ВЕЛОШОССЕ |
ТУР ДЕ ФРАНС |
Корреспондент "СЭ" встретился в Париже с Жан-Мари Лебланом - генеральным директором "Тур де Франс" с 1989 года
Жан-Мари ЛЕБЛАН: "НЕДАЛЕК ТОТ ДЕНЬ,
КОГДА РОССИЯНИН НАДЕНЕТ ЖЕЛТУЮ МАЙКУ НА ЕЛИСЕЙСКИХ ПОЛЯХ"
Даже после окончания "Тура" пообщаться с Лебланом не просто, поэтому надежды на встречу, по сути, не было. И все же я наудачу набрал номер секретарши Леблана. Выяснилось, что Жан-Мари на очередном заседании. Но (небольшой предмет для гордости) как только ему передали имя вашего покорного слуги, в заседании был объявлен перерыв.
- Сколько же мы не виделись? - задал вопрос Леблан после традиционных приветствий. - Лет пять-шесть?
- Если точнее, то семь. В последний раз общались на старте "Тура-96" в Голландии. А потом, если помните, мельком в олимпийской Атланте тем же летом. Но я посчитал своим долгом встретиться с вами в год столетия "Тура", поздравить и преподнести сувениры из Москвы.
- Спасибо, это очень приятно. Тем более что "СПОРТ-ЭКСПРЕСС" имеет прямое отношение к нашему вековому юбилею. Ведь без вашей газеты в истории "Тура" не было бы 21-го этапа в Москве в 1995 году. А теперь во всех документах, связанных с нашей гонкой, критериум вокруг Кремля значится как один из самых незабываемых эпизодов.
- Чего-либо подобного в будущем не предвидится?
- Как сказать! В четверг, например, я приглашен на обед к российскому послу в Париже Александру Авдееву. Вот и поговорим о перспективах сотрудничества.
Кстати, предыстория этой встречи весьма любопытна. 23 года назад я работал журналистом и получил редакционное задание отправиться в Сочи, чтобы подготовить материал о подготовке советских велогонщиков к Олимпийским играм в Москве. Сами знаете, как сложно было в те годы получить визу, тем более что сроки поджимали. Пришлось напрямую обращаться в посольство СССР. И моим вопросом занимался тогда очень симпатичный паренек, блестяще говоривший по-французски. Звали его - да-да, Александр Авдеев!
На прошлой неделе, утверждая список представителей дипкорпуса, которым мы собирались направить приглашения на финиш юбилейного "Тура", против слов "посол России" я увидел знакомую фамилию. Решил позвонить - и был приятно удивлен, что мой собеседник и давний знакомый помнит все в деталях! Он извинился, что не сможет принять участие в торжествах по завершении гонки, но предложил встретиться позже. Так что в четверг буду в вашем посольстве.
- Можете предположить, о чем пойдет речь?
- О сотрудничестве - раз. О том, что наша многодневка во всех ее аспектах - экономических, политических, социальных, организационных - уступает разве что Олимпиадам и чемпионатам мира по футболу, - два. Не сомневаюсь, что посла будут интересовать итоги выступлений его соотечественников и представителей других стран постсоветского пространства. Тут мне тоже есть что рассказать. И об Александре Винокурове из Казахстана, и о россиянине Денисе Меньшове, прогресс которого впечатляет: с таким отрывом от других претендентов выиграть белую майку лучшего молодого гонщика удается нечасто. Да и место знаменитого Вячеслава Екимова в седьмом десятке итогового протокола никого не должно вводить в заблуждение: только за одну его работу во время командной разделки двукратный олимпийский чемпион достоин самых громких комплиментов.
- Если не ошибаюсь, перед стартом "Тура"-2003 вы говорили, что юбилейная гонка станет для вас последней?
- Я действительно думал закончить, ведь на будущий год мне исполнится 60. Но мои руководители настаивают на том, чтобы я поработал еще 2-3 года.
- Может, и до следующего юбилея "Тура" продержитесь?
- Это сколько же ждать - десять лет, что ли?! Нет, лучше буду наблюдать за "Туром" по ТВ, удобно расположившись в любимом шезлонге.
- В канун нынешней гонки был опубликован список ста лучших за всю столетнюю историю "Тура". Первую тройку составили пятикратные лауреаты "Большой петли" Эдди Меркс, Бернар Ино и Жак Анкетиль. При этом Лэнс Армстронг оказался лишь седьмым, а Мигель Индурайн - восьмым. Не изменили вы свое мнение после завершения "Тура"-2003?
- Однозначно переставил бы Армстронга на четвертую позицию. К этому же склоняются и другие члены жюри.
- Тогда еще вопрос, связанный с этой же классификацией. Немного странным выглядит то, что трехкратному победителю Грегу Лемонду определили 11-ю позицию, Яна Ульриха поставили на 36-е место, а Марка Пантани - на 44-е. Или, скажем, Лоран Жалабер стоит бок о бок с Клаудио Кьяппуччи - 61-м и 62-м. При этом они не выигрывали "Большую петлю", а Бьярне Рийс, лауреат "Тура-96", - на 71-й позиции. Даже Ришар Виранк, хоть он не раз получал майку "горного короля", - на три места выше датчанина. При этом из бывших советских в сотню попал только Джамолидин Абдужапаров - он 93-й, на пять мест впереди Марио Чиполлини.
- Сколько людей, столько и мнений. В конце концов, подобная классификация - вещь условная, и каждый при желании может составить такой список, какой ему больше по душе. Давайте лучше думать о будущем. О том, что недалек тот день, когда россиянин наденет желтую майку на Елисейских Полях. Не знаю, при мне или уже без меня, но такой день обязательно настанет. И я очень хотел бы стать свидетелем этого события. Пусть даже с помощью ТВ, сидя в шезлонге.
Лев РОССОШИК |
Париж |