недорого (800 рублей с человека в день с трехразовым питанием, стиркой, проживанием, двухразовыми тренировками), качественно и удобно. Непогоду помогает пережить искусственный газон, а спарринг-партнеры находятся прямо в гостинице.
Словом, если таких, как Ароныч, в России вообще и на Кубани в частности будет больше, Кипр или Турция со временем станут чуть менее актуальными маршрутами российского футбольного межсезонья.
ВМЕСТО ЭПИЛОГА
А вот визит на вольную Кубань, в эту общенациональную здравницу, житницу, кузницу спортивных кадров, для клубов нашего футбола актуальным будет всегда. Большой футбол вряд ли надолго покинет здешние места. Да и для всей России будет неплохо, если футбол Кубани будет здоров. Никита Симонян, Слава Метревели, Эдуард Маркаров, Леонид Назаренко, Андрей Юдин, Владислав Лемиш, Максим Деменко, Дмитрий Хохлов, Алексей Герасименко, Андрей Чичкин - это только те уроженцы Кубани, которые играли в национальной сборной. Список из футболистов, рожденных в крае и выигрывавших медали и кубки страны, будет еще более внушительным.
Футбольная Кубань - наше общее богатство, которым, впрочем, надо уметь распорядиться. Сможет ли регион, где сама природа помогает любимой народом игре, создать клуб, способный соперничать на равных с лучшими командами страны? Пока не получалось. Но желание сделать нечто масштабное сегодня на Кубани ощущается. Шансы есть.
Андрей АНФИНОГЕНТОВ |
Новороссийск - Крымск - Краснодар - Саратов |