Газета Спорт-Экспресс № 146 (3233) от 8 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 12, Материал 1

Поделиться в своих соцсетях
/ 8 июля 2003 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

НА "ТУР ДЕ ФРАНС" с Петром УГРЮМОВЫМ

ПЕРВАЯ НЕДЕЛЯ - ПРАЗДНИК ДЛЯ СПРИНТЕРОВ

"Тур де Франс" - гонка, овеянная легендами. Победы на этапах этой супермногодневки для многих велопрофи становились самыми яркими страницами спортивной (и не только) биографии. Что уж говорить о тех, кому талант и слаженная работа команды позволяли на финише, на Елисейских Полях, подниматься на пьедестал? В 1994 году россиянин Петр УГРЮМОВ в борьбе с великим Мигелем Индурайном занял в "Type" почетное второе место. А потому неудивительно, что именно его мы попросили комментировать ход гонки-2003 для читателей "СЭ".

- Прежде всего расскажите нашим читателям, чем занимается велопрофи Петр Угрюмов после завершения спортивной карьеры, где живет - о вас ведь ничего долгое время не было слышно.

- Карьеру гонщика я завершил в 1999 году, но с любимым спортом не завязал - мне предложили должность спортивного директора любительской команды в Падуе. А в этом году перебрался в Римини, где также тренирую юношей. Очень надеюсь, что мне удастся воспитать неплохой коллектив и создать профессиональную велогруппу.

- В вашей группе только итальянские гонщики или есть и спортсмены из России?

- К сожалению, по итальянским законам, в любительских командах могут тренироваться только местные ребята.

- Как вы, тренер и в недавнем прошлом участник и призер "Тур де Франс", прокомментируете события, разворачивающиеся на дорогах Франции в год столетия супермногодневки?

- Сейчас трудно составить определенное впечатление о гонке, еще труднее спрогнозировать ее исход. Не было ни гор, ни разделок...

- Зато были завалы...

- Да, были завалы, были первые травмы и первые сходы гонщиков, но, повторю, предсказать, как закрутится сюжет детектива под названием "Тур де Франс", я бы пока не рискнул. На первых этапах задача у главных претендентов на победу только одна - сохранить силы, сберечь здоровье, избежать падений. Первая неделя до гор - это праздник для спринтеров. А вот со второй недели начнется более тонкая тактическая игра команд.

- Есть ли у вас секрет, как избежать завалов?

- (Смеется.) Секрет очень прост: иди впереди, и не будешь заложником пелотона, будь сильнее всех. Необходимо иметь седьмое чувство, чутье на опасность на трассе, угадывать, когда нужно уйти в отрыв и не упасть вместе со всеми. И, конечно, очень нужна слаженная команда, которая будет везти тебя, словно дорогую хрустальную вазу, обернутую в вату. Но первые этапы все равно показали нам, что и Гарцелли, и Армстронг не могут избежать аварий.

- Тем не менее задолго до старта главным фаворитом все называли Лэнса Армстронга, покусившегося на рекорд Индурайна - пять подряд побед на "Большой петле".

- Конечно же, как и у любого соревнования, у супермногодневки есть свои фавориты - тот же Армстронг, или Ян Ульрих, или Хосеба Белоки. За них говорят их предыдущие успехи на "Type". Но ведь все зависит и от того, как сработают команды фаворитов, в какой форме они сами будут находиться от этапа к этапу. Лично я симпатизирую победителю "Джиро" этого года Джильберто Симони. Конечно, мало кому удается выиграть за сезон сразу две супермногодневки, но мне очень хотелось бы, чтобы Джильберто повезло.

- Каковы причины вашей симпатии к итальянцу?

- Дело в том, что в мой последний год в профессиональном спорте именно я настоял, чтобы его включили в нашу велогруппу "Алессио". Помню, пришлось выдержать серьезный бой за него, поскольку Симони к тому времени уже семь лет безуспешно катался в различных командах. Так сложилось, что я как бы передал ему эстафету: Джильберто можно назвать моим протеже. Во время многодневок мы с ним жили в одном номере. И он не подвел - в 1999 году именно Симони приехал третьим в общем зачете "Джиро". Я же, к сожалению, вынужден был сойти по состоянию здоровья.

- Вы стояли на подиуме на финише "Большой петли", вам знакомы чувства победителя этапов этой легендарной гонки. Скажите, что же все-таки необходимо велогонщику, чтобы приблизиться или войти в число избранных, побеждавших на "Тур де Франс"?

- Кроме работы команды первое слагаемое успеха - железное здоровье, психологическая устойчивость, сила духа, уверенность в себе. А если все эти слагаемые сошлись в одном гонщике, остается только пожелать ему самого главного - удачи.

- Вам в 1994 году не хватило именно удачи, чтобы обойти Индурайна?

- Мне не хватило времени. Как вы знаете, Советский Союз очень поздно включился в профессиональный велоспорт. Когда в 1989 году я стал профи, мне уже было 28 лет. А ведь еще в 1984 году выигрывал любительскую "Джиро д'Италия" и, уверен, уже тогда вполне мог бы конкурировать с сильнейшими мастерами профессионального спорта.

- Что же сейчас мешает появлению в российском велоспорте нового Угрюмова? Кто из наших гонщиков может принять вашу эстафету?

- Большая проблема в том, что ряд талантливых русских велогонщиков, выступающих за зарубежные команды, через пару-тройку лет оказываются выжатыми как лимон: от них требуют немедленных результатов, форсируют подготовку. Большая ошибка наших велосипедистов в том, что они стремятся как можно быстрее уехать в европейскую команду - якобы за опытом.

Для воспитания классного российского гонщика нам прежде всего необходима хотя бы одна, а лучше две национальные профессиональные велогруппы. Пора уже самим растить молодежь, а не одаривать зарубежные команды гонщиками-грегари.

- Вернемся к нынешнему "Туру". Вас не удивила победа Брэдли Макги в прологе и желтая майка на его плечах?

- Вовсе нет. Не будем забывать, что он чемпион мира в трековой гонке преследования на 4 км. Длина пролога - 6,5 км - почти его любимая дистанция. Так что здесь все справедливо. Почему не Армстронг или Ульрих - мастера разделки - выиграли пролог? Так это говорит о том, что они равномерно распределили свои силы на все 20 этапов. А Макги скоро уступит лидирующие позиции. Вот увидите.

Ровшан АСКЕРОВ

90-я супермногодневка "Тур де Франс"

2-й этап. Ля-Ферт-сю Жуарр - Седан. 204,5 км. 1. Кук (Австралия, FDJeux) - 5,06.33. 2. Назон (Франция, "Жан Делатур"). 3. Кирсипуу (Эстония, "Превоянс"). 4. Цабель (Германия, "Телеком")... 21. Ульрих (Германия, "Бьянки")... 24. БОЧАРОВ (Россия, "Превоянс")... 27. Гарцелли (Италия, "Вини Кальдирола")... 30. Винокуров (Казахстан, "Телеком")... 35. Виранк (Франция, "Квик Степ")... 37. Эрас (Испания, "Ю. Эс. Постал")... 52. Макги (Австралия, FDJeux)... 54. Армстронг (США, "Ю. Эс. Постал")... 59. ПЕТРОВ (Россия, "Банесто")... 66. Миллар (Великобритания, "Кофидис")... 69. Гонсалес Хименес (Испания, "Фасса Бортоло")... 76. Симони (Италия, "Саеко")... 79. Ботеро (Колумбия, "Телеком"). 80. Белоки (Испания, ОНСЕ)... ЮО.Хэмилтон(США, CSC)... 113. КАРП ЕЦ (Россия, "Банесто"). 114. ЕКИМОВ (Россия, "Ю. Эс. Постал")... 117. МЕНЬШОВ (Россия, "Банесто") - у всех время победителя.

Общий зачет. 1. Макги - 8:58.28. 2. Миллар - отставание 0.04. 3. Кук то же отставание... 5. Ульрих - 0.06... 8. Хэмилтон - 0.10... 10. Армстронг - 0.11. 11. Белоки - 0.13. 12. Ботеро - то же отставание. 13. ЕКИМОВ - 0.15. 14. Кирсипуу... 17. Макивэн - 0.16. 18. КАРПЕЦ - то же отставание... 24. Симони - 0.17... 43. МЕНЬШОВ - 0.24... 50. ПЕТРОВ - 0.26... 63. Винокуров - 0.29... 65. Цабель - 0.30... 109. БОЧАРОВ - 0.40.

О первом этапе - стр. 15