ШАХМАТЫ |
СУПЕРТУРНИР В ДОРТМУНДЕ |
БОЛОГАН ПОБЕДИЛ С ПЕРВОГО ЗАХОДА!
То, что случилось в немецком Дортмунде, пожалуй, не имеет аналогов в новейшей шахматной истории. Молдавский гроссмейстер Виорел Бологан, занимающий в мировой табели о рангах скромное 42-е место, обошел 2-го, 3-го и 4-го шахматистов мира - Владимира Крамника, Вишванатана Ананда, Петера Леко. Дебютант одного из самых престижных в мире шахмат супертурниров с первого захода выиграл его!
ЗВЕЗДНЫЙ ЧАС МОЛДАВАНИНА
Было это давно, зимой 1991 года. Виорел Бологан еще не был гроссмейстером, дружил с Алексеем Шировым, помогал ему готовиться к супертурниру в Линаресе. Кстати, первому турниру в знаменитом испанском городке, который мне довелось освещать (потом их было 10).
Я приехал в Новогорск на известную всем спортивную базу. Помню, меня немного удивило, что шахматисты анализировали позицию, а при этом из магнитофона лилась рок-музыка.
Широв, с которым мы были знакомы еще со времен его детских соревнований, представил мне своего юного друга из Молдавии: "Виорел пока не гроссмейстер. Но он скоро им станет. Вы о нем еще услышите..."
Не так давно, после грандиозного открытого турнира "Аэрофлот-опен" в февральской Москве, который Виорел блистательно выиграл, мы вспомнили ту далекую "музыкальную" встречу, и Бологан сказал с улыбкой, что прогноз его друга Широва сбылся, хотя и с некоторым опозданием.
Да, "слышать"-то о Бологане, конечно же, доводилось и раньше августа 2003-го. В свои 31 Виорел побеждал - как он сам подсчитал в феврале - уже в 29 турнирах самого разного уровня. Но ни одна из его прежних побед не была столь громкой. Ибо ни в одном из тех соревнований, где Бологан играл ранее, не выступали первые лица шахматного королевства.
С вопроса о звездах и началась наша телефонная беседа с победителем супертурнира в Дортмунде. Состоялась она всего через пару часов после его окончания.
- Виорел, поздравления от "СЭ" с самым крупным успехом в вашей спортивной карьере!
- Спасибо!
- Ну, и как вам элита? "Почувствовали разницу"?
- Почувствовал. Партии получались более напряженными. Видимо, потому, что и Владимир Крамник, и Виши Ананд, и Петер Леко много видят за доской, чаще делают лучшие ходы и лучше считают варианты. Не зря их ваш брат журналист называет супергроссмейстерами.
- И все же вам удалось их потеснить на пьедестале почета. За счет чего?
- Вообще-то я никого никуда не теснил. Просто в одном конкретном турнире сыграл несколько успешнее, чем эти конкретные шахматисты.
- Но все же, согласитесь, "конкретно" выиграли вы. Где и как вы к этому турниру готовились?
- В Севастополе. И ничего необычного, сверхъестественного в моей шахматной подготовке не было. Может быть, больше чем обычно уделял внимание общефизической подготовке.
В моем успехе в Дортмунде особую роль сыграли женщины - моя жена Маргарита, которая оказывала неоценимую психологическую поддержку во время турнира, и дочка Катя. Ей всего год и два месяца, но она великодушно пошла на то, что впервые согласилась побыть некоторое время без мамы - со своей бабушкой.
Надеюсь, мои женщины довольны, что я своей игрой в Дортмунде оправдал их надежды.
- И не только их надежды, Виорел! Вы были единственным участником, который прошел своего рода спортивный отбор к этому турниру. Вы представляли большую армию ваших коллег, для которых были воплощением их мечты сыграть в "кастовом", элитном турнире, куда вход для простых смертных заказан...
- Во время турнира я действительно ощущал поддержку своих коллег. Очень много было посланий по электронной почте, особенно из моей родной Молдавии. Это звучит, наверное, странно по отношению к самому себе, но мне понятны чувства коллег, которые желали мне успеха в этом "элитном окружении". Если бы я сам был на их месте, то искренне болел бы за новичка "высшего общества". И в самом зале, где мы играли, физически ощущал поддержку зрителей, она словно висела в воздухе: все хотели нового победителя!
- Как думаете, ваш пример может подвигнуть организаторов других супертурниров устраивать справедливый спортивный отбор?
- Я очень благодарен Александру Григорьевичу Баху, директору "Аэрофлот-опен", и дортмундским организаторам, которые поддержали эту полезную инициативу. Хорошо было бы, если бы справедливый спортивный отбор существовал всегда. Так было бы интереснее для всех.
- У вас счет микроматчей с Анандом и Крамником - 1:1, а Леко вы одолели - 1,5:0,5. Крамник в последней партии с вами мог сыграть и поэнергичнее. Как-то довольно подозрительно выглядел "сюрпляс" белого короля в углу доски, этакое "топтание" по полям b1-a1-b1...
- К этому моменту позиция была уже равная. Перевес, причем серьезный, белые упустили раньше. Наверное, Володе не стоило менять ладьи и надо было подумать о каких-то более решительных действиях на королевском фланге.
- Нам в Москве во время прямой трансляции из Дортмунда казалось, что белые могли попытаться осуществить прорыв h2-h4 пораньше...
- После партии мы с Володей обменялись мнениями: просто, "в лоб", прорваться не проходило... Надо было что-то потоньше поискать.
- Как суперэлита восприняла ваш успех?
- Очень по-доброму. Мы ведь - профессионалы, занимаемся одним делом. И каждый из нас прекрасно понимает, что у другого могут быть хорошие, счастливые моменты в жизни. И надо постараться друг другу эти моменты не портить, а, наоборот, всячески поддержать коллегу, если на его долю выпал успех. Во всяком случае, меня ребята поздравляли очень тепло и душевно.
- Вы входите в инициативную группу, которая занята созданием новой гроссмейстерской ассоциации. Какие цели ставите перед собой?
- Прежде всего - создать организацию профессионалов. Чтобы они могли внятнее и четче излагать свои пожелания. Мы стремимся к тому, чтобы голос профессионалов был услышан при принятии тех или иных решений. Ситуация в шахматном мире сложилась довольно аморфная. И лучше что-то делать, чем просто "ждать милости" от организаторов и чиновников...
- И как далеко вам удалось продвинуться в этом деле?
- Я - не самый активный работник зарождающейся ассоциации гроссмейстеров. Пока готовился к супертурниру и играл в Дортмунде, мои коллеги прорабатывали отдельные параграфы устава новой организации. ..
- Что-то более весомое, чем престиж, вы приобрели после этой своей победы?
- Помимо приятного чувства от выигрыша турнира и первого приза приобрел еще 23 пункта рейтинга.
- Перед турниром вы говорили, что ваша цель - попасть в первую рейтинговую десятку. Сейчас, после Дортмунда-2003, цель осталась той же?
- Какой-то особой эйфории от своего достижения не испытываю. Возможно, накладывается усталость... Возможно, подсознательно я давно был готов к чему-то подобному, просто случай не представлялся... Победа, конечно же, приятна, но, разумеется, я отдаю себе отчет в том, что работе на пути к совершенствованию нет конца. Например, в партии с Крамником в последнем туре мне пришлось спасаться. А значит, надо работать и еще раз работать!
- Вы помогали Руслану Пономареву в подготовке к матчу с Василием Иванчуком. Как думаете, каковы его шансы в матче против Гарри Каспарова?
- Уточним. Я помогал Руслану в подготовке к чемпионату мира ФИДЕ в Москве и потом - во время турнира в Линаресе. А к матчу с Иванчуком его готовили Топалов и другие тренеры.
Шансы против Каспарова у Пономарева, конечно же, есть. Но в какую силу Руслан играет сейчас, мне неизвестно, так как я давно не видел ни одной его партии.
- Руслан вас не приглашал ему помочь?
- Вообще-то нет.
- Вы видели Крамника и Леко в деле. Кто фаворит в этой паре?
- Лучше выглядит Крамник. Это я и раньше говорил.
- Вы уже довольно давно живете в Москве. Не планируете поменять место жительства?
- Возможно, в ближайшие годы и предстоят какие-то изменения. Может быть, вернусь на родину, в Молдавию, где попытаюсь более активно поддерживать свою шахматную школу.
- Помню вашу прекрасную статью в "Шахматной неделе" о замечательном наставнике молдавских шахматистов Чебаненко. Как бы он порадовался сейчас вашей победе!
- Да. Учитель был бы рад! Так высоко ни один молдавский шахматист еще не поднимался.
- Ваши ближайшие спортивные планы?
- Буду защищать цвета своего клуба "Казань" (чемпиона России в командном зачете. - Ю.В.) в европейском клубном чемпионате. Сыграю в турнире 16-й категории в Дании. Это - ближайшие планы.
- А более "отдаленные" цели ставите перед собой?
- Наверное, не буду оригинален, если скажу, что хотелось бы постичь глубину шахмат. И попутно постараться добиться более высоких спортивных результатов.
ПОТУСКНЕВШИЕ ЗВЕЗДЫ?
Если для Виорела Бологана успех в Дортмунде - звездный час, то супергроссмейстеры Крамник, Ананд и Леко вряд ли занесут этот турнир себе в актив. Чемпион мира по классическим шахматам, который выиграл здесь уже штук пять турниров, на этот раз играл очень тяжело, если не сказать тускло. Единственный скромный "плюсик" - победа над Раджабовым - вот и все достижения. Маловато, прямо скажем, для чемпиона... Его соперник по будущему матчу за титул "чемпиона-классика" - Леко - выполнил "пятилетний план" по проигрышам. Так много Леко не проигрывал никогда прежде!
Причины спада 2-го и 4-го шахматистов мира лежат на поверхности: полное организационное фиаско "Эйнштейн групп", сопровождаемое сведениями о финансовом крахе компании, владеющей (владевшей?) правами на розыгрыш первенства мира по "классике"... Добавим сюда неясные перспективы в грядущем цикле первенства мира под эгидой единственно законной - теперь это уже очевидно - Международной шахматной федерации. Все это не прибавляет оптимизма честолюбивым гроссмейстерам, и чтобы это понять, не надо быть искушенным психологом.
Но есть надежды, что коллективные меры по спасению матча Крамник - Леко в ближайшее время принесут свои плоды и тогда "потускневшие звезды" (первой величины!) вновь заблистают на радость их многочисленным почитателям в России, Венгрии и во всем мире. Среди "спасателей" заметны такие "организационные монстры", как РШФ, ФИДЕ, правительство Венгрии... Ну не может быть, чтобы любимые всеми звезды вновь не засверкали!
Во всяком случае, чемпион мира Крамник (в нашем "электронном общении" - через интернет) дал понять, что в ближайшие дни (речь шла о середине августа) что-то конкретное может, наконец, проясниться в вопросе о долгожданном матче с Леко.
ФАКИР БЫЛ ПЬЯН, ФОКУС НЕ УДАЛСЯ
Мои юные критики (на просторах шахматного Интернета) нет-нет, да и упрекнут меня в "повторах и штампах". В частности, пеняют мне и за участившегося "человека-паука" (Микки Адамса), и за повторяющегося тут и там "индийского факира шахмат" (Ананда, разумеется).
Ну-ну... Готов ответить, господа, и за "факира", и за "паука".
О "пауке" Адамсе, надеюсь, случай еще представится, а об Ананде поговорим сейчас.
Ананд - конечно же "факир"! Он же "йог". Он же "брахман". Он же "простой трудящийся шахматного Востока". Не раз и не два был замечен Виши и в "вырубании под ноль турнирного "хвоста". Это вам кто хочешь скажет. Хотя бы и Гарри Кимович (мне лично он это говорил не раз). Но вы правы, милостивые государи, когда говорите, что "хвосты" нынче "уплотнились" и "под ноль не вырубаются".
Не тот нынче "хвост" пошел, господа, что и говорить.
По всем признакам Бологан должен быть где? В "хвосте", не так ли? Ан нет! Бологан нынче - "голова"! А вот Леко перешел временно в "хвостовой вагон"...
Но если говорить серьезно, то у нашего "индийского факира шахмат" помимо указанной привычки вырубать под ноль "хвостовых" коллег, давно подмечена куда более печальная особенность. И называется она - внезапный упадок творческих и спортивных сил по причине внезапного же удара по самолюбию со стороны того или иного соперника.
Примеров - тьма. На моей памяти была и печально известная поклонникам индийского гроссмейстера 10-я партия матча с Каспаровым в Нью-Йорке (1995-й). И 2-я "экспресс-партия" в микроматче с Карповым на 1-м нокаут-чемпионате мира ФИДЕ в Лозанне (1999-й). Более свежие случаи из жизни "факира": катастрофа в ничейном "ладейнике" против "Великого и Ужасного" в Линаресе. И, наконец, совсем свежий пример: пущенная под откос партия с юным бакинским гроссмейстером Теймуром Раджабовым - в Дортмунде.
После того как Раджабов создал "на факире" подлинный шедевр (с жертвой ферзя!), великий фокусник, видимо, с горя напился (воды, конечно, причем без газа) и потерял всяческий кураж. Из его факирской флейты полились какие-то странные, дикие звуки, сонные кобры повылазили из корзины и расползлись окрест...
Но чу! Стоило факиру собственноручно сотворить подлинный шедевр - в партии против лидера турнира Бологана, - как вновь полились из факирской флейты привычные, томные мелодии, вернулись и кобры в корзину! И вновь обрел он хищный глазомер. В итоге наш скромный трудящийся шахматного Востока занял свое привычное место в голове турнирного поезда.
Хотя и не в 1-м вагоне, а во 2-м и даже в 3-м (по дополнительным показателям 2-й в итоговом протоколе - Крамник). Но если учесть, что после 1-го круга Ананд занимал последнее место, то и это неплохо.
Юрий ВАСИЛЬЕВ
Супертурнир в Дортмунде. 10-й тур |
Ничьи: КРАМНИК (Россия) - Бологан (Молдавия), Раджабов (Азербайджан) - Ананд (Индия) и Найдич (Германия) - Леко (Венгрия). Итоги: Бологан - 6,5, КРАМНИК и Ананд - 5,5, Раджабов - 5, Леко - 4 и Найдич - 3,5.