Газета Спорт-Экспресс № 164 (3251) от 29 июля 2003 года, интернет-версия - Полоса 8, Материал 3

Поделиться в своих соцсетях
/ 29 июля 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

КЛУБ 100 РОССИЙСКИХ БОМБАРДИРОВ

КОРОЛИ ПРОШЛОГО

Александр ПОНОМАРЕВ

168 голов в зачет Клуба Григория Федотова

Когда в середине 60-х годов наш известный историк футбола Константин Есенин впервые составил список ста лучших бомбардиров чемпионатов страны, его возглавил Александр Пономарев, забивший 152 гола. Если сейчас мы говорим: "Торпедо" - это Валентин Иванов", то в 40-е годы с полным правом можно было утверждать: "Торпедо" - это Александр Пономарев". А в довоенные годы - то же самое о сталинградском "Тракторе".

"ТРАКТОРИСТ"-САМОУЧКА

Летом 1939 года Александр Пономарев и Василий Проворнов, как сообщала пресса, "по независящим от них причинам перешли в другие коллективы". Оказалось, что силовые ведомства решили поставить лидеров "трактористов" под ружье: Пономареву повесткой предписывалось защищать цвета "Динамо" (впоследствии Александр Семенович уже добровольно встал у руля бело-голубых и в 1963 году привел их к чемпионскому золоту), Проворнову - ЦДКА. И сталинградцы, входившие в лидирующую группу первенства, сразу посыпались - были повержены на своем поле "Стахановцем" - 2:5, а затем в Ленинграде "Зенитом" - 1:7. Однако город, носивший имя вождя, сумел отстоять, вернуть своих звезд, оба проигранных "Трактором" матча были переиграны. В итоге сталинградцы замкнули квартет сильнейших, опередив московское, киевское и ленинградское "Динамо", "Локомотив" и "Торпедо".

Пономарев родился и начал играть в шахтерской Горловке, был футбольным самоучкой. Коренастый, слегка косолапивший при ходьбе, на первый взгляд он был лишен футбольной осанки и какой-либо привлекательности для тренеров. Но со свистком судьи Пономарь преображался. Казалось бы, бесхитростно, напролом надвигался он на неприятельскую защиту, успевая каким-то только ему ведомым чутьем находить щели и зазоры в сплошном оборонительном частоколе, пролезать сквозь них, не взирая на не всегда праведный, а то и просто жестокий отпор защищавшихся.

Его удар - это отдельная глава. Мало того что был он невероятной силы, так еще из глубины неприятельской чащобы Пономарь ухитрялся бить без замаха - с носка, да так, что вратарь и рук не успевал поднять. Теперь этот прием напрочь забыт, последний раз видел такой гол в исполнении Юрия Семина, в 1971 году еще динамовца. А в 40-е годы удар "пыром" был в большом ходу. Но лучше Пономарева им никто не владел. Наравне был разве что Григорий Федотов. Ни численный перевес защитников, ни безнадежная, казалось бы, позиция для удара Пономарева не смущали. Ему принадлежит постулат: "Ищущий удобств не станет бомбардиром". Он продирался сквозь любые заслоны, пробивал монолитные щиты ЦДКА и "Динамо", считавшиеся прочнее шведской стали.

ГЕРОЙ-ОДИНОЧКА

С приходом Пономарева "Торпедо" сразу же вошло в тройку призеров первого послевоенного чемпионата, в 1947 году впервые сыграло в финале Кубка СССР, а спустя два года Кубок завоевало. Роль капитана автозаводцев в той знаменательной победе была отражена даже в стихах: "Свой кубок, полный до краев, держи, держи, Пономарев!" Пономарев ни разу не был чемпионом страны, но забил больше своих самых знаменитых современников - Боброва, Федотова, Карцева, Бескова, Сергея Соловьева, Бориса Пайчадзе, Никиты Симоняна, игравших в самых престижных московских клубах. Не было рядом с ним и таких выдающихся партнеров, как у Боброва или Бескова. Но в 1946 году на высшей ступени пьедестала почета красовался ЦДКА, а во главе списка лучших снайперов первенства Пономарев.

В 1948 году золото опять у команды лейтенантов, а первый номер в классификации "33 лучших" - у центрфорварда "Торпедо". На закате карьеры Пономарев оказался в донецком "Шахтере", и горняки в 1951 году - впервые в своей истории - завоевали бронзу чемпионата. Ни сборной страны в ту пору не существовало, ни еврокубков, да еще из пономаревской карьеры выпали четыре военных года. Но и по сей день Пономарев в первом квартете Клуба Федотова, а его достижение в чемпионатах страны превзошел лишь Олег Блохин.

Своих голов Пономарев не считал и тем не менее нередко вступал в полемику с Константином Есениным по поводу тех или иных цифр. В частности, он утверждал, что однажды забил в кубковом матче девять мячей. Есенин с присущей ему педантичностью переворошил уйму "макулатуры" в надежде найти официальное подтверждение пономаревскому рекорду. Но обнаружил только "подозрительный" результат матча "Трактора" с саратовским "Динамо" - 9:1 в 1/64 финала Кубка 1937 года. Подробностями эти цифры с тех пор так и не обросли и на официальный рекорд не тянут.

Но и без него Александр Пономарев остался в анналах нашей футбольной истории человеком из легенды, наподобие героя американских боевиков, в одиночку сокрушающего все преграды на пути к благородной цели.

Павел АЛЕШИН