Газета Спорт-Экспресс № 139 (3226) от 30 июня 2003 года, интернет-версия - Полоса 16, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 30 июня 2003 | Хоккей - Россия

ХОККЕЙ

Своим мнением о коллегах из НХЛ, а также о профессиональных боксерах делится "полицейский" номер один российского хоккея

Александр ЮДИН

И КЛИЧКО, И ЛЬЮИСА УЛОЖУ С ОДНОГО УДАРА

Уже второй год общаюсь с одним из самых популярных и оригинальных российских хоккеистов и не устаю удивляться его умению в ходе разговора сообщить в единицу времени массу любопытных фактов. Думаю, в этом он даст сто очков вперед даже наиболее разговорчивым коллегам из НХЛ, которые за словом в карман не лезут, понимая, что тем самым делают из себя ярких звезд.

Вот и на сей раз, когда я позвонил 32-летнему Александру Юдину в Питер на мобильный телефон, защитник СКА сразу же выразил готовность к обстоятельной беседе. "Оценить силу заокеанских тяжеловесов? - с вопроса начал разговор добродушный богатырь. - Нет проблем! А заодно обсудим и нашумевший бой Виталий Кличко - Леннокс Льюис. Нет возражений?"

Возражений не было.

БРАШИР ЕДЕТ С ЯРМАРКИ

- Насколько внимательно вы следите за сражениями заокеанских ледовых "полицейских"?

- Стараюсь не упускать информации подобного рода и многое черпаю из прессы - прежде всего из "СЭ". Однако, признаюсь, года четыре назад во время моего турне по низшим североамериканским лигам сведений о заокеанских бойцах у меня было значительно больше, чем сейчас. В любом случае свою пятерку лучших тафгаев НХЛ назвать готов. И не просто назвать, но и аргументировать свой выбор.

- Назовите и аргументируйте.

- Для меня безусловный первый номер - Жорж Ларак из "Эдмонтона". У этого темнокожего парня превосходный удар с обеих рук - это раз. Он умеет держать удар, что в нашем ремесле крайне важно, - это два. И, наконец, у него очень длинные руки, что позволяет ему держать соперника на дистанции даже при неудачном течении боя.

- В такой оценке Ларака с вами согласятся 90 процентов заокеанских специалистов, хотя по сумме всех качеств я бы поставил выше его и Дональда Брашира, и Питера Уоррелла. А есть ли, на ваш взгляд, у Ларака конкуренты?

- Только один - Скотт Паркер, которого несколько дней назад поменяли из "Колорадо" в "Сан-Хосе". Хотел бы подчеркнуть, что он единственный бледнолицый в пятерке сильнейших в НХЛ. Впрочем, о том, почему у боксеров с темным цветом кожи есть существенные преимущества, давайте поговорим чуть позже.

- Хорошо. А кто еще входит в вашу пятерку лучших?

- На третье место поставлю Брашира из "Филадельфии". Думаю, из всех "полицейских" он лучше других играет непосредственно в хоккей. Примерно так же хорошо, как и я (смеется). Считаю Брашира прагматиком. Он понимает, что в НХЛ лучше платят не за бои, а за голы, поэтому сбрасывает перчатки недостаточно часто. Мне эта его черта не нравится.

- Почему?

- Дело в том, что хоккеисты нашего амплуа бьются не за свой личный контракт, а за команду, за здоровье ее игроков. Вспоминаю, что, когда я работал за океаном, Брашир только начинал свою карьеру и своеобразный кодекс не нарушал. Сейчас же он, даже несмотря на свой сокрушительный удар левой, порой пассивен. Как говорится, парень уже едет с ярмарки...

- Кто еще входит в вашу пятерку лучших?

- Четвертым назову Уоррелла из "Флориды", у которого уникальные габариты - рост за два метра и вес за 110 килограммов. Замкнет же мою пятерку албанец Тай Доми. Его-то я по старой памяти знаю досконально. Думаю, если бы у меня была пуленепробиваемая голова этого албанца, я бы смог со спокойной душой драться до 60 лет.

ИНВАЛИД ТВИСТ - МОЙ ИДЕАЛ БОЙЦА

- Кого вы считаете лучшим "полицейским" НХЛ всех времен?

- К сожалению, о ребятах, выступавших в 60 - 80-е годы, почти ничего не знаю. Могу судить лишь о последнем десятилетии прошлого века и первых годах нынешнего. Без сомнений, моим идеалом бойца является Тони Твист, в середине 90-х выступавший за "Сент-Луис". Уникальный спортсмен! Обладая убийственными ударами с обеих рук, он никогда не нападал на "играющих" хоккеистов и следовал бойцовскому кодексу с первой и до последней буквы. Неудивительно, что в "Сент-Луисе" в те годы травмированных просто не было - боявшиеся Твиста соперники объезжали его одноклубников стороной. Уверен, что в предстоящем сезоне мой СКА будет напоминать "Сент-Луис" тех лет.

- Говорят, что для скорейшего набора веса и повышения агрессивности Твист принимал, скажем так, специальные препараты.

- Да, подобное в Северной Америке распространено. Но в случае с Твистом в медикаментозную версию его успехов не верю. Хотя в НХЛ нет допинг-контроля, а потому в принципе возможно все.

- Знаете, что карьера Твиста в НХЛ завершилась трагически?

- Слышал, что на своем мотоцикле "Харли Дэвидсон" он попал в аварию, переломал себе ноги и несколько месяцев находился в госпитале.

- Да, причем год назад он предпринял попытку вернуться в НХЛ, но врачи запретили ему выходить на лед.

- Печально. А кроме Твиста отметил бы легендарного Боба Проберта. Вот кто на самом высшем уровне и дрался, и играл в хоккей! Проберт - это Майк Тайсон заокеанского хоккея. Жаль, что прошлым летом Боб тоже вроде бы завершил карьеру. (У Проберта вновь возникла проблема с алкоголем, но в сентябре он все-таки попробует вернуться в "Чикаго". - И.Л.).

ФОКУС МАКСОРЛИ

- Также я бы выделил еще одного недавнего отставника - профсоюзного босса Кена Баумгартнера, - продолжает Юдин. - Очень техничный боксер, при этом в обычной жизни душа компании. А самым хитрым считаю Марти Максорли, знаменитого телохранителя Уэйна Гретцки.

- Почему?

- Дело в том, что он, выходя на лед, никогда не надевал специальный щиток-нагрудник. То есть свитер крепил только на подтяжках, а защитные чашечки на плечах держались у него сами по себе. В результате, когда начинался бой, свитер слетал, он оставался фактически голым, а щитки не сдерживали его движений. Считаю, что тем самым за счет маневренности он получал дополнительное преимущество.

- Вы не пробовали повторять фокус Максорли?

- А в России мне сейчас и драться-то не с кем - серьезных соперников вообще не наблюдается! Поэтому я могу выходить на лед хоть в стягивающей кольчуге. Что касается нагрудника, то Максорли сильно рисковал - не дай бог шайба попала бы ему в грудную клетку в незащищенное место. Впрочем, ему всегда везло - не зря он служил Гретцки верой и правдой чуть ли не 20 лет. (Недавно хозяин "Финикса" Уэйн Гретцки в знак благодарности назначил своего верного телохранителя главным тренером фарм-клуба. - И.Л.). К слову, иногда об опыте Максорли я вспоминаю.

- Как?

- Использую облегченный вариант нагрудника. В такие моменты чувствуешь себя на льду очень свободно и комфортно - любой бой можно начать с мгновенной ударной комбинации. Кстати говоря, этот опыт мне помогал во время заокеанского вояжа.

НОМЕРА ЖЕРТВ МНЕ ПИШУТ МЕЛОМ

- Полгода назад в предыдущем нашем интервью вы подробно рассказывали о своих приключениях в низших североамериканских лигах. Признаюсь, что после выхода того материала некоторые заокеанские болельщики рассказывали мне о том, что Юдин, мягко говоря, погорячился, заявив, что в Северной Америке ни в одном из нескольких десятков боев не уступил. Мол, были и поражения...

- Интересно, а они приводили какие-то конкретные факты?

- Да. В частности, всплыла фамилия Сильвена Блуена - кстати, отнюдь не сильнейшего "полицейского" Северной Америки, который так и не смог закрепиться в НХЛ, но который тем не менее в АХЛ вас якобы одолел.

- Превосходно, что вы назвали мне эту фамилию - несколько лет безуспешно пытался ее вспомнить! (В голосе собеседника появляются восторженные нотки.) Хоть сейчас могу рассказать вам все мельчайшие подробности того матча и дать оценку двум моим схваткам с Блуеном.

- Это было бы интересно.

- Итак, обычный матч регулярного чемпионата Лиги Восточного побережья. Перед игрой второй тренер нашего клуба, в прошлом тафгай, на установке по традиции написал мелом на доске номера двух бойцов команды-соперницы. С двумя целями - дать указание всем нашим хоккеистам с ними не связываться (это исключительно моя работа) и познакомить меня с будущими противниками. Помню, что затем тренер специально подошел ко мне и попросил первые полтора периода драк с ними любой ценой избежать.

- Почему?

- Если бы я, единственный "полицейский" нашей команды, вывел из игры одного громилу, то другой в тот момент, когда я отсиживал бы штраф, начал бы охоту за нашими звездами. Вы понимаете, к чему это могло привести? Вот почему и было принято решение все боевые действия перенести на концовку матча. Однако этот чудак Блуен догадался, какие мне были даны указания - и весь первый период провоцировал меня на драку! Я терпел - и в одном из эпизодов он ударил меня, сбив шлем и получив малый штраф, который мы реализовали. До сих пор помню, как после гола ко мне подъехали все одноклубники и наперебой кричали: "Молодец, молодец!"

Видимо, тот эпизод и запомнили болельщики, записав на мой счет поражение.

- Удалось Блуену отомстить?

- А как же - в том же матче! В третьем периоде, когда тренеры дали мне карт-бланш, я отловил обоих бойцов соперника. Первого быстро отправил на лед, а вот со вторым, тем самым Блуеном, не спорю, пришлось повозиться. Он не знал, какая у меня, новичка АХЛ, рука ударная, а потому действовал предельно осторожно. Помню, он провел четыре удара, все мимо, я - четыре, одним, с левой, зацепив его. В целом же бой получился не самым ярким - синяков не было ни у него, ни у меня. Эх, хорошие были времена.

- Вспоминаете их с ностальгией?

- Пожалуй, да. В боксерском мастерстве в те годы резко прибавил - практики за океаном было очень много.

НА КУБКЕ "СПАРТАКА" НАЗАРОВ ОТКАЗАЛСЯ СО МНОЙ ДРАТЬСЯ

- С кем-нибудь из нынешних НХЛовских громил в те годы в АХЛ "потанцевать" удалось?

- Увы, нет. Но я не сомневаюсь, что как минимум ни в чем им не уступаю. Хотя практики у них на порядок больше, чем у меня.

- Не завидуете ли вы Андрею Назарову и Кшиштофу Оливе - первым и единственным европейцам, сумевшим сделать карьеру в НХЛ?

- Если и завидую, то белой завистью. К обоим, кстати, отношусь с большим уважением. Переживаю за них. И меня, скажем так, нервирует тот факт, что в ходе сезона, судя по сообщениям "СЭ", они больше проигрывают, чем побеждают. Обидно, что европейцев за океаном не очень-то уважают

- Уверены, что вам удалось бы нести в НХЛ бойцовское знамя Европы выше, чем Оливе и Назарову?

- Уверен.

- А с Назаровым вы когда-нибудь встречались?

- И на льду, и в жизни у нас с ним хорошие отношения. Если вы спросите, дрались ли мы, отвечу, что нет. Хотя возможности для этого были - в середине 90-х он играл в "Динамо", а я в "Спартаке", и поводы разобраться возникали. Жаль, что сорвалась наша выставочная встреча и на Кубке "Спартака".

- Не понял...

- Я не оговорился. Дело в том, что однажды Валерий Васильев выступил с отличным предложением - в рамках Кубка "Спартака" провести выставочный бой между мною и Назаровым. Однако Андрей не захотел - заявил, что, мол, приехал в Россию на каникулы не драться, а отдыхать.

- Испугался?

- Ничего плохого сказать о нем не могу.

- Каким бы был результат вашего "танца" с Назаровым?

- Не хотел бы отвечать на этот вопрос, тем более что чуть выше я на него уже ответил.

- Как вы думаете, идея Васильева уже умерла?

- Не хотелось бы в это верить.

- Нет желания предложить организаторам, к примеру, Кубка "Спартака" организовать ваш бой если не с отдыхающим Назаровым, то со специально выписанным по такому поводу ведущим громилой НХЛ?

- Интересная мысль. Уверен, что российские болельщики восприняли бы такой поединок на ура. А вот Борис Петрович (главный тренер СКА Михайлов. - И.Л.) в августе во время последнего этапа подготовки к сезону вряд ли отпустит любого своего игрока в Москву - пусть даже на интерконтинентальный бой.

РУКИ ПИАНИСТА

- Есть ли у вас специальная методика подготовки к ледовым боям?

- Обижаете. Я профессионал, а потому придаю подготовке огромное значение. Даже дома о боксе не забываю - в моей комнате для отработки ударов висит груша со специальным речным песком.

- А почему именно речным?

- Это вопрос дилетанта. Проблема в том, что обычный песок быстро набирает из воздуха воду и становится твердым, как камень. В результате о него разбиваешь руки. А вот речной песок не размокает и сохраняет подвижность.

- Мой старший брат одно время увлекался каратэ и, разрабатывая костяшки кулаков, едва не переломал дома все дверные косяки. Вы подобными упражнениями занимаетесь?

- Скажите ему, что он допустил грубейшую ошибку. Набивать и закалять кости кулаков такими ударами крайне опасно - кожа сдирается, да и инфекцию можно занести. Здесь необходима именно груша с речным песком. Удар по ней благодаря перемещению самой груши и частиц песка получается не статичным, а динамичным, и часть нагрузки переносится на плечо. Только так можно набить специальные мозоли. Вообще же руки боксера - это руки пианиста.

- Можете пояснить свою мысль?

- Проблема в том, что в хоккее многие удары приходятся на шлем соперника. А бить по шлему еще опаснее, чем по дверным косякам, - костяшки мгновенно разбиваются. Искусство ледового тафгая во многом состоит в том, чтобы наносить удары точно. В противном случае уже через сезон-два из-за хронических травм рук придется уйти на пенсию. К слову, во многом из-за этой специфики представителям профессионального бокса в хоккее делать нечего.

- Вы уверены, что у Кличко и Льюиса шансов одолеть вас на ледовой площадке нет?

- Именно так. Не сомневаюсь, что после первого же удара по шлему они выйдут из игры - руки-то у них, привыкших к боксерским перчаткам, изнеженны! Кроме того, у нас не практикуются удары по корпусу, в печень - из-за защищенности этих частей тела хоккейной экипировкой. Многое решает и умение прочно стоять на коньках. Словом, в бою со мной у них нет ни одного шанса. Причем, подчеркиваю, именно на льду, а не на ринге, - а то читатели назовут меня нескромным человеком.

ЦЗЮ - №1 В МИРЕ

- Недавняя встреча Кличко и Льюиса, судя по нашим рейтингам читательского интереса, опередила даже многие матчи чемпионата России по футболу. А вы за ней следили?

- Конечно! И, пользуясь случаем, хотел бы выразить через "СЭ" свое почтение Виталию Кличко. Не ожидал, что он сможет на равных поработать с таким сильным профессионалом, как Льюис. Хотя у Виталия есть один очень существенный недостаток.

- Какой?

- Левая рука. Он ею не бьет, а толкает. Боюсь, в будущем все однорукие боксеры будут вынуждены сойти со сцены.

- Кто, на ваш взгляд, в их бое побеждал?

- Прежде всего хочу сказать, что профессиональный бокс - моя вторая после хоккея любовь. Перед поединком в победе Льюиса почти не сомневался, однако украинцу удалось хорошо подготовиться, подобрать к противнику ключи и в первых шести раундах на одно-два очка оторваться от соперника. Тем не менее при всем уважении к Кличко обязан заявить, что бой развивался все-таки в пользу американца. Он, как говорят шахматисты, стоял чуть перспективнее. Вообще, считаю, у темнокожих бойцов перед светлокожими изначально большое преимущество.

- Почему?

- Это очень тонкая тема. Не хочу прослыть расистом, но структура мышц у темнокожих людей позволяет им чувствовать себя на ринге комфортно. Не случайно сегодня в НХЛ на первые роли вышли именно такие игроки - Ларак, Брашир, Уоррелл. В боксе крайне важна работа мышц спины - от них зависит амплитуда отклонений, отходов и подходов. Доказано, что у темнокожих эти мышцы развиты лучше. А у многих белых боксеров спина постоянно побаливает.

- Кого вы считаете лучшим профессиональным боксером вне зависимости от весовой категории? Как и большинство специалистов - Роя Джонса-младшего?

- Какого еще Джонса - ни в коем случае! Не сомневаюсь, что при пересчете на один килограмм живого веса лучший в мире - наш Константин Цзю. Каждый его бой - классика бокса. Ни одного лишнего движения, ни одного проходного удара - уникальный парень! Вот бы с ним познакомиться.

- Значит, у него есть шанс справиться даже с Юдиным?

- Уверяю вас, на льду меня не завалит никто. Даже Цзю.

Игорь ЛАРИН