Газета Спорт-Экспресс № 170 (3257) от 5 августа 2003 года, интернет-версия - Полоса 9, Материал 2

Поделиться в своих соцсетях
/ 5 августа 2003 | Футбол

ФУТБОЛ

КЛУБ 100 РОССИЙСКИХ БОМБАРДИРОВ

ДО СТОЙНЫЕ

Сергей КИРЬЯКОВ

ОПТИМАЛЬНЫЙ ВАРИАНТ - ОБЫГРАТЬ ТРОИХ И ЗАБИТЬ

Почему-то казалось, что число голов у Сергея Кирьякова давно превысило сотню. На самом деле, если не считать китайские голы, до круглого числа еще далеко.

ДОБРОВОЛЬСКИЙ ЗАБИВАЛ С "МОИХ" ПЕНАЛЬТИ

- Сам как-то заинтересовался, сколько же у меня голов за карьеру. По предварительным подсчетам вместе с Китаем получилось 96 или 97, - рассказывает Кирьяков. - В союзные времена чаще действовал крайним нападающим. Моим сильным качеством считался дриблинг - обыгрывал защитников, делал фланговые передачи, зарабатывал пенальти. Добровольский в одном из чемпионатов конца 80-х, наверное, только с "моих" пенальти забил с десяток мячей. Конкурировать с ним в реализации 11-метровых было сложно - он забивал минимум 9 из 10.

- А за что пенальти давали?

- Считаю, что защитник, который пытается сделать подкат у своих ворот, совершает большую глупость. Стараюсь наказать опекунов, подловить их на этом. Если чувствую или вижу боковым зрением, что вот-вот пойдет подкат, проталкиваю мяч и вынуждаю защитника нарушать правила. Это часть футбола.

- А сами пробивали пенальти?

- Несколько раз. В 1998 году играю за "Гамбург" с "Дуйсбургом". Пенальтистом у нас был вратарь Бутт, который сейчас в Леверкузене. При счете 3:0 он уже побежал к 11-метровой отметке, но я сказал: "Спокойно, без тебя разберемся". Забил и сделал свой третий хет-трик. Еще раньше провел решающий гол в одной из встреч Кубка СССР - в серии пенальти. Конечно, не могу забыть 87-й год, когда Малофеев вытолкнул меня бить пенальти в полуфинале с киевским "Динамо". 70 тысяч зрителей, свист, шум. Разбежался, даже, по-моему, глаза закрыл... Мяч пролетел в сантиметрах от штанги. Снаружи...

- Чаще вы, кажется, забивали правой ногой.

- Она всегда была ударной. Головой забил немного, но с моим ростом это нормально. В Дортмунде, помню, забивал с воздуха, а в "Боруссии" играли гренадеры. В одном из матчей с той же "Боруссией" к 20-й минуте "Карлсруэ" проигрывал 0:3, но до перерыва я сравнял счет, забив один из трех мячей головой. Мне тогда противостоял Шульц ростом под два метра.

САМЫЙ НЕУДОБНЫЙ ВРАТАРЬ - КЕПКЕ

- Курьезные голы случались?

- Были такие. Над одним из них до сих пор смеюсь. В 1993 году играю за "Карлсруэ" с "Дуйсбургом". Счет 4:0 в нашу пользу. Бывший футболист сборной Германии Рольф, выступавший в то время за "Карлсруэ", пробил метров с пяти. Я стал уже разворачиваться к центру поля - думал, гол. Но мяч угодил в штангу, отскочил мне в пятку и закатился в ворота.

- Самый обидный промах?

- Если бы использовал хотя бы процентов 50 из тех моментов, которые у меня были, число голов давно перевалило бы за сотню. По месяцу-два, бывало, в бундеслиге мяч не шел в ворота.

- Самый неудобный вратарь?

- Наверное, Кепке. Что интересно, игра у меня каждый раз шла, но мяч не хотел залетать в сетку его ворот.

- Вам приятнее самому забить после слаломного прохода или сделать голевую передачу партнеру?

- Оптимальный вариант - обыграть двоих-троих и забить. До сих пор гол в ворота "Шальке" стоит перед глазами. Считаю его лучшим в карьере. Получил мяч в центре поля от Кана, обработал, прошел одного за другим трех защитников, в том числе Линке - и точно пробил в дальний угол. Гол претендовал на лучший сезона в Германии, но меня обошел Феллер, который отличился в прощальной игре за сборную. Как дань уважения пальму первенства отдали ему.

- Со штрафных прямым ударом приходилось забивать?

- В Китае за последние два года мячей пять забил. В "Карлсруэ" и "Гамбурге" были свои исполнители. Как я мог подходить к мячу, если в команде был Хесслер, который потрясающе выполнял штрафные? Очень часто с ним вспоминали гол в ворота нашей сборной на ЧЕ-92, когда он сравнял счет на последних секундах.

- Самое обидное решение судьи по отношению к вам?

- В 96-м году перед чемпионатом Европы в принципиальном матче бундеслиги со "Штутгартом" мы проигрывали 1:3. Защитник в борьбе со мной нарушил правила, судья не отреагировал. Соперник уходил с мячом, я попытался сделать подкат, сыграть в отборе. Игрок "Штутгарта" упал с громким демонстративным криком. Судья показал мне красную карточку, лишив возможности выступить в финале Кубка Германии.

- Главное достижение в карьере?

- В составе сборных СССР я дважды становился чемпионом Европы - в 1988-м с юношеской командой, которую тренировал Борис Игнатьев, и в 1990-м с молодежной под руководством Владимира Радионова. Считаю, что помог "Карлсруэ", который до моего прихода не задерживался надолго в высшем дивизионе. С этой командой дошел до полуфинала Кубка УЕФА. Неплохой год получился в "Гамбурге", когда вернулся в строй после тяжелой травмы. Предлагали остаться еще на два сезона, но позвонил Винни Шефер, возглавивший "Теннис-Боруссию", и пригласил к себе. Одному из самых близких мне людей отказать не мог.

- Но все же тот переход можно считать ошибкой?

- В материальном плане он был выгоден. Контракт на три года. Встретили потрясающе, создали все условия. Но помимо меня пришли еще восемь игроков из бундеслиги, что отчасти и стало причиной разлада - всем места на поле не хватило. Начались обиды, ссоры. Бывало, приходишь на тренировку - в раздевалке кто-то дерется, то же самое во время занятий. Появились группировки. Югославы отдельно, немцы отдельно. Я оказался между двух огней.

ВЕРНУТЬСЯ В РОССИЮ БЫЛО БЫ ИНТЕРЕСНО

- Кого считаете оптимальным партнером?

- Нравилось играть со многими - Шмидтом, Данди в его лучшие сезоны, Кнуппом, Чиричем. В Союзе - с Юраном, Колывановым.

- Одно время ходили разговоры, что вы могли оказаться в "Торпедо-ЗИЛе" у Бориса Игнатьева.

- Беседа с Борисом Петровичем действительно была. Я не имел ничего против возвращения в Россию.

- Что помешало?

- Уход Игнатьева. Как я понял, он был вынужден уйти из команды. Руководство не поддержало его начинания. Игнатьев, в частности, хотел взять группу игроков. Чтобы играть на более высоком уровне, зиловцам тогда требовалось усиление.

- Кроме Игнатьева кто-либо звал в российский клуб?

- Нет, хотя вернуться было бы интересно. Я ведь только сейчас впервые увидел по телевидению матчи российского чемпионата (в Цзинане наши соотечественники имеют возможность следить за трансляциями на канале "Спорт". - Прим.А.Б.). А раньше узнавал обо всем из прессы. Если судить по газетам, по материалам ваших коллег, уровень чемпионата кажется выше. Думаю, каждый из нас, кто выступал за рубежом, - Канчельскис, Мостовой, Карпин, Юран, если бы у него было в порядке со здоровьем, могли бы играть в России еще года три-четыре.

- Совсем мало осталось игроков вашего поколения, кто продолжает карьеру. Нет желания последовать примеру Чернышова, Шалимова, Колыванова и стать тренером?

- Лет шесть назад, может, я и говорил, что об этом не думаю. А сейчас такие мысли есть. Время подходит. Анализирую какие-то моменты в тренировочном процессе, в игре, в быту. Конспекты не веду, пока все держу в голове. Но уже знаю, по какой системе станет играть моя будущая команда.

- Неужели "дубль-ве"?

- (Смеется). Не скажу.

Александр БОБРОВ

Цзинань - Москва

ГОЛЫ КИРЬЯКОВА В ЗАЧЕТ "КЛУБА 100"

СССР - 11

"ДИНАМО" (1987 - 1991)

11

Чемпионат СССР

8

Кубок СССР

1

Кубок УЕФА

2

РОССИЯ - 1

"ДИНАМО" (1992)

1

Чемпионат России

1

ГЕРМАНИЯ - 42

"КАРЛСРУЭ" (1992 - 1998)

36

Чемпионат Германии

29

Кубок Германии

5

Кубок УЕФА

2

"ГАМБУРГ" (1998 - 1999)

6

Чемпионат Германии

5

Кубок Германии

1

СБОРНАЯ СССР - 5

СБОРНАЯ РОССИИ - 10

ВСЕГО - 69