Газета Спорт-Экспресс № 151 (3238) от 14 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 14, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 15 июля 2003 | Велоспорт

ВЕЛОШОССЕ

НА "ТУР ДЕ ФРАНС" с Петром УГРЮМОВЫМ

АЛЬП Д'ЮЭЗ ВЫВОДИТ АРМСТРОНГА ИЗ ТЕНИ

Начались горные этапы на "Тур де Франс". Первый из них, в субботу, принес победу и желтую майку лидера французу Ришару Виранку. После второго, который выиграл баск Ибан Майо, лидерские полномочия перешли к четырехкратному победителю "Тура" Лэнсу Армстронгу. До Парижа?

Герой шиллеровской пьесы "Заговор Фиеско в Генуе" горько замечал: "Мавр сделал свое дело, мавр может уходить". В субботу на пути к перевалу Альп д'Юэз в роли злосчастного мавра - причем по собственной инициативе - выступил главный герой первой недели "Тур де Франс" итальянец Алессандро Петакки.

Словно в хорошо отрепетированной пьесе, произнеся все свои монологи-спринты, лидер "Фасса Бортоло" сошел с дистанции и освободил сцену для главных участников второго - горного - акта супермногодневки. Вместе с экс-обладателем зеленой майки лучшего финишера караван покинул и один из его основных конкурентов - эстонец Яан Кирсипуу.

А декорации, в которых разворачивается новое действие "Большой петли", роскошны. В субботу пелотон проехал самый длинный этап от Лиона до Морзина - 230,5 км.

- Этап сложился весьма интересно, - отметил второй призер "Тура"-94 Петр Угрюмов, когда вечером в ту же субботу ему позвонил корреспондент "СЭ". - Очень рад за Ришара Виранка. Я с самого начала оценил его тактику - молодец парень! Атаковать начал издалека, решился на ранний побег, перетерпел самый сложный участок трассы, доехал и - выиграл! Главное, он верно рассчитал, что в такой ситуации "синий экспресс" Лэнса Армстронга, то есть команда "Ю. Эс. Постал", контролирующая действия пелотона, не будет пытаться его "сожрать".

- То есть Армстронг и его товарищи намеренно отпустили Ришара, чтобы дать возможность французам порадоваться желтой майке юбилейного "Тура" на плечах их соотечественника?

- Нет, конечно. Просто "Ю. Эс. Постал" решила не тратить силы с самого начала, предпочитая держать гонку под контролем из тени. Армстронг не желал быть разгоняющим пелотона - потому-то и затаился. Но это не умаляет заслуг Виранка, который решился на побег за 180 километров до финиша.

Кроме того, его успех не мог не польстить самолюбию французских болельщиков. Тем более что для Ришара это первая желтая майка, если не ошибаюсь, с 1992 года. Ну, и молодец Паоло Беттини, который помог французу создать 9-минутный отрыв уже после первой горы.

Виранк вообще славится тем, что ему удаются такие вот дерзкие отрывы. Помню, некоторое время назад на одной из кубковых гонок он так же убежал от пелотона и отбил все атаки. Накат основной группы преследователей ничего не дал.

- Надолго ли Виранк возглавил караван?

- Думаю, этапа на 2-3 его хватит. Хотя впереди самый сложный горный этап - Альп д'Юэз. Если помните, в прежние годы Армстронг именно на этом участке трассы начинал реализовывать свое преимущество.

- Какова же была тактика пелотона на субботнем этапе?

- Довольно простая и прогнозируемая - отсидеться за спинами развозящих лидеров из "Ю. Эс. Постал". Тем более что сумасшедшая жара сильно мешала гонщикам. Даже рекордсмен этого "Тура" по числу побед Алессандро Петакки сошел уже после первой горы, за 175 км до финиша.

Да, горы - это не его конек. Тем не менее не могу не напомнить, что директор "Тур де Франс" Жан-Мари Леблан отказался приглашать Чиполлини, мотивируя это так: мол, выиграв пару-тройку равнинных этапов, Супер-Марио сойдет в горах! И стоило ли лишать публику удовольствия видеть знаменитые атаки Чиполлини - пускай и в начале гонки, если его "наследник", как окрестили Петакки журналисты, оказался наследником во всем?

Кстати, я сошедших не осуждаю. В жару в горах первый удар приходится именно на финишеров-спринтеров.

- Чем была вызвана сдержанная тактика команды Армстронга?

- Уступая номинальное лидерство в начале горных этапов, сильная команда экономит энергию и в то же время контролирует гонку, позволяя своим грегари готовиться к решающим схваткам. Самым же большим разочарованием этого этапа, да и пока всего "Тура", стало для меня выступление победителя "Джиро" Джильберто Симони. 10 минут проигрыша на одном отрезке - это кошмар. Шансам на победу в гонке можно сказать "чао"! Теперь главное, чтобы он психологически не сломался и попытался выиграть хотя бы пару этапов.

- Кто еще не оправдал ваших надежд?

- Чемпион мира в разделке Ботеро мог бы проехать и получше. Винокуров тоже пока не вошел в ритм. Обоим не хватает свежести.

- Что скажете о шансах основных фаворитов после первых гор?

- Ульрих демонстрирует отменную форму. Приехал в одной группе с Армстронгом.

- А как вам наши?

- (Иронично.) Никак. Нашей молодежи еще нужно расти. Причем расти и психологически, и физически. Москва, как говорится, не сразу строилась. Сам великий Индурайн тоже первые "Туры" сходил, потом был грегари у Педро Дельгадо. Нужно учиться правильно распределять силы на всю дистанцию. Воспитывать лидерские качества - только тогда команда и начнет работать на них. А подводя итоги этапа, отмечу еще раз: первые горы не дают ответа на вопрос, кто выиграл, зато точно дают знать, кто проиграл.

...Если субботний отрезок трассы "Большой петли" стал самым длинным в нынешней многодневке, то вчерашний - самым сложным и важным. К тому же финишировать пелотону предстояло в гору. Напомним, что первым покорителем Альп д'Юэз в 1952 году стал Фаусто Коппи, и за последние полвека именно этот финиш чаще всего и определял будущего победителя "Тура". Предстартовую интригу обостряло и то, что никогда прежде за все годы соперничества Армстронга и Ульриха на французских дорогах отставание немца от техасца после первых гор не было столь мало - всего 38 секунд.

И эта интрига сохранялась достаточно долго, пока гонщики не покорили высочайшую точку этапа - гору Галибье. До тех пор пелотон просто катился по жаре, развлекаясь единичными побегами отдельных, не претендующих на общую победу, но, видимо, жаждущих короткой славы велогонщиков. Более или менее серьезная тактическая игра началась именно с подъема на Галибье, когда "синий экспресс" стал раскатывать своего лидера. В этот момент и стало понятно, что наш именитый эксперт ошибся: желтая майка не задержится у Виранка дольше финиша на Альп д'Юэз.

На решающем подъеме пелотон уже был разорван на несколько мелких групп, решавших свои локальные задачи, а впереди был баск Ибан Майо. Виранк честно пытался соответствовать желтой майке, но в итоге финишировал далеко позади лидеров. Куда дольше на колесе у "почтальонов" продержался Ульрих. Пропустивший весь предыдущий сезон немец пытался доказать, что год простоя не повлиял на его готовность к "Туру". Но и он не выдержал темпа. Что, впрочем, вполне объяснимо: нет за спиной Ульриха столь же мощной и преданной команды, как та, что бдительно стережет пелотон в интересах Армстронга, который вчера, как уже было сказано, надел желтую майку лидера.

Работа Эраса, Екимова, Падрноса, Пеньи вызывает ассоциации разве что с часовым механизмом. И в борьбе с этим механизмом Ульрих, несмотря ни на что, смотрится достойно. По крайней мере - пока.

Ровшан АСКЕРОВ

90-я супермногодневка "Тур де Франс"

7-й этап. Лион - Морзин. 230,5 км. 1. Виранк (Франция, "Квик Степ") - 6:06.03. 2. Альдаг (Германия, "Телеком") - отставание 2.29. 3. Шаванель (Франция, "Бриош ля Буланже") - 3.45. 4. Роджерс (Австралия, "Квик Степ") - 4.03. 5. Гарцелли (Италия, "Вини Кальдирола") - 4.06... 10. Винокуров (Казахстан, "Телеком")... 14. МЕНЬШОВ (Россия, "Банесто"). 15. Армстронг (США, "Ю. Эс. Постал")... 21. Ульрих (Германия, "Телеком")... 29. Эрас (Испания, "Ю. Эс. Постал")... 32. Белоки (Испания, ОНСЕ)... 44. ПЕТРОВ (Россия, "Банесто") - у всех то же отставание... 51. Ребеллин (Италия, "Герольштайнер") - 5.45... 61. КАРПЕЦ (Россия, "Банесто") - 8.38. 62. БОЧАРОВ (Россия, "Превоянс") - то же отставание... 74. Ботеро (Колумбия, "Телеком") - 10.21... 77. Симони (Италия, "Саеко") - 14.32... 96. Фрейре (Испания, "Рабобанк") - то же отставание... 152. Вайнштейнс (Латвия, "Вини Кальдирола") - 25.56. 153. ЕКИМОВ (Россия, "Ю. Эс. Постал") - то же отставание.

8-й этап. Саланше - Альп д'Юэз. 219 км. 1. Майо (Испания, "Эускалтель") - 5:57.30. 2. Винокуров - отставание 1.45. 3. Армстронг- 2.12. 4. Манчебо (Испания, "Банесто")... 6. Белоки - то же отставание... 13. Ульрих - 3.36. 14. МЕНЬШОВ - то же отставание... 35. Виранк - 9.29... 37. БОЧАРОВ - то же отставание... 46. ПЕТРОВ - 12.42...

Общий зачет. 1. Армстронг - 35:12.50. 2. Белоки -отставание 0.40.3. Майо - 1.10.4. Винокуров - 1.17. 5. Манчебо - 1.37... 8. Ульрих - 2. 10... 13. МЕНЬШОВ - 3.29... 18. Виранк - 4.48... 37. ПЕТРОВ - 11.58... 40. БОЧАРОВ - 14.04.